Забытый таран капитана Маслова

Сегодня трудно выяснить точные детали того, что произошло в тот день в районе Молодечно — Радошковичи. Долгое время хрестоматийной была версия, которую опубликовали в газете «Правда» 10 июля 1941 года корреспонденты П. Павленко и П. Крылов в очерке «Капитан Гастелло». Суть её широко известна.26 июня 1941 года экипаж под командованием капитана Н. Ф. Гастелло в составе лейтенанта А. А. Бурденюка, лейтенанта Г. Н. Скоробогатого и старшего сержанта А. А. Калинина на самолёте ДБ-3Ф вылетел на бомбёжку немецкой мотоколонны на дороге Молодечно — Радошковичи в составе звена из двух бомбардировщиков. Огнём зенитной артиллерии самолёт Гастелло был подбит. Вражеский снаряд повредил топливный бак, и Гастелло совершил огненный таран — направил горящую машину на механизированную колонну врага. Все члены экипажа погибли.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.1941 года Николай Гастелло был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Забытый таран капитана Маслова

Неожиданно эта версия пополнилась новыми деталями. В 1951 году для последующего торжественного перезахоронения была произведена эксгумация останков из предполагаемой могилы Николая Гастелло. Однако в ней обнаружились личные вещи другого человека: как позже выяснилось, однополчанина Николая Гастелло — комэска капитана Александра Маслова. В результате проведенного расследования установлено, что его экипаж (штурман лейтенант Владимир Балашов, стрелок-радист младший сержант Григорий Реутов, стрелок младший сержант Бахтурас Бейскбаев) в тот день в том же месте проводили бомбометание по мотоколонне врага, были подбиты, и Маслов направил горящую машину на скопление фашистской техники.

В горячке первых дней войны останки Гастелло и Маслова были перепутаны. Свидетели подвига экипажа Маслова вскоре погибли в бою. А об экипаже Гастелло сослуживцы рассказали журналистам «Правды». Так и получилось, что двойной подвиг получил одностороннюю огласку.

То, что останки Маслова были захоронены в могиле Гастелло, имело нехорошие последствия для семьи комэска. Его посчитали пропавшим без вести. Семья Маслова долгое время не знала, где похоронен сын, муж, отец, не получала полагавшиеся близким погибшего летчика социальные льготы. Но в 1951 году о «досадной путанице» официальные власти предпочли не распространяться. Лишь 2 мая 1996 года справедливость восторжествовала — капитану А.С.Маслову было посмертно присвоено звание Героя России.
В посёлке Проводник Коломенского района, расположенном близ села Андреевское, где родился Маслов, с 15 мая 2002 года его имя носит местная средняя школа.

В декабре 2007 года здесь же в честь столетия со дня рождения Героя ему был установлен памятник.

Забытый таран капитана Маслова

Биографическая справка. Александр Спиридонович Маслов родился 22 ноября 1907 года в селе Андреевском Московской губернии. Окончив 4 класса коломенской заводской школы и школу крестьянской молодежи, три года работал киномехаником в Коломне при отделе народного образования. В октябре 1929 года был призван в Красную Армию, служил в 10-м Туркестанском стрелковом полку в Ленинграде. Отслужив положенный срок, Александр Маслов поступил в военно-теоретическую школу летчиков, вслед за которой окончил курсы командиров. Великую Отечественную войну летчик встретил командиром 3-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка 42-й авиадивизии дальнего действия Западного особого военного округа. Его авиаполк оказался одним из первых, который столкнулся с вторгнувшимся в наше Отечество неприятелем — Маслов принял участие в этой войне с первых ее часов. 26 июня 1941 г. во время бомбежки вражеской танковой колонны в районе Минска, самолет Маслова был подбит неприятелем. С пробитым бензобаком экипаж самолета принял решение бросить полыхающую пламенем машину на автоколонну противника, пожертвовав своими жизнями.

источник:rosgeroika.ru

AesliB