Забытые асы

Груздеву также принадлежала инициатива в использовании щитков для уменьшения радиуса виража. Убедившись, что в бою на горизонталях наш ЛаГГ-3 не может зайти в хвост Ме-109, он придумал хитрый приём — отклонять на 10 — 15 градусов посадочные щитки крыльев. А это было нелегко! На глубоком вираже, под давящей перегрузкой, нужно было дотянуться до нижней части приборной доски, нажать кнопку выпуска закрылков, а в нужный момент — когда щитки отклонятся, — вернуть её в нейтральное положение. И всё это в условиях боя! Многие лётчики, пытавшиеся повторить этот приём, говорили, что для этого надо иметь третью руку и дополнительную пару глаз (желательно — на затылке). Груздев говорил иначе — «надо правильно распределять внимание».

Умение «пользоваться глазами» как одно из важнейших для лётчика-истребителя подчёркивали многие выдающиеся лётчики: Е.Г. Пепеляев, В.Д. Лавриненков, П.И. Муравьёв, Г.А. Баевский.

Осенью 1941 года из-за нехватки двигателей АМ-35А в некоторых частях ВВС самостоятельно производили установку моторов АМ-38 на самолёты МиГ-3. Так, техническим составом 402-го авиаполка в ноябре 1941 года в полевых условиях была произведена установка двигателей АМ-38 на два самолёта. Следовало проверить, как поведет себя МиГ-3 в воздухе. Ведь помимо нового мотора, под крыльями машины установили ещё и пусковые установки для реактивных снарядов. Испытания проводили командир полка майор К.А. Груздев и командир одной из эскадрилий капитан Б.Г. Бородай.

13 августа 1941 года в бою над Новгородом Великим с группой неприятельских бомбардировщиков Ю-88 он сбил два из них реактивными снарядами.

В сентябре был представлен к званию Героя Советского Союза (тогда оно присваивалось за 10 лично сбитых самолётов), но был награждён орденом Ленина. Время побед, а с ним и наград ещё не пришло.

В 1968 году инициаторами повторного представления к званию Героя Советского Союза выступили ветераны НИИ ВВС, но безуспешно.

15 марта 1942 года К.А. Груздев выступил в газете «Сталинский Сокол» со статьей «Как вести воздушный бой с «Мессершмиттом-115». Самолёт называемый в 1941-42 гг. «Мессершмиттом-115» был на самом деле известным некоторым лётчикам Ме-109Ф. В декабре 1941 года Ме-109Ф совершил вынужденную посадку на аэродроме в Тушино. После восстановления немецкий самолет проходил испытания в НИИ ВВС, которые закончились в апреле 1942 года.

Вскоре Груздев был отозван с фронта, некоторое время занимал должность инспектора Северо-Западного фронта, позднее он направлен в НИИ ВВС и назначен начальником лётной части. Проводил испытания самолётов Як-7В и Як-7ДИ с М-105ПФ. Совместно с Г.Я. Бахчиванджи занимался работой по проведению испытаний опытного ракетного истребителя БИ-1. 12 января 1943 года выполнил полёт на этом самолёте. При посадке, в момент выпуска шасси, одна из лыж оторвалась. Лишь благодаря выдержке и высокому лётному мастерству, проявленным Груздевым, этот полёт закончился благополучно.

Испытателем Груздев был талантливым, инициативным. Вскоре ему поручили исследование штопорных характеристик американского истребителя Р-39 «Аэрокобра». Самолёт этот обладал неудовлетворительной центровкой и при определённых режимах полёта сваливался в «плоский» штопор, вывести из которого эту машину было непросто даже опытному лётчику. Испытания на вывод из плоского штопора «Аэрокобры» № АН628 происходили в течении нескольких месяцев в городе Кольцово, под Свердловском, куда был эвакуирован институт.

9 февраля 1943 года, в одном из таких испытательных полётов, подполковник К.А. Груздев погиб. Лётчик до последнего старался найти способ вывести падающий самолёт из неуправляемого вращения, но так и не смог этого сделать.

Константин Афанасьевич Груздев похоронен на кладбище посёлка Малый Исток, расположенном неподалёку от аэродрома Кольцово под Екатеринбургом, рядом с товарищем по испытаниям ракетного самолета БИ-1 – Г.Я. Бахчиванджи, погибшего при испытании этой машины 27 марта 1943 года.

В боях поражений не знал

Рогов Борис Пантелеевич был одним из ярчайших асов великолепной 10-й гвардейской истребительной авиационной дивизии. Его пилотаж отличала исключительная аккуратность, но и виртуозность, которой лётчик порой бравировал. В боях Рогов был расчётлив и отважен, при этом не знал поражений, не потерял ни одного из своих ведомых.

Борис Рогов родился в 1923 году. С января 1943 года служил в составе 13-го ИАП (позднее 111-м гвИАП ), воевал на Ла-5.

Забытые асы

Характерен его вылет на разведку с молодым лётчиком гвардии мл. лейтенантом П.А. Авраменко 15 марта 1944 года. В районе наблюдения, западнее Проскурова, нашу пару пытались перехватить два Ме-109. В завязавшемся бою разведчики сбили оба неприятельских истребителя, закончили выполнение задания и вернулись на свой аэродром.

Гвардии старший лейтенант Б.П. Рогов сражался под Сталинградом и в небе Кубани, на Курской дуге и в Корсунь-Шевченковской операции, в боях под Львовом и Проскуровом. Совершил больше 300 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 26 самолётов противника.

Заметим, что Борис Рогов по числу личных побед – 26, наряду с И.Г. Кузнецовым, является рекордсменом среди лётчиков-истребителей, не удостоенных звания Героя Советского Союза.

Он награждён двумя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны 2-й степени.

Некоторая информация о нём содержится в книге-исследовании лётчика-истребителя 10 гвардейской ИАД Героя Российской Федерации П.М. Бойкова «На главных направлениях»:

«…19 апреля 1943 года группа из 20 истребителей Ла-5 во главе с командиром полка подполковником Лышковым прикрывала наши войска на Малой земле. В 16 часов 30 минут со стороны Анапы появились 8 Ме-109Г-2, которые уклонились от атаки группы майора С.Я. Жуковского.

Через 2 — 3 минуты Лышков заметил со стороны Чёрного моря 12 бомбардировщиков Хе-111 под охраной истребителей. Группа Жуковского связала их боем, а восьмёрка Латышева атаковала «Хейнкели». В этом бою Я.К. Латышев и Б.П. Рогов сбили по одному Хе-111. Бомбардировщики противника, беспорядочно сбросив бомбы, ушли в сторону моря. Преследуя их, Н.И. Гринько сбил ещё один бомбардировщик противника.

..3 августа 1943 года войска Воронежского фронта перешли в контрнаступление на Белгородско-Харьковском направлении. Рано утром на сопровождение 12 штурмовиков Ил-2 вылетели 10 истребителей Ла-5ФН под командованием старшего лейтената С.Д. Горелова. В районе Белгорода их штурмовали 35 истребителей противника. Завязался воздушный бой, в котором советские лётчики сбили 8 вражеских самолётов. При этом, комэск С.Д. Горелов и командир звена Б.П. Рогов сбили по два Ме-109.

…Много геройских поступков совершили отважные лётчики разведывательной эскадрильи, выполняя самые ответственные задания командования. На боевом пути от Белгорода до Праги они произвели 3528 вылетов, сбили в воздушных боях 129 вражеских самолётов и 8 аэростатов — корректировщиков. Только гвардейцы — разведчики Алексей Балясников и Борис Рогов сбили 41 самолёт противника».

Командир звена 111-го гвардейского ИАП гвардии ст. лейтенант Б.П. Рогов погиб 14 сентября 1944 года, когда, взлетев с подвешенными под крылья истребителя 50-килограммовыми бомбами, задел ими за невысокую насыпь на краю аэродрома…

Замечу, что все соратники летчика – С.Д. Горелов, П.А. Гнидо, А.Е. Шварёв, П.М. Бойков, отзывались о нём, как о лётчике, в превосходной степени.

автор: Николай Бодрихин

источник: www.stoletie.ru

AesliB