Забытая Новороссийская танкодесантная операция

За всю Вторую Мировую войну советская армия осуществила около сотни морских десантов. Подавляющее большинство этих десантов были малочисленны и решали оперативные задачи. При этом в СССР того времени крупных десантных судов и специальных средств для десантирования бронемашин и прочей техники не было вовсе. Флот же для доставки десанта использовал не только мотоботы, плашкоуты (несамоходные грузовые суда) и баржи, но и малые охотники, тральщики, рыболовные шаланды и даже шести- и восьмивёсельные ялы, в общем, всё, что имело мореходность чуть выше, чем у утюга.

К примеру, для высадки ленд-лизовских британских «Валентайнов» (предположительно Mk III) и американских М-3Л «Генерал Стюарт» в печально известной Южной Озерейке использовались так называемые «болиндеры». Своё своеобразное название эти суда получили благодаря шведской мотостроительной фирме. На самом деле это были самоходные, но крайне медлительные баржи. И использовали их отнюдь не от хорошей жизни, просто альтернативы не было. Чем закончился этот десант всем хорошо известно. Большая часть ленд-лизовских танков не преодолела даже полосу пляжа.

Забытая Новороссийская танкодесантная операция

 

Забытая Новороссийская танкодесантная операция

Ствол пушки и башня лёгкого американского танка М-3Л «Генерал Стюарт», поднят со дна моря у Южной Озерейке в 1973 году

По иронии судьбы известность Южно-Озерейской десантной трагедии, провал Керченско-Феодосийской операции и триумф «Малой Земли» убрали на задний план и сделали практически забытой Новороссийскую танкодесантную операцию, уникальную в некоторых аспектах.

Несмотря на провал десанта в Южной Озерейке, генерал-лейтенант Константин Николаевич Леселидзе с того самого момента, как отвлекающий Новороссийский десант стал основным и закрепился на Малой Земле, бомбардировал командованием Северо-Кавказского фронта предложением танкового десанта на захваченный плацдарм. Он мотивировал это необходимостью создания хоть минимальной маневренной бронированной группы для нанесения контрудара в случае прорыва обороны малоземельцев крупными силами противника. Кроме того, присутствие танков стало бы моральной поддержкой десантников, оторванных от основных сил.

Сложность подобной высадки в тех условиях тяжело переоценить. Во-первых, район высадки находился под постоянным воздействием артиллерии и авиации врага. Во-вторых, с моря существовала серьёзная опасность вражеских военных катеров. В-третьих, почти всё побережье в этом районе было захламлено потопленными судами и их обломками. Умножьте все эти факторы на естественную необходимость проведения высадки ночью, мелководье побережья и отсутствие причалов и необходимого оборудования.

При первой попытке использовались уже известные «болиндеры». 11 февраля 1943 года эти тихоходные плавающие чемоданы, загруженные опять-таки «Валентайнами» и «Стюартами», отбуксировали из Геленджика в Новороссийск. Но, причалив на Малой Земле, они так и не смогли произвести высадку, как ни бились десантники. Поэтому танки вернулись в Геленджик.

13 февраля танки перегрузили на 150-тонные баржи, оборудованные специальными сходнями, более приспособленными для условий малоземельского побережья. Но, к сожалению, все ленд-лизовские танки и в этот раз постигла печальная судьба их собратьев из Озерейки. Волнение моря в тот день достигало 3-х баллов, а ледяной норд-ост пронизывал до костей. Караван был обнаружен противником. Район высадки просвечивался прожекторами, и на десант обрушился артиллерийско-миномётный обстрел. Десантники прыгали в ледяное море. Обе баржи и два танка были сожжены огнём противника, один танк уничтожен авиацией, последний же утонул прямо у берега.

С тех пор, вплоть до марта 1943 года, командование и слышать не хотело о танковом десанте на Малой Земле. Толчком для перемены решения стала немецкая операция «Нептун», суть которой сводилось к фразе, приписываемой фюреру, «сбросить этих русских в море». Но наступление захлебнулось, танки противника были сожжены, пехота остановлена, не спасла положение даже сотни самолётов люфтваффе.

Забытая Новороссийская танкодесантная операция

Мотобот проекта 165 с артиллерийским орудием на носу

На этот раз Леселидзе смог убедить командование повторить танковый десант на Малую Землю. Однако, теперь уже сами инициаторы десанта слышать не хотели о баржах и пресловутых «болиндерах». Поэтому выбор пал на мотоботы тип ДБ проекта 165. Длина — 14,6 м, ширина — 3,57 м, осадка: 0,9 м. Скорость от 5 до 7,5 узла, в зависимости от модификации. Также в зависимости от модификации варьировалась и грузоподъёмность, доходящая до 5,5 тонн. Недостатком этого типа мотоботов было отсутствие заднего хода.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB