Высокое мастерство, отвага и мужество лётчика Моргунова

Имя этого блестящего воздушного бойца, трагически погибшего вскоре после войны, входит в первую десятку имен лучших советских асов.

Отважный лётчик родился в 1918 году в Подмосковье — в деревне Чернятинские Выселки Каширского района. После окончания 7 классов каширской средней школы он поступает в ФЗУ и становится слесарем. В 1938 году Сергей Моргунов без отрыва от производства учится в аэроклубе. Уже здесь проявляются его замечательные способности, любовь к лётному делу. Через 2 года его направляют в военную авиационную школу, которую он блестяще закончил, проучившись вместо 2-х лет только 8 месяцев. По окончании школы лётчик Моргунов служит в воинских частях на Дальнем Востоке.

Высокое мастерство, отвага и мужество лётчика Моргунова

Свой первый боевой вылет Сергей Николаевич выполнил на Кубани 7 Апреля 1943 года, в районе станции Крымской, когда советские лётчики вели тяжёлые бои за превосходство в воздухе. Тогда же, в Апреле, он открыл свой боевой счёт, сбив на Як-1 сразу 2 вражеских истребителя Ме-109. За боевые успехи в небе Кубани он был награждён орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени.

Вот что пишет в своей книге «В небе «Соколы» известный лётчик — истребитель, однополчанин Сергея Моргунова, Герой Советского Союза А. Н. Ситковский:

«Сергей Моргунов считался одним из лучших лётчиков в полку. Он навязывал противнику воздушные бои, сбивал их или обращал в бегство. Успешно выполнял поставленные задачи и приводил машину на базу без повреждений.

Сергей поражал врага с близких дистанций. Однажды, выполняя задание по разведке, обнаружил немецкого корректировщика Hs-126. Мгновенно приблизившись, прошил его огнём из пушки и пулемётов. Продолжая полёт, увидел стоявший на земле транспортный самолёт Ju-52. Прицелился и после нескольких очередей зажёг его.

В небе Кубани Сергей Моргунов сбил 13 вражеских самолётов. В бою его надёжно прикрывал Фёдор Савицкий, способствовавший этим успешным действиям командира».

26 Сентября 1943 года о боевых делах лётчика — истребителя С. Моргунова так сообщается в наградном листе:

«В 9:24 на прикрытии наземных войск, встретил группу бомбардировщиков Ю-87, парой внезапно атаковал её, зажёг одного «Юнкерса», который и упал. В 9.30 встретил вторую группу Ю-87 под прикрытием двух Ме-109, которые находились ниже на 500 — 600 метров. Тов. Моргунов атаковал ведомого Ме-109 и с первой очереди сбил его. В 16.30 во время полёта в районе прикрытия наземных войск обнаружил уходивший на свою территорию самолёт противника ФВ-190, догнал и атаковал его. Опытный фашистский ас пытался уйти, но с третьей атаки Моргунов сбил вражеский самолёт».

Через год он провёл уже 200 боевых вылетов, в 60 воздушных боях лично сбил 12 самолётов противника. 1 Июня 1944 года Лейтенант С. Н. Моргунов был назначен комэском, а в конце Августа командир 15-го Оршанского ИАП Подполковник Исаков подписал его представление к званию Героя за 22 лично сбитых самолёта противника.

Моргунов был мастером воздушной разведки, обладая большим мастерством, выдержкой, точным расчётом, бесстрашием и беспредельной отвагой. Ведь разведка ведётся в зоне ружейно — пулемётного и зенитного огня.

Высокое мастерство, отвага и мужество лётчика Моргунова

На страницах армейской газеты была опубликована статья «Высокое мастерство, отвага и мужество лётчика С. Н. Моргунова». В ней, в частности, говорилось:

«От воздушного разведчика требуется большое умение, настоящая выдержка, дерзость, основанная на трезвом расчёте, бесстрашии и отваге. Такие качества имеются у Лейтенанта С. Моргунова. Не так давно Моргунов получил задачу — разведать место сосредоточения тылов противника. Лётчик вышел на выполнение боевого задания. Вот и цель. Высота 200 — 300 метров. На земле никакой вражеской техники не заметно. «Но ведь недаром же меня послали именно в этот район. Вражеские танки должны быть где — то там, внизу», — мелькнуло в голове Моргунова. Он принимает дерзкое решение — резко идёт на снижение. До земли — не более 25 метров, теперь он отчётливо увидел замаскированные танки врага. Их было много. Лейтенант Моргунов уже возвращался на свой аэродром, когда наткнулся на фашистский Ю-87. Не дав врагу опомниться, советский лётчик с ходу бросился в атаку и с короткой дистанции пулемётной очередью поджёг «Юнкерса». Боевое задание было выполнено. Командование получило ценные сведения».

В годы войны волевой и энергичный офицер прошёл боевой путь от рядового лётчика до командира эскадрильи. В воздушных сражениях он проявлял большое мастерство, мужество и находчивость. Вместе со своими боевыми товарищами он прикрывал на своём «ястребке» наземные войска, защищал промышленные объекты, сопровождал бомбардировщики и штурмовики, летал в разведку.

На счету Моргунова несколько особенно результативных боёв: утром 26 Октября 1943 года он сбил 3 вражеских самолёта: Ju-87, Ме-109 и FW-190, 12 Февраля 1945 года — 2 FW-190, а 18 Апреля 1945 года на подступах к Берлину уничтожил сразу 4 FW-190 в одном вылете.

Летом 1944 года, в боях за освобождение Белоруссии и Литвы, отличились многие лётчики 15-го ИАП, особенно: Л. Слизень, В. Сувиров, С. Моргунов, М. Барабанов, Парамохин, Денчик и другие. За этот период лётчики полка сделали 1116 боевых вылетов, провели 176 воздушных боёв, сбили 39 самолётов противника. Своих потерь не было.

Особый героизм проявили лётчики при овладении городом Вильнюс, за что полк был награждён орденом Красного Знамени. Многие лётчики, техники, офицеры штаба были награждены правительственными наградами.

В Указе Президиума Верховного Совета Союза ССР от 27 Июля 1944 года сказано:

«15-й истребительный авиационный Оршанский полк за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городом Вильнюс и проявленные при этом доблесть и мужество, наградить орденом Красного Знамени. За успешные действия полков по освобождению города Вильнюс 278-я Сибирская истребительная авиадивизия 25 Июля 1944 года награждена орденом Суворова II-й степени».

Обратимся вновь к воспоминаниям Героя Советского Союза А. Н. Ситковского:

«Однажды, было это уже в период боёв за Одер, по сигналу тревоги 4 самолёта под командованием Моргунова вылетели на отражение 40 FW-190, летевших бомбить наш аэродром. Бой был жарким и трудным, но четвёрку возглавлял смелый испытанный воин, не знавший поражений. Группа сбила 5 «Фоккеров», 2 из них сбил Моргунов. Все, кто с земли видел этот бой, восхищались смелыми действиями нашей четвёрки, и когда они приземлились, лётчиков встретили бурными аплодисментами».

…Шел Апрель 1945 года. У личного состава истребительного авиационного Оршанского полка имени Ф. Э. Дзержинского было приподнятое настроение. Авиаторы видели, что приближается долгожданный день победы над ненавистным врагом.

К Берлинской операции лётчики готовились тщательно: изучали карты крупного масштаба, ремонтировали технику и вооружение, совершали учебные полёты и бои, вводя в строй молодых пилотов. Хотя война и шла к концу, но каждый знал: враг будет драться ожесточённо и легких побед ожидать нельзя.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB