Выдающийся военный инженер Российской империи

В 1849 году данная железная дорога сыграла важную роль в Венгерской кампании русской армии. Россия оказалась вовлечена в венгерскую революцию 1848 года, выделив экспедиционный корпус Паскевича, который выступил на стороне Австрийской империи. В рамках кампании фельдмаршал Паскевич предпринял исключительно смелый для своего времени маневр, равного которому история военного искусства ранее не знала. Он перебросил по железной дороге Варшава-Вена, построенной Герстфельдом, полноценное войсковое соединение — 9-ю пехотную дивизию генерал-лейтенанта Федора Сергеевича Панютина: 4 полноценных пехотных полка в составе 10 тысяч штыков при 48 орудиях. При себе солдаты дивизии имели походные ранцы с провиантом на 4 дня, а в товарных вагонах были перевезены лошади и фураж для них.

При этом в боевых действиях смог отличиться и Эдуард Иванович Герстфельд, который доказал, что является не просто «свадебным генералом». В годы Венгерской кампании он сначала заведовал перевозкой русских войск по прусским и австрийским железным дорогам, а затем возглавил инженерные части действующей армии. 5 июля 1849 года во время сражения при Вайцене он лично под огнем противника руководил работами по восстановлению разрушенного моста через овраг. 14 июля того же года он участвовал в переправе отряда князя Горчакова через реку Тису, переправа также проходила под огнем противника, а 21 июля он принял участие в сражении при Дербечине. За участие в Венгерском походе и проявленную в боях храбрость он 8 августа 1849 года был награжден шпагой, украшенной алмазами с надписью «За храбрость». Также он был награжден австрийскими наградами: командорским крестом Леопольда и Железной короной 1-й степени.

Выдающийся военный инженер Российской империи

Виллевальде Богдан Павлович, Сражение при Быстрице (Эпизод из русско-венгерской войны 1849 г.)

В июле 1850 года генерал-майор Эдуард Герстфельд был назначен на ключевой пост товарища (заместителя) главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями. В это время круг обязанностей военного инженера был очень обширен: разработка общего плана сухопутных и водных сообщений в Российской империи, сооружение электромагнитных телеграфов, разработка учебных планов для подготовки в России будущих инженеров. При этом уже в 1851 году именно Герстфельду было поручено возглавить управление работами по строительству Петербургско-Варшавской железной дороги, которая сыграла большую роль для развития огромных территорий. Работы по строительству новой «чугунки» начались в 1852 году, а сквозное движение между Варшавой и Петербургом было открыто в декабре 1862 года.

Все это время его карьера шла своим чередом. 21 января 1854 года он был назначен членом Комитета для рассмотрения предположений о сооружении железных дорог. 27 марта 1855 года был произведен в генерал-лейтенанты, с оставлением в должности и назначением сенатором. В Сенате Эдуард Герстфельд присутствовал в общем собрании четвертого, пятого и межевого департаментов, а с 1870 года был неприсутствующим сенатором. 13 июня 1868 года он стал членом Совета Министерства путей сообщения, а летом того же года с 14 июня по 22 сентября временно управлял всем министерством. При этом 21 марта 1868 года министр путей сообщения Российской империи Мельников ходатайствовал о производстве Герстфельда в полные генералы, 24 декабря того же года последний, по случаю 50-летия своей службы в офицерских чинах, был произведен в инженер-генералы. А 11 ноября 1869 года Эдуард Герстфельд был избран в почетные члены Николаевской инженерной академии, которую он успешно закончил еще полвека назад.

Умер Эдуард Иванович Герстфельд 24 ноября 1878 года в возрасте 79 лет. Он был похоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище. Его жизнь и карьера являлись наглядным подтверждением того, как работали социальные лифты в Российской империи, показывая, как человек из довольно простой семьи сумел добиться огромных достижений, заслужив сначала личное дворянство, а затем и пожизненное дворянство для своих детей, которых у него, к слову, было 11 от трех жен.

Выдающийся военный инженер Российской империи

автор: Юферев Сергей

источник: topwar.ru

AesliB