Воздушный Ас Алексей Семенович Закалюк

Через 40 минут он уже докладывал командиру полка майору Тараненко о результатах воздушной разведки. Командир внимательно выслушал разведчиков, оценил сложившуюся обстановку и принял решение на штурмовку обнаруженной колонны.

— Товарищ капитан! Вы обнаружили эту цель, вам и поручаю её отштурмовать. Пойдете шестёркой…

И тут же приказал инженеру полка по вооружению подвесить под крылья реактивные снаряды. Вскоре шестёрка истребителей И-16 под командованием Чайки стартовала в воздух и, маскируясь в лучах утреннего солнца, взяла курс на цель. Прошли больше половины пути, вдали показался Орехов. Чайка, покачивая самолёт с крыла на крыло, подал сигнал: «Внимание, приготовиться к атаке».

И правым полупереворотом через крыло пошёл на снижение до бреющего полёта. Вот впереди по курсу видна цель. Капитан Чайка делает своим звеном горку, выскакивает на колонну и с хода атакует её. За ним повторяет маневр второе звено лейтенанта Фролова.

Началась штурмовка. Из-под крыльев самолётов со свистом полетели эрэсы, оставляя за собой длинные хвосты огненных струй. Застучали пушки и пулемёты. Немецкие солдаты в панике бросились бежать в разные стороны, прыгали в противотанковый ров, падали на землю. Появились взрывы, запылали автомашины.

Лётчики делают повторный заход на атаку, непрерывно поливая пулемётно — пушечным огнём врага. Пулемётная очередь сержанта Закалюка прошила бензозаправщик, который тут же загорелся. Из спаренных зенитных пушек «эрликон» потянулись длинные очереди к «Ишачку» сержанта Касавина и подбили его. Самолёт Касавина взмыл вверх, затем свалился на крыло, упал в гущу автомашин и взорвался.

Закалюк увидел, что из впереди идущего командирского самолёта тянется серый шлейф дыма. «Командира подбили!» — мелькнула мысль. Капитан Чайка сразу понял, что он подбит, и маневрируя стал отходить от колонны. За ним, заканчивая атаки,потянулись остальные лётчики группы. Закалюк увеличил скорость, подошёл ближе к самолёту командира. Вся правая сторона фюзеляжа от мотора до хвоста была залита маслом.

«Дотянет ли домой! — забеспокоился Закалюк. — Скорее бы выйти с территории, занятой противником, а то, чего доброго, ещё придется садиться у него в тылу…»

Но, как нарочно, самолёт Чайки теряет скорость и высоту. Винт стал вращаться медленнее, мотор работает с перебоями. И вот — совсем остановился. Капитан Чайка, выпуская шасси, пошёл на вынужденную посадку. «Впереди ровное поле, командир выбрал хорошую площадку», — подумал Закалюк.

Но как помочь командиру? Решение принято мгновенно: «Буду садиться за командиром и на моем самолёте вместе улетим! Что бы ни случилось с командиром, я в ответе за него», — думал Закалюк, выпуская шасси.

Лейтенант Фролов понял сложившуюся обстановку и стал их прикрывать. Самолет Чайки коснулся колесами земли и побежал по полю. Вслед за ним сел и сержант Закалюк. Не выключая мотора, он быстро выскочил из кабины и побежал к командиру. Капитан Чайка с трудом вылез из кабины и, стоя на крыле самолёта, удивленно смотрел на сержанта. Лицо и руки Капитана были в крови.

— Товарищ капитан, быстрее садитесь в мой самолёт, а я — «верхом»… Вместе и улетим!

— Мы в одной кабине не поместимся, — сказал Чайка, — улетайте быстрее! Немцы близко!

— Нет, товарищ командир… Не могу! Садитесь в мой самолёт и улетайте, а за мной пришлите «спарку»! В случае чего — я могу постоять за себя, а вы ранены.

После некоторого раздумья капитан Чайка согласился с сержантом, и, отдав ему свой пистолет и две обоймы, сел в самолёт ведомого и взлетел.

Наступила гнетущая тишина. Закалюку всё ещё не верилось, что всего несколько минут назад они были над вражеской колонной, где был сущий ад. И вот он на земле, один, в окружении неприятеля. И снова беспокойство охватило Закалюка: как бы раненый командир не потерял сознание в воздухе. Нет, этого не должно произойти. Командир волевой человек. Он обязательно долетит !

Закалюк подошёл к подбитому самолёту командира. Пушечная очередь пришлась по мотору, разбила один цилиндр, повредила приборную доску и маслопровод. «За мной прилетит, видимо, Фролов. Он место посадки знает и быстро найдет меня», — размышлял Закалюк. И тут же подумал: «А если появятся немцы? Тогда буду сражаться до последнего патрона: ведь у меня 4 обоймы, а это 32 патрона!»

Воздушный Ас Алексей Семенович Закалюк

Время, казалось, тянулось бесконечно. Но, глянув на часы, Закалюк понял, что прошло всего лишь 40 минут. Было тихо. И вдруг в этой гнетущей тишине Закалюк скорее угадал, чем услышал, знакомый гул. Приближалось звено наших самолётов. Учащённо забилось сердце. Не бросили, не оставили врагу, прилетели!

Двухместный самолёт УТИ-4 с хода выпустил шасси и пошёл на посадку, а остальные стали в круг, прикрывая его.

Сержант Закалюк быстро надел парашют и побежал навстречу севшему УТИ-4. В первой кабине «спарки» сидел лейтенант Фролов. Алексей вскочил на крыло подрулившей «спарки» и забрался во вторую кабину.

— Как командир? — спросил он лейтенанта Фролова.

— Прилетел благополучно! — прокричал Фролов и тут же добавил: — Садись быстрее, надо спешить!

— Нет, ты мне правду скажи! — настаивал Закалюк.

— Сел он, сел. Только после сруливания с полосы ему стало плохо. Когда его усаживали в санитарную машину, он открыл глаза и сказал: «Там остался Закалюк… Надо быстро послать за ним самолёт». Вот командир полка немедленно и послал меня.

Воздушный Ас Алексей Семенович Закалюк

Фролов дал газ, «спарка» пошла на взлёт. На аэродроме сержанта Закалюка с нетерпением ждали. Техник самолёта Хмелевский со слезами на глазах подбежал к Алексею, обнял его:

— Вернулся, вернулся, дорогой!

Об этом памятном для Закалюка вылете в лётной книжке сделана очень краткая запись: «13.10.1941 г. Самолёт И-16. Штурмовка войск противника в районе города Орехов. Вылетов — 1. Время налета — 1 час 5 минут. Расход боеприпасов: РС-2, боекомплект патронов». Но за скупыми строками этой записи поступок, равный подвигу, поступок, названный известным советским поэтом А. Твардовским высшей честью:

У лётчиков наших такая порука,
Такое заветное правило есть:
Врага уничтожить — большая заслуга,
Но друга спасти — это высшая честь!

Воздушный Ас Алексей Семенович Закалюк

P-39N «Аэрокобра» cтаршего лейтенанта А. С. Закалюка. 104-й ГвИАП, 1944 год.

Несколько дней спустя во фронтовой газете была напечатана заметка о том, как молодой лётчик спас своего командира. А потом с каждым днём в ожесточённых боях крепли крылья воздушного бойца. И вот в 1943 году фронтовые дороги снова привели его в Донбасс. Всю войну Закалюк провёл, как говорится, «от звонка до звонка», закончил её в составе 104-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Он совершил 608 боевых вылетов, провёл 50 штурмовок войск противника, 110 воздушных разведок, 166 раз сопровождал бомбардировщиков и штурмовиков. Участвовал в 69 воздушных боях, лично сбил 16 (по другим источникам — 19) самолётов противника и 14 — в группе с товарищами.

Воздушный Ас Алексей Семенович Закалюк

С июля 1944 года командир эскадрильи 104-го Гвардейского ИАП Гвардии капитан Закалюк назначается штурманом полка, а после гибели штурмана дивизии с ноября 1944 года и до конца войны становится её штурманом. После войны продолжал служить в ВВС. В запас вышел в звании подполковника. Награждён четырьмя орденами Красного Знамени, двумя — Отечественной войны, орденом Красной Звезды и многими медалями. Участвовал в Параде Победы.

источник: airaces.narod.ru

AesliB