Вера Комиссаржевская: чайка

Неудачный брак, семейное насилие, двойное предательство и попытка суицида – так начиналась жизнь великой актрисы. В 29 лет она решила покончить с этими глупостями и заняться делом. За следующие 20 она подняла актёрское искусство на новую высоту и стала символом русского театра.

Вера Комиссаржевская: чайка

1. Династия

Вера Комиссаржевская: чайка
С искусством жизнь Веры Фёдоровны Комиссаржевской была связана с самого рождения. Её отец – знаменитый оперный певец Фёдор Петрович Комиссаржевский. Он учился вокальному мастерству в Италии и после возвращения в Россию выступал в петербургской Итальянской опере, затем был солистом Мариинки. Позже переехал в Москву, где пел на сцене Большого театра и служил профессором Московской консерватории.

Вместе с известными режиссёрами Александром Федотовым и Константином Станиславским, и художником Ф. Л. Соллогубом Комиссаржевский основал «Общество искусства и литературы» и связанное с ним Музыкально-драматическое училище.

Вера Комиссаржевская: чайка

Другими словами, Фёдор Петрович был одним из выдающихся деятелей искусства своего времени и это оказало заметное влияние на его дочь. Она любила наблюдать, как отец разучивает партию, готовясь к очередной роли. Ей нравилось общество актёров, композиторов, поэтов и музыкантов, которое часто собиралось в их доме. Театр был частью её жизни задолго до того, как она стала актрисой.

Впрочем, творческая одарённость Веры также была заметна ещё до выхода на профессиональную сцену. Комиссаржевская с детства пела и играла в домашних постановках, отец рассчитывал, что она пойдет по его стопам и станет оперной певицей.

2. Неудачное замужество

Вера Комиссаржевская: чайка

Безоблачное детство кончилось внезапно. Отец, часто бывавший на гастролях, влюбился в молодую литовскую княжну и оставил семью. Мама Веры была вынуждена продать семейное имение в Марьино и судорожно искала, как теперь устраивать жизнь троих дочерей, которых надо было выдавать замуж.

Тем временем Вера познакомилась с начинающим художником графом Владимиром Муравьевым. В 19 лет она вышла за него, но это замужество не было счастливым. Два года ссор и скандалов. Муравьев много пил, поднимал на жену руку. В конце концов, завёл роман с её младшей сестрой Надей.

Вера очень тяжело переживала эти события. Пыталась покончить с собой и целый месяц провела в психиатрической клинике, после чего долго приходила в себя. Некоторые биографы считают, что именно личное страдание в конечном итоге привело Комиссаржевскую на театральную сцену.

После такого травматического опыта Вера больше не думала о браке и всерьёз занялась искусством, решив в 29 лет выйти на профессиональную сцену.

3. Инженю

Вера Комиссаржевская: чайка

Комиссаржевская дебютировала в 1891 году на любительской сцене в спектакле петербургского собрания флотского экипажа. Потом какое-то время занималась в «Обществе искусства и литературы», созданном её отцом. В частности, училась театральному мастерству у актёра Александринского театра В. Н. Давыдова, и под руководством отца разучивала оперные партии.

За драматическую часть в «Обществе» отвечал Константин Станиславский, и Комиссаржевская участвовала в спектаклях, которые он ставил.

Первым успехом актрисы стала роль в поставленном Станиславским спектакле «Плоды просвещения» по одноименной драме Льва Толстого. Это был ещё любительский театр, но сделанный на очень высоком уровне. Ролью Бетси Комиссаржевская заявила о себе и вскоре, благодаря связям отца, смогла устроиться в Новочеркасский театр.

Играла начинающая актриса в основном в комедиях и водевилях, и на начальном этапе именно в амплуа инженю – наивной молоденькой девушки – добилась успеха. И хотя Комиссаржевская состоялась, прежде всего, как драматическая актриса, она заметно оживила уже в те годы набивший оскомину образ инженю, показав, что даже давно ставшие штампами роли можно сделать индивидуальными. Комиссаржевская играла своих «наивных девушек» с небывалой ранее эмоциональной глубиной, смотрела на них не как на типажи, но как на реальных людей, чью историю призвана рассказать со сцены.

Вера Комиссаржевская: чайка

«Личность артистки дает всегда окраску исполняемой роли. Это несомненно недостаток, но у г-жи Комиссаржевской это скорее достоинство, потому что в ее игре отражаются характерные черты ее изящной и чуткой натуры, ее тонкого и наблюдательного ума», – писал критик новочерскасской газеты Гранитов.

И всё же сама Комиссаржевская однообразные комедийные роли считала лишь подготовкой к настоящему искусству. В те первые годы своей карьеры она играла премьеры каждые 2-3 дня – по 50 с лишним новых ролей за один сезон. Но уже видела себя серьезной драматической актрисой, поэтому при первой же возможности ушла из труппы Новочеркасского театра.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB