Неудачный брак, семейное насилие, двойное предательство и попытка суицида – так начиналась жизнь великой актрисы. В 29 лет она решила покончить с этими глупостями и заняться делом. За следующие 20 она подняла актёрское искусство на новую высоту и стала символом русского театра.
1. Династия
С искусством жизнь Веры Фёдоровны Комиссаржевской была связана с самого рождения. Её отец – знаменитый оперный певец Фёдор Петрович Комиссаржевский. Он учился вокальному мастерству в Италии и после возвращения в Россию выступал в петербургской Итальянской опере, затем был солистом Мариинки. Позже переехал в Москву, где пел на сцене Большого театра и служил профессором Московской консерватории.
Вместе с известными режиссёрами Александром Федотовым и Константином Станиславским, и художником Ф. Л. Соллогубом Комиссаржевский основал «Общество искусства и литературы» и связанное с ним Музыкально-драматическое училище.
Другими словами, Фёдор Петрович был одним из выдающихся деятелей искусства своего времени и это оказало заметное влияние на его дочь. Она любила наблюдать, как отец разучивает партию, готовясь к очередной роли. Ей нравилось общество актёров, композиторов, поэтов и музыкантов, которое часто собиралось в их доме. Театр был частью её жизни задолго до того, как она стала актрисой.
Впрочем, творческая одарённость Веры также была заметна ещё до выхода на профессиональную сцену. Комиссаржевская с детства пела и играла в домашних постановках, отец рассчитывал, что она пойдет по его стопам и станет оперной певицей.
2. Неудачное замужество
Безоблачное детство кончилось внезапно. Отец, часто бывавший на гастролях, влюбился в молодую литовскую княжну и оставил семью. Мама Веры была вынуждена продать семейное имение в Марьино и судорожно искала, как теперь устраивать жизнь троих дочерей, которых надо было выдавать замуж.
Тем временем Вера познакомилась с начинающим художником графом Владимиром Муравьевым. В 19 лет она вышла за него, но это замужество не было счастливым. Два года ссор и скандалов. Муравьев много пил, поднимал на жену руку. В конце концов, завёл роман с её младшей сестрой Надей.
Вера очень тяжело переживала эти события. Пыталась покончить с собой и целый месяц провела в психиатрической клинике, после чего долго приходила в себя. Некоторые биографы считают, что именно личное страдание в конечном итоге привело Комиссаржевскую на театральную сцену.
После такого травматического опыта Вера больше не думала о браке и всерьёз занялась искусством, решив в 29 лет выйти на профессиональную сцену.
3. Инженю
Комиссаржевская дебютировала в 1891 году на любительской сцене в спектакле петербургского собрания флотского экипажа. Потом какое-то время занималась в «Обществе искусства и литературы», созданном её отцом. В частности, училась театральному мастерству у актёра Александринского театра В. Н. Давыдова, и под руководством отца разучивала оперные партии.
За драматическую часть в «Обществе» отвечал Константин Станиславский, и Комиссаржевская участвовала в спектаклях, которые он ставил.
Первым успехом актрисы стала роль в поставленном Станиславским спектакле «Плоды просвещения» по одноименной драме Льва Толстого. Это был ещё любительский театр, но сделанный на очень высоком уровне. Ролью Бетси Комиссаржевская заявила о себе и вскоре, благодаря связям отца, смогла устроиться в Новочеркасский театр.
Играла начинающая актриса в основном в комедиях и водевилях, и на начальном этапе именно в амплуа инженю – наивной молоденькой девушки – добилась успеха. И хотя Комиссаржевская состоялась, прежде всего, как драматическая актриса, она заметно оживила уже в те годы набивший оскомину образ инженю, показав, что даже давно ставшие штампами роли можно сделать индивидуальными. Комиссаржевская играла своих «наивных девушек» с небывалой ранее эмоциональной глубиной, смотрела на них не как на типажи, но как на реальных людей, чью историю призвана рассказать со сцены.
«Личность артистки дает всегда окраску исполняемой роли. Это несомненно недостаток, но у г-жи Комиссаржевской это скорее достоинство, потому что в ее игре отражаются характерные черты ее изящной и чуткой натуры, ее тонкого и наблюдательного ума», – писал критик новочерскасской газеты Гранитов.
И всё же сама Комиссаржевская однообразные комедийные роли считала лишь подготовкой к настоящему искусству. В те первые годы своей карьеры она играла премьеры каждые 2-3 дня – по 50 с лишним новых ролей за один сезон. Но уже видела себя серьезной драматической актрисой, поэтому при первой же возможности ушла из труппы Новочеркасского театра.