В пылающем небе Балтики

Дмитрий Кудымов родился в 1910 году. После окончания Качинской военной авиационной школы лётчиков в 1935 году, служил на Дальнем Востоке, в 9-й отдельной авиаэскадрильи. Это подразделение считалось в те годы одним из лучших и наиболее боеспособных в ВВС Тихоокеанского флота.

С ноября 1937 по май 1938 года, в составе первой группы советских лётчиков — добровольцев, участвовал в оказании помощи китайскому народу в войне с Японией. В воздушных боях, летая на И-16, лично сбил 4 самолёта противника ( 2 декабря — бомбардировщик Мицубиси А5М, 3 декабря — бомбардировщик, ? декабря — истребитель И-96, 18 февраля 1938 года — бомбардировщик Мицубиси А5М ).

В пылающем небе Балтики

Приходилось ему встречаться и с японскими асами. Так, в декабре 1937 года в труднейшем, почти получасовом бою, уничтожил истребитель И-96 пилотируемый знаменитым японским «королём неба» Ямомото.

Чуть позднее сбил ещё одного «непобедимого», на этот раз — командира тяжёлого бомбардировщика.

В Феврале 1938 года за победы в небе Китая лейтенант Д. А. Кудымов был награждён первым орденом Красного Знамени.

Боевой опыт, приобретённый в Китае, сослужил ему хорошую службу в годы Великой Отечественной войны. С начала войны Дмитрий Александрович воевал в составе 2-й эскадрильи 7-го истребительного авиаполка ВВС Черноморского флота. Летая на самолёте МиГ-3, участвовал в обороне Одессы, прикрывал Николаев. Первым применил там истребитель для штурмовки немецких танков.

Вскоре Д. А. Кудымов был награждён вторым орденом Красного Знамени. Потом, в составе уже 8-го и 9-го авиационных полков, дрался в небе Севастополя и Новороссийска. С лета 1942 года занимался перегонкой самолётов.

В Январе 1943 года командир эскадрильи майор Д. А. Кудымов был направлен в распоряжение 21-го истребительного авиационного полка ВВС Краснознамённого Бплтийского Флота. Там он летал на уничтожение дальнобойных и морских стационарных батарей, топил крейсер ПВО «Ниобе» в Котке. Не раз встречался с «непобедимыми» асами Люфтваффе. Среди известных побед того времени можно отметить следующие: 12 января 1943 года сбил истребитель Ме-109, а 23 января — FW-190. Обе победы были одержаны им на И-16.

В феврале 1943 года группа лётчиков 3-й эскадрильи, летавшей с аэродрома Гражданка, одержали внушительную победу над врагом. Под командованием своего нового командира, майора Д. А. Кудымова, они сбили 4 Ме-109, прикрывая действия штурмовиков Ил-2.

Блестящую победу одержал Д. А. Кудымов в День Красной Армии и Военно — Морского Флота, 23 февраля 1943 года. В тот день на И-16 он сбил новейший, только что появившихся в нашем небе, немецкий истребитель FW-190. «Фоккер» упал на территории, не занятой врагом. На его борту насчитали 29 знаков побед, одержанных пилотом в воздушных боях во Франции, Испании, Польше, Норвегии. Однако мастерство нашего лётчика оказалось выше.

В пылающем небе Балтики
В середине мая 1943 года 3-я эскадрилья майора Д. А. Кудымова улетела в Новую Ладогу. Там лётчикам предстояло сдать отслужившие свой век И-16, получить новенькие Як-7 и освоить их.

Летом 1943 года выявилась крайняя необходимость в оздоровительном отдыхе майору Д. А. Кудымову. Он много летал и очень устал. Окружающие этого не замечали. И неудивительно. На людях Дмитрий Александрович никогда не жаловался на здоровье. Он неизменно повторял: «Отдыхать — после войны». Однако опытному полковому врачу стало ясно: усилия воли, высокое сознание долга, необходимость всегда быть примером для подчинённых делали внешне незаметным снижение у Кудымова «прыти» к полётам. Он оставался в представлении боевых друзей эталоном неистощимой выносливости, необходимой воздушному бойцу.

Но, к сожалению, это только казалось. Фактически же состояние здоровья Д. А. Кудымова находилось на пределе. Оно было чревато возможностью неоправданных тяжёлых последствий. Их необходимо было предотвратить незамедлительно, чтобы не опоздать !

Причин, обусловивших утомление лётчика ( ему было тогда уже 33 года ), было достаточно. Боевой счёт Д. А. Кудымова к тому времени составлял 425 боевых вылетов, 40 воздушных боёв. Наряду с победами имел и неудачи. Дважды был сбит самолётами противника и трижды подбит зенитками. В одной из аварийных посадок на подбитом самолёте ( ещё в период боёв на Чёрном море ) получил ожоговую травму, сотрясение головного мозга, перелом ребра. Всё это не исчезло бесследно. Организм лётчика нуждался в помощи. Нужен был отдых от боевой работы. Сам Кудымов просил такого вопроса пока не поднимать: обстановка не та, могут не так понять.

Обстановка в полку летом 1943 года действительно была нелёгкой. Однако идти на поводу у лётчика военврач не мог. Месячный отпуск, предоставленный майору Кудымову, сыграл положительную роль. Наряду с улучшением самочувствия нормализовались некоторые объективные показатели состояния его здоровья. Лётчик прибавил в весе. Нормализовалось кровяное давление ( бывшее до отпуска крайне низким ). Улучшилась кислотность желудочного сока, прежде значительно превышавшая норму. Нормализовался сон. После отпуска повысилась и боевая активность лётчика. За 12 дней после отдыха он налетал столько, сколько за 30 дней до отпуска при прочих равных условиях.

С начала ноября 1943 года майора Дмитрия Александровича Кудымова назначили заместителем командира полка по лётной подготовке. И вновь боевая работа…

Читай продолжение на следующей странице
AesliB