Трагедия «Сокрушительного»

Имя эскадренного миноносца «Сокрушительный» редко звучит в документальном эфире, практически не встречается на страницах военных мемуаров. Лишь в воспоминаниях Командующего Северным флотом в годы Великой Отечественной войны адмирала Головко посвящены ему несколько строк…

А между тем, обстоятельства гибели «Сокрушительного» могли бы составить одну из трагических и героических страниц военной летописи Российского флота.

Трагедия «Сокрушительного»

Военный почтальон и «Сокрушительный»

Эсминец «Сокрушительный» принадлежал к многочисленной серии советских эсминцев «Седьмого проекта». К началу Великой Отечественной войны в составе советского ВМФ числилось 22 представителя этого проекта. Серия дала миру немало знаменитых имен — одна из «Семерок» получила в годы войны Гвардейский флаг, четверо — Орден Красного Знамени.

«Сокрушительный» появился на свет на заводе № 189 имени С. Орджоникидзе. Эсминец был заложен 29 октября 1936 года под заводским номером С-292, спущен на воду 23 августа 1937 года и в 1939 году вошел в строй. После краткой учебной программы на Балтике перешел на Северный флот — по Беломорско-Балтийскому каналу. С ноября 1939 года приписан к порту Полярный.

Первой войной для него стала Советско-Финляндская. В качестве дозорно-патрульного корабля «Сокрушительный» совершил несколько боевых походов и однажды воспрепятствовал проникновению в советское воздушное пространство финского самолета-разведчика. С 18 июля 1940 года по 4 июля 1941 года эсминец прошел гарантийный ремонт на заводе № 402 в Молотовске. Суммарный маршрут эсминца по ледяным морям составил на момент начала Великой Отечественной войны более 10 380 миль.

Трагедия «Сокрушительного»

Моряки «Сокрушительного» со свои любимцем — шпицем Тишкой

Присоединившись после коротких испытаний к Беломорской флотилии, «Сокрушительный» сразу же включился в настоящую боевую работу: до 29 сентября 1941 года корабль совершил несколько выходов на эскортирование военных транспоротов, перевозивших войска, трижды выходил на минную постановку, поставив возле Мурманска оборонительное заграждение из 135 мин. А 1 октября «Сокрушительный» прибыл в Полярный и вошел в состав отдельного дивизиона эсминцев.

Северный флот в годы Великой Отечественной войны был самым молодым и самым малочисленным, но в то же время наиболее активно действовавшим оперативным соединением нашего ВМФ. До прибытия из Англии линкора «Ройал Соверейн», получившего в России имя «Архангельск», «Семерки» составляли на севере главную силу. Пять эсминцев этого типа — «Громкий», «Грозный», «Гремящий», «Стремительный» и «Сокрушительный» — плюс три ветерана Первой Мировой войны, эсминца типа «Новик» составляли 1-й отдельный дивизион эскадренных миноносцев. Только в конце 1942 года, с прибытием с Тихого океана лидера «Баку» и еще двух эсминцев «Седьмого проекта», была сформирована бригада эскадренных миноносцев под командованием капитана 1-го ранга П.И. Колчина.

До 1 января 1942 года «Сокрушительный» 11 раз выходил в составе своего соединения — обстреливать позиции немецких войск, рвущихся к Мурманску. Расход боеприпасов эсминца за это время составил 1297 130-мм снарядов. Доводилось «Сокрушительному» и взаимодействовать с союзниками: вместе с эсминцем «Грозный» и британским крейсером «Кент» он участвовал в поиске проникшей в советские воды флотилии германских эсминцев-диверсантов, встречал первые транспортные конвои, идущие из Англии в Россию.

Трагедия «Сокрушительного»

Эсминец «Грозный» в строю флотилии

Очередное боевое задание на сопровождение конвоя «Сокрушительный» получил 23 декабря. В паре с «Грозным» встретить очередной конвой. А над морем в полярной ночи бушевала пурга…

Из метеосводки на 24 декабря:
« … ветер 9 баллов, высота волны — 7 баллов».

Это значит — размахи качки стройного корпуса эсминца достигают 45 градусов, волны перехлестывают даже через высокий полубак, а вода на 15-градусном морозе не успевает стечь с бортов и надстроек — так и застывает стеклянной коркой, с каждым часом прибавляя веса конструкциям выше ватерлинии. А значит, с каждым часом ухудшается остойчивость и маневренность, с каждым часом труднее двигаться, труднее вести наблюдение, поскольку облепленная снегом и льдом оптика практически бесполезна. Несладко и бойцам: в охранении конвоя не пересидишь ледовый шторм в теплом кубрике — по режиму готовности номер один расчеты находятся у орудий, готовые встретить врага… И остается только уповать на то, что неприятель, ведущий поиск конвоя в примерно таких же условиях, «сломается» раньше, и боя просто не будет.

Словом, не удивительно, что после трех суток, проведенных в штормовом зимнем море, «Сокрушительный» попал в ремонт — на походе вышла из строя одна из турбин ТЗА. Только в марте следующего года удалось эсминцу восстановить боеспособность.

Трагедия «Сокрушительного»

Моряки на борту английского транспорта и эсминец охранения

28 марта – новый боевой выход. Снова сводная группа — «Сокрушительный», «Гремящий», британский эсминец «Ориби». Задача — встреча идущего сквозь полярный сумрак конвоя PQ-13. Утром следующего дня встреча с конвоем состоялась, а уже в 11 часов 18 минут в густом тумане над морем прогрохотал первый залп…

Через две минуты у борта «Сокрушительного» вырос почти 30-метровый белый всплеск от упавшего в воду снаряда. Потом — еще четыре. И еще три… Неведомый противник, прикрываясь густым туманом, вел обстрел конвоя из легких орудий.

Эсминцы охранения увеличили скорость, и, маневрируя под огнем, пошли на врага. Видимость была отвратительной: злосчастный стрелок, немецкий миноносец класса «Редер», открылся на курсовом угле 130° только при дистанции 15 кабельтовых. По меркам Второй Мировой войны, это стрельба почти в упор.

«Сокрушительный» добился попадания по врагу со второго залпа — скорости были слишком высоки. Из-под основания трубы немецкого эсминца выбило в небо густой клубок дыма и пара, немец резеко отвернул с курса на конвой и бесславно драпанул под дымзавесу. Вслед ему полетели еще 4 залпа «Сокрушительного», но далеко уходить от конвоя было нельзя: враги, как правило, нападали стаей. Оставив преследование, «Сокрушительный» вернулся к конвою.

Трагедия «Сокрушительного»

Германский эсминец серии «Z» («типа «Редер»)

Бой продлился менее 10 минут, но споров вокруг него хватило на 75 лет. И до сих пор они не утихают. По вахтенному «Сокрушительного» вроде бы получалось, что эсминец, которому отбили охоту атаковать конвой, был «Z-26″. Но по немецким документам «Z-26″ в это время был на другом участке боя, и вел стрельбу по британскому крейсеру «Тринидад», причем, крепко получил от англичанина и едва держался на плаву с единственной уцелевшей пушкой.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB