Траектория подвига летчика Оськина

24 июля 1992 года в небе над Гомелем загорелся самолет-ракетоносец Ту-22У. Подполковник Виктор Оськин приказал экипажу катапультироваться, а сам повел самолет дальше от жилых кварталов. Звание Героя России...

24 июля 1992 года в небе над Гомелем загорелся самолет-ракетоносец Ту-22У. Подполковник Виктор Оськин приказал экипажу катапультироваться, а сам повел самолет дальше от жилых кварталов. Звание Героя России ему присвоили посмертно. Виктор Оськин стал первым человеком в истории российской дальней авиации, удостоенным звания Героя Российской Федерации.

Родился Виктор Оськин первого декабря 1952 года в селе Усть-Раевка Октябрьского района Курской области. Он был четвертым ребенком в семье. В 1974 году Виктор Оськин с отличием окончил Тамбовское высшее военное училище летчиков. Диплом он получил вместе с золотой медалью, а его фамилию, в знак почета, увековечили на мраморной доске с именами медалистов.

Он служил в Дальней авиации и старшим помощником командира корабля Ту-16 184-го тяжелого бомбардировочного авиаполка 13-й гвардейской бомбардировочной дивизии (аэродром Прилуки Черниговской области), и командиром дальнего бомбардировщика Ту-16 (Бобруйск, Белорусский военный округ). Затем его назначили командиром бомбардировщика в 200-м гвардейском бомбардировочном полку в Бобруйске.

Автору этих строк очень хорошо знаком 200-ый полк. В нем служил мой отец, авиационный техник. Очень хорошо помню, как меня, маленького пацана, пускали посидеть в кабине самолета, даже на месте командира корабля. Чудо! А когда шли полеты, в домах авиагородка дребезжали, едва не лопаясь, оконные стекла. Сейчас уже не узнать, пересекались ли пути моего отца и будущего Героя России Оськина…

С 1978-го по 1990-е годы Виктор Оськин служил на разных должностях в 290-м отдельном разведывательном авиаполку на аэродроме Зябровка под Гомелем. В 1985 году он окончил Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина. С 1990 года служил начальником отдела в 43-м Центре боевой подготовки и переучивания летного состава на аэродроме Дягилево. В общем-то, все как у обычных офицеров, которые любят небо и самолеты…

24 июля 1992 года подполковнику Оськину предстояло выполнить так называемое «упражнение 301» курса боевой подготовки Дальней авиации. На учебном самолете-ракетоносителе Ту-22У необходимо было принять контрольный полет по кругу у вернувшегося из отпуска командира эскадрильи подполковника Александра Степченкова. Так принято у летчиков — после отпуска необходимо восстановление навыков пилотирования.

Предстояло выполнить несколько несложных фигур пилотажа. В качестве инструктора на борт поднялся Виктор Оськин, штурманом был майор Николай Иванов. Весь экипаж корабля — профессиональные пилоты первого класса. Вылет осуществлялся с аэродрома Зябровского учебного авиационного центра.

В 17 часов 02 минуты во время полета над южной окраиной города Гомеля, Новобелицей, у самолета неожиданно отказал один из двигателей и загорелись топливные баки. Летчики, понимая всю опасность возникшей аварийной ситуации, в срочном порядке предпринимают решительные действия с целью увести горящую машину за пределы города.

После попытки развернуть Ту-22У в направлении от города, загорелся и правый двигатель. Виктор Оськин, старший на борту крылатой машины, отдал экипажу команду катапультироваться. Сам командир попытался увести самолет, терпящий бедствие, как можно дальше от жилых кварталов города и нефтехранилища, расположенного в районе возможного падения.

Сам он катапультировался лишь тогда, когда полностью убедился, что неуправляемая машина упадет в безлюдном месте. Наверное, он и сам понимал, что шансов на спасение уже не имел… Дело в том, что на Ту-22У катапульта отстреливает кресло пилота вниз, а не вверх, и для раскрытия парашюта оно проходит путь не менее 350 метров. Самолет в момент катапультирования был на высоте менее 300 метров. Летчик погиб при ударе об землю. Подполковник Оськин спас от гибели не только членов экипажа, но и людей на земле.

Звание Героя России было присвоено ему посмертно за героизм и мужество, проявленные при аварийной ситуации в полете. Подполковник Виктор Оськин ценою своей жизни предотвратил падение самолета на город Гомель. Его подвиг не забыт, и имя его навсегда вошло в историю этого белорусского города. 22 сентября 1992 года решением горисполкома военному летчику Виктору Оськину было присвоено звание «Почетный гражданин Гомеля (посмертно)».

23 февраля 2002 года стараниями заслуженных ветеранов Дальней авиации в Музее боевой и рабочей славы Новобелицкой средней школы номер 41 города Гомеля открылся музей памяти Виктора Оськина, где ему посвящен один со стендов. В школьном музее Зябровской школы создан стенд, посвященный героическому подвигу летчика, там хранятся и личные вещи экипажа.

7 мая 2003 года по инициативе курского областного отделения Российского Фонда мира имя летчика, погибшего при исполнении служебного долга, было занесено на мемориальную стелу «Героям-курянам» (памятник Героям СССР и России, установленный на Красной площади города).

О подвиге Виктора Оськина в 2006 году снят документальный фильм «Траектория полета» в рамках цикла документально-публицистических телевизионных фильмов «Наследники победы». И эта публикация еще одно свидетельство того, что имя героя, спасшего сотни людей, не забыто…

источник: www.rusday.com

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock detector