«Типичный Русский» Борис Сафонов, первый дважды герой в Северном небе

Борис Сафонов, выдающийся морской летчик-истребитель, трагически ушел из жизни в мае 1942, но за свою короткую военную историю успел сделать так много, что по праву его имя хранится...

Борис Сафонов, выдающийся морской летчик-истребитель, трагически ушел из жизни в мае 1942, но за свою короткую военную историю успел сделать так много, что по праву его имя хранится в советской истории ВОВ.

Рожден был героический летчик летом 1915 года вблизи города Тулы в семействе крестьян. Многие отмечали, что по характеру и внешнему виду Борис Софонов был «типичным русским», таким серьезным, коренастым, мужественным, вызывающим невольное уважение. Так, в частности, его описывал один английский пилот, который наблюдал за Сафоновым во время ведения воздушного боя.

Не таким, как все, отличным от других, Бориса Сафонова сделал его природный дар. Он в свое время окончил школу-семилетку, училище при заводе, как и многие его ровесники. Но затем, в 1931 году, он начал еще посещать и аэроклуб. Хотя это тоже было характерно в 30-е годы для представителей советской молодежи. Все парни тогда мечтали о карьере пилота, как затем в 1960-е все хотели пойти по стопам Юрия Гагарина.

Заметным фактом являлось то, что инструктировала юного летчика Валентина Гризодубова, выдающаяся советская летчица, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза.

В 1933 году Борис отправился на срочную службу. Его сразу же направили в школу пилотов в Крыму, после в Белоруссию, где он нес службу до 1940-го. В этом году Борис Сафонов попросил перевести его в морскую авиацию, на Северный флот. Ему было 25 лет, когда началась ВОВ.

В тот момент пилот летал на И-16. Первый боевой вылет случился сразу в первый день войны. Сафонов вышел в бой против германского бомбардировщика Не 111. Он не смог его уничтожить, но изрядно покорежил и заставил с позором покинуть поле боя. Первый свой самолет Борис собьет через два дня.

К концу лета Сафонов совершит уже 130 полетов, проведет 32 схватки в небе, 11 уничтоженных самолетов будут на его счету официально.

Почему мы оговариваемся «официально», разъясним немного ниже по тексту.

В начале осени 1941 года Сафонов, уже командующий эскадрильей, удостоился звания Герой СССР. Его подопечные тогда уже подбили 50 гитлеровских летательных машин, 16 сбил лично Борис Феоктистович. Тогда же на территорию Северного флота прибыли англичане на «Харрикейнах». Сафонов первым среди советских пилотов освоил этот истребитель. Он дал английским конструкторам ценные советы, как улучшить структуру этой боевой машины, и они были внимательно изучены и учтены.

В середине осени 1941 года Бориса Сафонова, носившего звание майора, поставили командовать истребительным полком на английских истребителях. В начале 1942 года за выдающиеся достижения у Сафонова было еще 2 ордена Красного Знамени.

В начале весны 1942 года Борис Сафонов, уже в звании подполковника, возвратился в тот полк, где служил ранее. Он начал летать на американском самолете «Киттихок». Тогда же он получил высшую награду для летчиков в Англии, став одним из 4 советских асов, получивших этот крест.

В тексте, прилагаемом к награде, говорилось о том, что Борис Сафонов является самым прославленным советским пилотом-истребителем среди англичан, воевавших на Северном флоте. Его героическое поведение служило примером всем советским и английским летчикам.

Борис Феоктистович был эффективным стратегом в советской авиации, направленной на истребление самолетов противника, в меру осмотрительным и мудрым. Военно-воздушные силы Красной Армии в самом начале войны обычно выходили в бой, выстроив звено из трех летных машин, но такой вариант был ошибочен и неудобен. Некоторые историки уверяют, что Борис Сафонов еще до начала ВОВ ратовал за переход на звено из двух самолетов, в виде «ведущий и ведомый». Таким образом атаковали обычно гитлеровцы, и на этот вид стратегии ведения воздушного боя перестраивались советские летчики уже в ходе ВОВ.

Также интересно то наблюдение современников героического летчика, что Сафонов обычно записывал на себя только один уничтоженный самолет за одну воздушную схватку. Поэтому официальный счет пилота – 22 сбитых «фашиста», не отражает объективной реальности.

Коллеги Сафонова припоминали, что обычно ас сбивал в бою 2-3 летных машины, на себя записывал одну, а другие приписывал членам своей воздушной группы.

Исследователи считают, что реальное количество уничтоженных Сафоновым машин приближалось к сорока.

Сейчас трудно предположить, как жил и работал бы Борис Феоктистович во время ВОВ и после нее, если бы не его ранняя гибель. В конце мая 1942 года четыре американских «Киттихока», ведомых советскими летчиками отправились прикрывать проводку союзного конвоя PQ-16. Однако у одного самолета вылезла неисправность, и он вернулся на базу. Героический подполковник повел навстречу врагу три летательных аппарата.

О последней воздушной схватке Сафонова известно мало. Три советских истребителя нападали на шесть бомбардировщиков фашистов, прорывавшихся к конвою. В жарком бою Борис Феоктистович успел подбить два вражеских самолета и пропал.

Радиопередатчик зафиксировал только три фразы героя: «Сбил первого», «Сбил другого», «Мотор». Моряки из каравана, который охранял конвой, успели заметить, как один из советских самолетов круто развернулся и нырнул под воду…

Одна из возможных причин смерти Сафонова – то, что мог отказать двигатель, что тогда случалось довольно часто у «Киттихоков».

В середине июня 1942 года Сафонову повторно дали звание Героя СССР. Интересно, что представлен он был к этому званию за три дня до своей трагической смерти. Таким образом, Борис Феоктистович был первым, кто дважды получил такое высокое звание во время ВОВ.

Вполне возможно, что Сафонов стал бы самым знаменитым пилотом за период ВОВ, если бы не погиб так скоро. В советской морской авиации он продолжал оставаться непререкаемым авторитетом и долго еще после ВОВ.

МиГ-31 «Борис Сафонов» 458-го Гвардейского Полоцкого ордена Суворова III-ей степени истребительного авиационного полка. Котлас, 2008 г. Фото: Дмитрий Пичугин

Так, пример, истребительному авиаполку, которым командовал Борис Феоктистович, в 1948 году присвоили имя героического подполковника. А один из самолетов этого полка, МиГ-31, так и назывался – «Борис Сафонов». Сейчас он выставлен в музее в поселке Сафоново на Кольском полуострове.

 

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...