Тамара Макарова. Первая леди советского кино.

Тамара Макарова: биография За красоту и талант Тамару Макарову называли российской Гретой Гарбо. И если мужа Тамары Федоровны – Сергея Герасимова – неофициально признавали главным режиссером советского кинематографа, то его талантливую...

Тамара Макарова: биография

За красоту и талант Тамару Макарову называли российской Гретой Гарбо. И если мужа Тамары Федоровны – Сергея Герасимова – неофициально признавали главным режиссером советского кинематографа, то его талантливую супругу за глаза величали первой леди советского кино. Народная артистка Советского Союза прожила долгую и достойную жизнь.

Детство и юность

Родилась актриса в 1907 году в Северной столице в интеллигентной семье военного врача. В первые десять лет жизни девочка впитала лучшее от эпохи: благородные манеры, тонкое понимание искусства, атмосферу русского дворянства. Детство окончилось в 1917-м с гибелью отца: семья познала голод и бедность. Но девочка не бросила балетную студию, где педагоги прочили ей блестящую карьеру балерины, и учебу в школе.

В 14 лет обожавшая театр Тамара Макарова собрала «труппу», в которую вошли ее ровесники – соседские ребята. Вскоре дворовый театр радовал зрителей любительскими спектаклями. Юные артисты показали высокий уровень мастерства, за что труппу Макаровой зарегистрировали.

За выступления ребятам платили хлебными пайками, поощряя продолжать актерскую карьеру. После окончания трудовой школы Тамара Макарова стала студенткой театральной мастерской Форрегера. На момент поступления Макаровой (1924 год) мастерская вошла в состав ГИТИСа. Здесь учились Сергей Герасимов, Борис Барнет, Людмила Семенова.

Фильмы

Кинематографическая биография Тамары Макаровой началась в 1926 году с выходом на экраны картины «Чужой пиджак». Роль в фильме досталась 19-летней девушке случайно: ее окликнули на улице, спросив, не желает ли сняться в кино. После проб Макарову утвердили, и она дебютировала в художественной ленте в образе машинистки Дудкиной. Роль соблазнительной красотки открыла артистке дверь в кинематограф. На съемочной площадке у актрисы и Сергея Герасимова, игравшего агента Скальковского, вспыхнул роман. Через год актеры поженились.

В том же 1927 году Тамара Макарова вернулась в Ленинград и поступила в театральный техникум, который окончила через 3 года. Став дипломированной актрисой, в 1930 году Тамара Макарова снялась в эпизоде мелодрамы. Серьезные роли достались артистке спустя 3 года в кинопроекте Всеволода Пудовкина «Дезертир» и мелодраматической ленте Ивана Пырьева «Конвейер смерти». Но главная удача – ключевая роль в картине мужа «Люблю ли тебя?».

Всесоюзная слава обрушилась на Тамару Макарову в 1936-м, когда на экраны вышел приключенческий фильм Сергея Герасимова «Семеро смелых». Это картина об отважных полярниках. Съемочная бригада отправилась в экспедицию на север, где актеры снимались в реальной среде. Картина принесла успех режиссеру, сценаристу Юрию Герману и актерам. Тамара Макарова, Петр Алейников и Олег Жаков проснулись знаменитыми на всю страну.

В 1938-м и 1939-м молодую актрису накрыла новая волна успеха: на экраны вышли оптимистическая драма о стройке века «Комсомольск» и киноповесть «Учитель». Фильмы снял Сергей Герасимов, написав для них сценарии. Главные роли в лентах достались жене Тамаре Макаровой. За работу в «Учителе» Тамара Федоровна получила первую награду – Сталинскую премию.

Макарова стала музой Сергея Герасимова, которой он доверял воплощение ключевых персонажей в своих проектах. Жена сыграла Нину в драме «Маскарад» — экранизации одноименного произведения классика. Съемки фильма окончились в ночь на 22 июня 1941 года, а утром страна узнала о начале Второй Мировой войны. В 1942 году Сергей Герасимов в творческом тандеме с Михаилом Калатозовым снял картину «Непобедимые», где Макарова появилась в образе инженера Насти Ковалевой. В следующем году супруги уехали в вынужденную эвакуацию.

В 1944-м на экраны вышла драма Герасимова «Большая земля». В фильме, посвященном подвигу людей во вражеском тылу, Тамара Макарова появилась в образе деревенской труженицы, заменившей у токарного станка ушедшего на фронт мужа. Картина имела успех, а зрители и кинокритики сошлись во мнении, что роль Анны Свиридовой – лучшая из работ Макаровой в 1940-50-е годы.

Первая послевоенная картина Тамары Макаровой – киносказка «Каменный цветок». В роли Хозяйки Медной горы актриса запомнилась миллионам юных зрителей. В 1946-м «Каменный цветок» стал лидером кинопроката: фильм посмотрело 23 миллиона человек. Киносказка получила премию жюри Каннского кинофестиваля. Утонченную и талантливую советскую артистку, приехавшую с группой на фестиваль, заметили западные продюсеры, предложив ей сняться в кинодраме «Анна Каренина». Но позволения на съемки Макаровой не дали.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Загрузка...
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...