Сергей Маслов. Крестьянский патриот

В послеоктябрьский период вологодские эсеры решили сотрудничать с антибольшевистской подпольной организацией «Союз возрождения России». Наиболее активные деятели последней — С. С. Маслов и А. Ф. Дедусенко. В Вологде...

В послеоктябрьский период вологодские эсеры решили сотрудничать с антибольшевистской подпольной организацией «Союз возрождения России». Наиболее активные деятели последней — С. С. Маслов и А. Ф. Дедусенко. В Вологде началась подготовка антибольшевистского восстания, и С. С. Маслов руководил военным отделом «Союза».

В начале июля 1918 г. С. С. Маслов выехал в Архангельск («Союз возрождения России» планировал создать в этом городе временное правительство), успев буквально «перехватить» ехавшего в Сибирь для вхождения в состав Директории Н. В. Чайковского, убедив последнего прибыть в Архангельск, возглавив правительство Северной области. С. С. Маслов стал военным министром, а осенью 1918 г. — гражданским губернатором г. Архангельск. Проработал он в архангельском правительстве 2 месяца (02. 08. – 20. 09. 1918 г.).

Затем С. С. Маслов уехал в Сибирь — устанавливать отношения с Сибирским и Всероссийским правительствами. Прибытие С. С. Маслова в Омск совпало со свержением Директории адмиралом А. В. Колчаком.

С А. В. Колчаком и его правительством С. С. Маслов сотрудничать отказался.

Вскоре его начинает разыскивать контрразведка, и С. С. Маслов пытается выехать во Владивосток. Загранпаспорт получить не удалось, и он уехал в Томск, где жил, находясь на нелегальном положении, до 15. 06. 1919 г.

В дальнейшем перебрался через фронт в районе Златоуста, но при попытке двинуться в глубь России, был задержан и препровожден в Уфу.

В Уфе С. С. Маслов вновь вскоре был арестован и под усиленным конвоем отправлен в Москву — в ВЧК. Газета «Красный Север» отмечала, что «блудный сын» явился домой — с котомкой за плечами он тайком перебрался через линию фронта, прибыл в г. Уфу и каялся во всех прегрешениях. Теперь, как отмечалось, С. С. Маслов — в Москве, но, вероятно, вследствие его раскаяния в политических ошибках, будет отпущен на свободу.

И действительно, С. С. Маслов после дознания был освобожден — под поручительство. Для карательных органов ключевым фактором стало личное признание — С. С. Маслов утверждал, что твердо решил отойти от политической борьбы, занявшись культурной работой.

Устроившись в Москве на работу, уже в декабре 1920 г. С. С. Маслов организует нелегальную политячейку — «Крестьянскую Россию» — в которую вошли преподаватели и студенты Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Вновь арестовывался и освобождался.

Преследования и политические планы сделали С. С. Маслова эмигрантом. 18. 08. 1921 г. он выехал в Польшу, прибыв в октябре в Прагу.

В эмиграции С. С. Маслов обдумывает произошедшие в России события, рассматривает роль в последних крестьянства – как он считал, основополагающую. С. С. Маслов – один из основателей трудовой партии «Крестьянская Россия».

Кроме организационно-политической деятельности, С. С. Маслов занимался научным творчеством, публично выступал. В 1923 – 1924 гг. читал лекции в пражском Русском народном университете, руководил загранотделом Института изучения России, Комитетом практических проблем сельской жизни и стал одним из учредителей Союза русских писателей и журналистов. В 30-е гг., неоднократно выступая с докладами, ездил в Германию, Францию, Сербию, Болгарию.

Ключевая задача лидера крестьянской партии — установление контактов с СССР.

С. С. Маслов считал, что крестьянство и казачество — основа государственной жизни России. Крестьянство колонизировало новые территории, комплектовало армию, создавало большую часть национального богатства, в деревне проживало 2/3 налогоплательщиков. При этом власть (и императорская, и коммунистическая) видела в крестьянстве лишь средство для развития государства — не обращая внимания на нужды села и выжимая из деревни непосильные налоги. Политическое бесправие деревни, подчеркивал С. С. Маслов, несправедливо по отношению к крестьянству и опасно для государства. Но советская власть изменять политику по отношению к крестьянству не будет – ведь по своей природе коммунистическая власть враждебна крестьянину. Это и неудивительно – ведь крестьянин сам себе и работник, и хозяин, а коммунизм хочет убить любую хозяйственную самостоятельность, и только необходимость кормить государство заставляет советскую власть временно терпеть «мелкобуржуазную крестьянскую систему». А власть крестьянства боится — уничтожая попытки объединения последнего и раскалывая деревню (бедняки, середняки, кулаки стали предметом различной политики со стороны власти). Цель «Крестьянской России» — помочь организоваться крестьянству — чтоб добиваться «народоправства».

Крестьянская партия, охраняя государственное единство, призывала ввести справедливую (прогрессивную) систему налогов, равномерно распределить их тяжесть между селом и городом, закрепить в собственности за каждым крестьянином используемую им землю, содействовать кооперации, развивать земледелие. В промышленности следовало передать предприятия частным собственникам. В сфере внешней политики – осуществлять миролюбивую политику, нацеленную на восстановление интересов России.

Когда началась коллективизация, С. С. Маслов призвал своих крестьянских сторонников в России к активной борьбе, вплоть до террора. Но сталинские репрессии против крестьян – «ликвидация кулачества как класса» и загон крестьянства в колхозы – приводили к тому, что на протяжении 1930-х партия теряла свою опору в СССР, и ее численность уменьшалась и за границей.

В 1937 г. С. С. Маслов опубликовал книгу «Колхозная Россия», ставшую его политическим завещанием.

Эмигрантская организация партии просуществовала до 1939 г.

После нападения на Советский Союз Германии, С. С. Маслов занял патриотическую позицию и несколько раз арестовывался гестапо, попав в конце войны в концентрационный лагерь. В концлагере С. С. Маслов освобожден Советской Армией, а затем вновь арестован.

В 1945 г. был депортирован в СССР, а после освобождения вновь вернулся в Чехословакию.

С. С. Маслов попытался одним из первых реабилитировать русское крестьянство, сняв с него обвинения в политической пассивности и социальной неорганизованности. Отталкиваясь от опыта развития европейского сельского хозяйства, предсказывал мощный подъем российского села, рост уровня культуры и образования сельских жителей активизацию экономической деятельности в деревне. С. С. Маслов, как и др. экономисты неонароднического направления, выступал против универсализации индустриализма — последняя ярко проявилась как в марксистской, так и в либеральной дискриминации крестьянства и сельского хозяйства.

В целом прогноз С. С. Маслова на будущее России был умеренно оптимистичен, и этот человек, боровшийся всю свою сознательную жизнь за социальное переустройство общества и арестовывавшийся императорской охранкой, белогвардейской и чешской контрразведками, ВЧК и гестапо, был истинным патриотом России.

автор: Олейников Алексей

источник: topwar.ru

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock detector