Рожденный не ползать, а летать

Тернистый путь изобретателя

Военное ведомство от дальнейших работ отказалось. Инженер-техник из Главного военно-технического управления Земмеринг резюмировал в своем докладе: «Проект «Вездехода»… в его настоящем виде не заслуживает никакого внимания». Пороховщикова обязали вернуть в казну деньги, выделенные на постройку машины, а сам «Вездеход» отправить в Главное военно-техническое управление. Но конструктор с этим не торопился и даже задержал у себя пятнадцать мастеровых и выделенный ему автомобиль «Форд». На неоднократные напоминания из ГВТУ он отвечал, что «себестоимость «Вездехода» выразилась в сумме около 18 тысяч рублей, причем весь перерасход покрыт из личных средств». Впрочем, представленные им документы свидетельствовали, что расходы составили 10 118 рублей 85 копеек, причем сюда Пороховщиков включил деньги на покупку двух пистолетов, семи папах и т.д., вплоть до «чаевых курьерам в Петрограде».

При любых обстоятельствах, в России этот амбициозный проект мог осуществиться только на уровне единичного экземпляра, максимум нескольких машин. Не десятков и не сотен. Кустарное изобретательство не заменяло крупносерийное производство. Империя же вступила в Первую мировую, практически не имея собственной тракторной и автомобильной промышленности. Только мастерские по ремонту и изготовлению запчастей. Базой для развертывания танкового производства они стать не могли.

В Англии же не только материализовали витавшую тогда в воздухе идею танка, но добились ее жизнеспособности, пройдя от стадии экспериментов до создания нового рода войск. «Маленький Вилли» появился на свет на машиностроительном заводе Уильяма Фостера в Линкольншире. Конструкторы скрестили силовой блок английского тяжелого колесного трактора «Фостер-Даймлер» и шасси американского гусеничного трактора «Холт». Далее были решены вопросы технологических цепей и кооперационных связей, эксплуатационного сервиса, боевого применения, штатной структуры танковых войск, подготовки кадров… За «Маленьким Вилли» последовал «Большой Вилли» — танк Mk 1, поразивший немцев на Сомме. Затем Mk 2, Mk 3, Mk 4.

В сталинскую эпоху появился тезис, согласно которому в царской России с ее тотальной косностью самородок Пороховщиков, этот смелый новатор, был обречен на непризнание. Ранее, в 1922 году газета «Известия» пророчески точно назвала Пороховщикова «образцом подвижничества на тернистом пути русского изобретателя».

Рожденный не ползать, а летать

Соловецкий лагерь особого назначения.

Еще ранее, в 1919 году, его авиазавод в Петрограде закрыли как «ненужный Советской власти». Зиновьевское руководство города считало авиацию забавой богатеев. С 1923 года Пороховщиков жил в Москве, где в период спасительного для себя НЭПа организовал частное конструкторское бюро. И тогда, и много позже он продолжал изобретательскую практику в различных областях техники: самолетная броневая кабина, хлопкоуборочная машина, ледокол с механизмом шнекового типа для разрушения льда, судно для эксплуатации на мелководных участках, скоростные глиссеры, танковая броня…

Когда НЭП закончился, бывшего дворянина отправили на Соловки – на «трудовое перевоспитание». Здесь, в концлагере СЛОН, ему пришлось заняться проектированием гидросооружений для Беломорканала. Так что Советская Россия использовала потенциал «неоцененного» царизмом Пороховщикова в исчерпывающей степени.

В октябре 1940 года его арестовали по сфабрикованному делу. Расстреляли после начала Великой Отечественной войны, 28 июля 1941-го. Имущество было конфисковано. Где сейчас его дневники, переписка, эскизные проработки, чертежи, технологическая документация? Сохранились ли они? И если да, то не содержат ли эти бумаги неизвестные сведения о машине «Вездеход»?

В конце 1940-х годов СССР, охваченный кампанией борьбы с космополитизмом, в очередной раз начал борьбу за всевозможные приоритеты — прежде всего в области науки и техники. Разделивший Европу железный занавес перекрыл для советского государства доступ к зарубежным технологиям. Гражданам старались доказать, опираясь на исторические примеры, что проблема решаема своими силами. Так Россия оказалась родиной парового и бензинового двигателей, прокатного стана и дуговой электролампы, воздушного шара и цельнометаллического дирижабля, вертолета и аэроплана, телеграфа и трамвая, велосипеда и гусеничного трактора.

«Вездеход» удачно лег в эту канву. Журнал «Танкист» в майском номере за 1949 год напечатал статью некоего Корнюшина, который утверждал: «…опытный образец боевой машины, построенный Пороховщиковым, был первым в мире работающим танком».

автор: Георгий Степанов

источник: rusplt.ru

AesliB