Расстрел пионера

Имя пионера Лёни Засыпкина я впервые услышал во время встречи ветеранов-фронтовиков с учащимися одной из школ города Можайска. Кто-то из школьников прочитал отрывок из поэмы местного писателя Александра Артёмова «Русский Гаврош». В ней рассказывается о подвиге самопожертвования, совершённом 14-летним мальчишкой из подмосковной деревни Межутино Лёней Засыпкиным во время фашистской оккупации. Приведу лишь фрагмент поэмы:

А подвигу забвенья нет.

Есть память – чистая, как слёзы.

Четырнадцать мальчишьих лет –

И над могилою – берёзы.

А был и галстук на груди,

И сердце песенное было.

И землю эту, и дожди

Душа открытая любила.

Вот говорят теперь: «Увы,

Он мог поэтом стать по праву».

Но мы не отдали Москвы,

И в том его есть доля славы.

Но мы спасли российский край

От своры Гитлера, и в этом

Его заслуга есть, считай.

Хотя он и не стал поэтом.

Раньше мне не доводилось слышать об этом подвиге. Решил разузнать о нем максимум подробностей.

Расстрел пионера

На официальном сайте сельского поселения Порецкое, в которое сегодня входит деревня Межутино, о межутинском герое-пионере – ни слова. В целом во «Всемирной паутине» нашлось лишь одно упоминание о нём. В ходе обмена мнениями о детских годах в СССР некто под электронным именем Alwarscafka вспомнил: «Наша дружина носила имя пионера Лёни Засыпкина (про него книг не писали, но он совершил какой-то подвиг во время ВОВ). Мы … даже ездили в село, где проживал Лёня, собирать информацию. Но подробностей я не помню».

Поиски привели меня в посёлок Уварово, являвшийся перед войной и несколько послевоенных лет центром района, в который входила деревня Межутино. Там в местной средней школе сохранился музей боевой славы, основанный сразу после освобождения Московской области от немецко-фашистских захватчиков. С тех пор бессменной собирательницей и хранительницей его экспонатов является Надежда Васильевна Лебедева.

— Наши школьники вместе с учителями, — рассказала она, — вплоть до начала реформ в стране в 1991 году вели постоянную поисковую работу. Летом выезжали на места боёв, в отдалённые деревни, где в годы войны базировались партизаны, собирали военные реликвии, записывали рассказы очевидцев. Это очень благодатная тема, ведь только в Московской битве в той или иной форме приняли участие около 20 тысяч пионеров и школьников, впоследствии награжденных медалью «За оборону Москвы». Многие из юных мстителей были примером для наших ребят. В первую очередь Лёня Засыпкин. У нас сохранилась его довоенная фотография, снимки его родителей, воспоминания учителей.

Лёня воспитывался в простой деревенской семье. Отец Сергей Абрамович работал в лесничестве. Мать Матрёна Афанасьевна была колхозницей. В сентябре 1941 года Лёня должен был пойти в 8 класс. Но учитель Валентин Петрович Архаров ушёл на фронт, а уже в начале октября Межутино заняли немцы. Юный патриот создал в деревне подпольную пионерскую организацию, в которую вошли Федя Голубев, Коля Денисов, Толя Комолов, Вася Федосов, Коля Парфенов. Они начали с мелких пакостей фашистам: воровали заводные ручки для автомашин, прокалывали шины. Потом Лёня с товарищами перешёл к более серьёзным делам. Они выкрали у квартировавшего в Межутино фашистского офицера карту местности, которая очень нужна была партизанам. В другой раз засыпали соль и перец в бочки с бензином, которым фашисты заправили колонну автомашин, предназначенных к отправке на фронт. Они надолго застряли в Межутино, пока немцы «не выяснили», что автомобили не заводятся по причине «некачественного топлива».

О последней странице жизни Лёни написал в своих воспоминаниях, сохранившихся в школьном музее, уваровский учитель Абрам Куртиков: «Лёня с товарищами похитили ящик с гранатами. Потом у немцев пропало несколько винтовок, автомат. Гитлеровцы согнали всех жителей Межутино на ток. Фашистский офицер заявил: «Если не будет возвращено оружие, если не будут выданы те, кто его взял, всех жителей деревни расстреляем». Что же делать? И Лёня решился. Он добровольно пришел в фашистский штаб и заявил, что оружие украл он. Паренька подвергли страшным пыткам. «Где партизаны? Кто был вместе с тобой?», — кричал переводчик. Лёня не выдал никого. Наступила последняя для него ночь. О чем он думал тогда? Кто знает? На клочке бумаги сумел написать: «Мама и папа и друзья мои. Не огорчайтесь. Не я первый умираю за Родину. Жалко мал срок и мало сделал. Прощайте!»

Утром Лёню вывели из штаба, солдат сунул ему в руки лопату. Он должен был сам вырыть себе могилу. Юный герой и два фашистских конвоира скрылись в лесу. Вскоре оттуда послышалась автоматная очередь. Так мужественно и просто отдал свою жизнь за Родину Лёня Засыпкин. Ему было всего четырнадцать лет. Немногие в этом возрасте сделали больше, чем он».

Несомненно, Лёня Засыпкин совершил подвиг. Поразительно только то, что этот подвиг, вероятно, по причине сумятицы 1941-1942 годов так и не был отмечен наградой. Есть могилка между Межутино и Столбино, были пионерские отряды и дружины, названные именем Лёни, которых теперь не стало. Но народная память осталась, и она взывает, требует воздать должное Герою хотя бы с опозданием в десятилетия!

Это нужно в первую очередь для воспитания патриотизма у молодых поколений россиян.

Надежда Васильевна Лебедева сказала мне об этом так:

— Нередко в школьных сочинениях на тему «Делать жизнь с кого?» можно прочитать восторженные мечтания ребят о стезе барменов, фотомоделей и пр. Ничего предосудительного в этих видах трудовой деятельности нет, но очень уж неестественными выглядят такие «мечтания» школьников. К тому же в случае чего барменами брешь в обороне Москвы не закроешь. Нужны и более героические профессии.

В самом школьном музее есть прямой намёк на решение этой проблемы. На одной из стен висит стенд «Наши выпускники продолжают традиции фронтовиков». На нем – фотографии тех, кто посвятил свою жизнь службе в Вооружённых силах. Оказывается, из выпускников школы 1968 — 1985 годов двое вышли в генералы, восемь стали полковниками, более полутора десятков подполковниками, майорами, капитанами. Для одной школы – это поразительный показатель.

Нетрудно заметить, что с начала перестройки, когда школьный музей резко снизил интенсивность работы, школа перестала «готовить» офицеров. Конечно, главная причина, наверное, в том, что изменились ориентиры в стране в целом. Телевидение, другие СМИ стали пропагандировать иных героев. Уваровские школьники не миновали этой идеологической атаки.

И всё-таки мне кажется, что если даже одна конкретная школа хотя бы на своём локальном уровне будет противостоять ложным ориентирам, ситуацию можно поправить. Школьный музей – эффективный инструмент в этой работе. Ведь память — очень благодарное явление: о чём мы постоянно помним – на то нравственно и ориентируемся. Для оживления памяти не нужно особых финансовых средств – достаточно лишь желания и гражданственной позиции учителей. Наверное, мало кто будет против того, чтобы вернуть память о нашем героическом прошлом на страницы школьных сочинений. Тогда у школьников появятся разные варианты ответа на вопрос «Делать жизнь с кого?» — не только тот, который навязывается телеящиком. У тех же уваровцев таких вариантов в потенциале немало. Школа носит имя Героя Советского Союза Михаила Вербицкого. В школьном музее есть о нём очень впечатляющие материалы. В советское время один из пионерских отрядов школы носил имя пионера-партизана Володи Казначеева. Володя входил в группу подрывников, вместе со старшими товарищами он пустил под откос восемь эшелонов врага. За голову партизана Казаначеева фашисты назначили награду, даже не подозревая, что отважный их противник — совсем ещё мальчик. Володя Казначеев награждён орденом Ленина, медалью «Партизану Отечественной войны» 1 степени.

Другой пионерский отряд носил имя Лёни Засыпкина. В уваровском школьном музее есть материалы о подвигах пионеров и комсомольцев из соседних районов.

 

Если бы сегодняшние уваровские мальчишки при подготовке сочинений или во время экскурсий узнали все подробности об этих героях, то, наверное, хотя бы некоторые из них увлеклись романтикой служения Отечеству.

То же самое относится и к миллионам других российских школьников, от которых в заидеологизированных современных школах фактически закрыта информация (по нынешней терминологии, по причине «не формата») о подвигах комсомольцев и пионеров военного времени.

автор: Сергей Турченко

источник: rosgeroika.ru

AesliB