Профессиональная привычка…

На нас смотрит с черно-белой фотографии веселый молодой парень с киноаппаратом. Он только что сбил немецкий самолет. И успел запечатлеть этот момент. Он доволен своей работой.

В сентябре 41-го кинооператор находился в полку бомбардировщиков под командованием героя испанской войны Алексея Забелина. Как оператор сбил вражеский самолет? Кто это? Почему в кабине боевого самолета?

Профессиональная привычка...

На фотографии — фронтовой кинооператор Борис Ильич Шер, только что сбивший немецкий истребитель.

Мы знаем его. Просто слегка подзабыли. Это Борис Шер. Кинооператор, снимающий киножурналы, которые мы смотрели перед началом художественных фильмов – «Новости дня».

Он отправился на войну в первые дни. Штатный кинооператор в войсках, он снимал всё, что было на его взгляд боевого и успешного. В том числе самолеты, пилотов, аэродромы, боевые вылеты.

Профессиональная привычка...

Борис Шер на Невском проспекте в Ленинграде. 1942-й год.

Усаживаясь в боевой самолет, Борис, принимая на себя обязанности стрелка, не забывал свою главную задачу – съемки. 42-ой застал Бориса под Ленинградом. Здесь шли съемки партизанского движения. Он в стороне не мог оставаться.

Его обязанность – прославлять успехи боев против гитлеровцев. В общем и целом, шла обычная служба фронтового кинооператора. Но война не давала свободную возможность заниматься творчеством. И Борис принимает участие во всех боевых вылазках, где проводит съемки.

В 43-ем ему удалось снять пленение Паулюса в Сталинграде. Он тогда работал в группе кинооператоров. Война бросала парня с фронта на фронт. А он не ныл, не жаловался. Наоборот, был рад, что везде успевает.

В 44-ом Центральная киностудия пригласила его на работу. Нетрудно догадаться, что все документальные фильмы, снимаемые киностудией, были о войне. Его кадры входят в известные ленты о Ленинграде, о боях под Москвой, о партизанах.

Белоруссия, Пруссия, Япония – во всех фильмах есть присутствие веселого и счастливого яркого парня. Он был на самолетах в бою 25 раз. 

Боевой полет

Шел июль 43-го. Авиадивизия летела в Брянск, на штурм аэродрома. На месте стрелка находился Борис. Управлял самолетом Иван Старченков. Выполнив боевое задание, штурмовики повернули к родному аэродрому.

Профессиональная привычка...

Наградной лист Бориса Шера — орден Красного Знамени, 1942 год.

Профессиональная привычка...

Наградной лист Бориса Шера — орден Красного Знамени, 1942 год.

Профессиональная привычка...

Наградной лист Бориса Шера — орден Отечественной войны II степени.

И вдруг группу советских самолетов атаковали немецкие истребители. Вот где пригодились навыки предыдущих боевых полетов кинооператора! Стрелок-кинооператор сумел сбить вражеский самолет.

Но профессия определяет. Он успел схватить кинокамеру и снять смерть фашистского самолета. Слава тебе, профессионализм. А Борис награжден орденом Отечественной войны II степени. Высокий, высокий профессиональный уровень.

Как писали газеты о нем, он очень хотел лететь. А тут и стрелка не оказалось в наличии. Его и взяли с киноаппаратом. Ему раньше приходилось летать в кабине боевых машин. Но стрелять не стрелял. Наспех получил инструкции по стрельбе. И сумел воспользоваться знаниями.

И удача преследовала кинооператора. Первой же очередью самолет был сбит. Такой случай редкий. Не всем удается стрелкам с первой очереди, а Борису повезло. Быстрое обучение и сильное желание помогли в боевом полете.

Он и сам не помнил, как схватил камеру, чтобы снять смерть фашистского аса. Заслуженную награду – орден Боевого Красного Знамени – Борис получил за удачный и смелый поступок в бою. Расстояние между стрелком и врагом было всего 150 метров.

В редакции тоже оценили отличную стрельбу денежной премией. Привычка быстро искать кадр в объектив, помогла и здесь. В прицеле он быстро нашел вражеский самолет.

Профессиональная привычка...

Борис Шер в кабине Ил-2.

А ведь когда-то Шер слегка побаивался самолетов. Кто-то вспомнил, как летели в 34-ом в Киев. И тогда Шер был тихим пассажиром, боящимся смотреть в иллюминатор. О нем в те дни писали многие газеты, шли радиопередачи с его участием.

Слава шла по пятам, а война потихоньку заканчивалась. Он вернулся в Москву и продолжил работать на Центральной студии документальных фильмов. Мы часто видели его съемки в кинотеатрах. Каждое кино начиналось с журнала «Новости дня».

Это была его работа на всю оставшуюся жизнь.

автор: Валентина Сбродовская

AesliB