Подвиг летчика Талалихина пугающе актуален до сих пор

Как судили победителя

Трудно представить себе большую степень подлости, чем та, которая была проявлена по отношению к Куляпину после тарана. Его поместили в госпиталь, таков порядок: почти двадцатикратные перегрузки при катапультировании, нервно-психологический стресс, нужно провести медицинское освидетельствование, чтобы убедиться, что здоровью летчика ничто не угрожает. В госпитале и начались странные вещи. Сначала в больничную палату явились чины из комиссии округа. Подробно расспросив пилота о деталях поединка, один из полковников шепнул ему: «Скажи, что команды сбивать с земли не было».
Видимо, кто-то сильно испугался, что за приказ уничтожить цель, который летчик в мирное время мог выполнить только путем тарана, по голове не погладят. Куляпин понял: если так, то его ждет трибунал. Уничтожить даже явного нарушителя воздушной границы без приказа – преступление. Когда к нему пришли генералы из комиссии Минобороны, летчик долго не признавался, что приказ сбить нарушителя был – не хотел подвести командование своей части и однополчан, не зная еще, как его подставили отцы-командиры.

Офицер из полка Куляпина, подполковник Багдасарян стер запись переговоров с 733-м и, разумеется, команды на уничтожение чужого самолета. Расследование дела подполковника Багдасаряна спустили на тормозах. Его не судили, не уволили из Вооруженных сил, а вот давление на Куляпина, напротив, было усилено. Подвиг отважного пилота могли превратить в должностное преступление, а по тем временам это грозило многолетним заключением и даже высшей мерой наказания.

Вновь помогло чудо: какой-то дотошный генерал из столичной комиссии все-таки нашел на резервном КП запись тех самых переговоров и выяснил, что Куляпин дважды получил приказ уничтожить нарушителя.

В официальном сообщении ТАСС, разумеется, ничего не было сказано о воздушном таране, тем более о летчике, который его совершил. Капитана Куляпина представили к званию Героя Советского Союза. Но в конечном итоге «Золотую звезду» ему так и не вручили, хотя по советской «шкале заслуг», сложившейся еще в годы Второй мировой войны, пилот был безоговорочно достоин самой высокой награды СССР. Взамен Куляпину дали Орден Красного знамени, да и то по особому, закрытому списку. Ведь, получи Куляпин «Героя», слишком многим из высшего военного руководства страны, первоначально не доверявшим ему и даже пытавшимся обвинить в совершении воинского преступления, пришлось бы признавать свои ошибки. А так вроде бы признали, но лишь частично и дав понять, что Куляпин тоже виноват. В чем? Наверное, в том, что выгораживал «своих», искренне веря в офицерскую взаимовыручку и летное братство. Или в том, что просто попал под действие подловатого принципа: «То ли он украл, то ли его обокрали, а, в общем, он замешан в какой-то истории». А разве мог Герой Советского Союза быть в чем-нибудь замешан?

В 1987 году был еще один случай, правда, непреднамеренного воздушного тарана, совершенного советским летчиком. Старший лейтенант Василий Цимбал на Су-27 отгонял от Северного флота норвежский четырехмоторный самолет-разведчик «Орион». Совершая маневры вблизи норвежца, он случайно задел килем его винт. Обломки пропеллера пробили фюзеляж «Ориона», после чего он был вынужден вернуться на базу. Су-27 со слегка поврежденным килем тоже благополучно совершил посадку уже на своем аэродроме.

Счастливая монетка

Так ее действительно зовут – Хизер Лаки Пенни. Звучит как Хизер Счастливая Монетка, но, строго говоря, слово «монетка» пишется в английском немного по-другому – penny. Она – одна из первых американок, кто воспользовался отменой в 1991 году запрета на участие женщин в боевых вылетах. Когда за это проголосовал Конгресс, Хизер изучала литературу в Университете Пердью и готовилась стать учительницей, но решила в корне изменить свою судьбу и стать военным летчиком. Во время учебы в университете у нее уже была лицензия частного пилота, она выросла в авиационной семье, ее отец был летчиком-истребителем, воевавшим во Вьетнаме. «Я всегда хотела быть истребителем, как мой папа», – сказала она в интервью The Washington Post.
Ее мечта сбылась: Хизер освоила истребитель F-16 и стала одной из первых боевых летчиц США нового поколения. В то осеннее утро 2001 года она была пилотом 121-й эскадрильи Воздушной национальной гвардии округа Колумбия, базировавшейся на военно-воздушной базе Эндрюс вблизи Вашингтона. Вместе со своими коллегами она проходила предполетную подготовку, когда кто-то заглянул в комнату и сказал, что во Всемирный торговый центр врезался самолет.

Дата 11.09.2001 навсегда запомнится современникам клубами огня и дыма, вырывавшимися из башен-близнецов в Нью-Йорке, силуэтами лайнеров, подлетающих к ним на неправдоподобно низкой высоте, а после исчезающих в их стеклянных стенах. Огромная дыра в Пентагоне, пылевой «гриб», вспухающий над Нью-Йорком, нескончаемый вой сирен пожарных, полицейских, санитарных машин и другие картины, материализовавшиеся из какой-то жуткой фантасмагории, потрясали. Но еще больше потрясало то, что самая мощная в мире держава, окруженная авианосцами, подводными лодками, стратегическими бомбардировщиками и ракетами, имеющая оснащенную по последнему слову техники армию и полицию, получила удар в самое «сердце» от группы диких мусульманских фанатиков, вооруженных ножами для вскрытия картонных коробок.

В первый час после атак на Всемирный торговый центр эфир заполнен паническими сообщениями СМИ о захваченных террористами двух или трех, а может – четырех, пяти или шести рейсовых самолетах. Никто не знает, где они находятся и куда летят. Гражданские авиалайнеры, вид которых в небе вызывает у большинства людей приятные ассоциации с путешествиями, встречами с родными и друзьями, вдруг стали символами смерти и разрушения, ведь неизвестно, который из них остался пассажирским самолетом, а который уже превратился в бомбу с крыльями. Уже пришло сообщение об атаке на Пентагон. Следующими целями могут быть Белый дом или Конгресс. Времени на раздумья и определение, кто есть кто в небе Америки, уже нет. Но кое-какая ясность все же появилась: стало известно, что один из захваченных террористами самолетов – это «Боинг-757» авиакомпании «Юнайтед Эрлайнз», летевший рейсом 93 из Ньюарка, штат Нью-Джерси в Сан-Франциско, штат Калифорния. Теперь он летел на Вашингтон. И нужно было сделать все, чтобы его остановить.

Поразительно, но в районе столицы США не оказалось ни одного самолета-истребителя, способного вести бой. Сейчас, после событий 9/11, таких как минимум два, оба во «всеоружии». Но тогда на Эндрюс были F-16, приспособленные лишь для выполнения тренировочных полетов. Доставить ракеты, зарядить пушку – час. Этого времени не было. Что напоминает ситуацию 1960 года под Свердловском. Ведь тогда на пути Пауэрса тоже встал единственный самолет, способный «достать» У-2, но, как и «эндрюсовские» F-16, он был «пустым».

Решение лететь было принято почти мгновенно. «Лаки, ты со мной», – бросил в сторону Хизер полковник Марк Сессевилль, натягивая на себя летный комбинезон. «Нас ведь не учили сбивать лайнеры, – рассказывал позже Сессевилль в интервью The Washington Post. – Если вы повредите ему двигатели, он может перейти на планирование и «дотянуть» до цели. Поэтому я думал, что бить нужно по пилотской кабине или по крылу».

Когда Пенни крикнула техникам, чтобы вытащили заглушки из воздухозаборников, ее F-16 уже тронулся с места, наушники на голове старшего техника все еще был подключены через провод к самолету, а сам он бежал рядом с ним, на ходу выдергивая из крыльев предохранительные чеки. Вскоре два истребителя пролетели над дымящимся Пентагоном и на скорости порядка 640 километров в час взяли курс на северо-запад, оглядывая горизонт в поисках рейса 93 «Юнайтед Эрлайнз». Остаться живым после тарана шансов немного. Как сделать так, чтоб их было больше? Сессевилль рассчитывал дернуть ручку катапульты в тот момент, когда его самолет ударит «Боинг-757». «Вряд ли бы это помогло», – признавал он. Пенни же боялась промахнуться мимо цели при попытке катапультироваться до тарана. «Представьте, вы покидаете кабину, а ваш истребитель, вместо того чтобы ударить другой самолет, пролетает рядом с ним», – позже рассказала она. Очевидно, страх не выполнить задание был для нее сильнее страха смерти. «Я действительно думала, что взлетаю последний раз в жизни», – вспоминала Лаки.
Важное, ужасающее уточнение: отец Хизер Джон Пенни в то время был капитаном «Юнайтед Эрлайнз», летая как раз на «Боингах-757». То есть его рука могла держать штурвал того самого самолета, который собиралась таранить Лаки. Позвонить родителям и спросить не было времени. «Это звучит бесчувственно, ведь речь идет о моем отце, – позже рассказывала она, – но у меня не было никакой возможности узнать, кто пилотировал тот самолет. И честно говоря, даже если б я узнала, это никак не повлияло бы на то, что я должна была сделать».

Ни Марку, ни Хизер не пришлось жертвовать своими жизнями, чтобы остановить захваченный террористами рейс 93 «Юнайтед Эрлайнз». Это сделали за них пассажиры того рейса, оставив на одном из полей Пенсильвании отпечаток своего подвига в виде выгоревшего пятна, усеянного обломками лайнера. Но полностью избежать так и не ставшего явью ужаса от необходимости убить близкого человека Лаки все же не удалось. Позднее выяснилось, что капитаном 93-го рейса был Джейсон Дал – один из лучших друзей Джона Пенни, с которым они вместе проходили подготовку для полетов в «Юнайтед».

Итак, от Нестерова до Лаки Пенни. Нужно обладать незаурядным воображением, чтобы представить себе тот путь, который прошла мировая авиация от сшитых на скорую руку «этажерок» Первой мировой, с трудом обгонявших паровоз, до самолетов, способных летать почти в три раза быстрее пули, забираться в стратосферу и поражать несколько целей одновременно.

Но при всех тех изменениях, которые произошли в авиации, одно в ней осталось неизменным – боевая задача, которую иногда нужно решить любой ценой, даже если цена – жизнь пилота. А это значит, что, пока существует военная авиация, таран будет оставаться у нее на вооружении как крайнее средство выполнения летчиками «своей работы».

автор: Юрий Караш

источник: vz.ru

AesliB