Петров без Ильфа

Много в военное время было несчастных и нелепых случайностей, уносивших жизни военных. Так и смерть Евгения Петрова была из этого ряда, и поэтому и по сей день ходят различные версии об этом событии, часто противоречивые. Знаем, что он перед этим посетил на самолете Крым, Севастополь, который был в осаде, а затем прилетел то ли в Краснодар, то ли Новороссийск. Современники говорят разное. Лишь недавно в Российском Государственном архиве литературы и искусства отыскали отчет о воздушной аварии, откуда становится ясно, что Петров летел из Краснодара в столицу и в районе Ростова, когда штурман отошел по естественной надобности, писатель сел на его место. Очевидно, что в нем «заиграло» детство, которое есть в каждом мужчине. И Евгению захотелось ощутить себя военным пилотом при этом невысоком и неопасном полете. Но случилось непредвиденное… Подсказывая неопытному Петрову, что делать на месте штурмана, первый пилот утратил бдительность и вовремя не поднял самолет на появившимся впереди высоким холмом…

Петров без Ильфа

Евгений Петров и Михаил Шолохов на Западном фронте, 1941 г.

В этом эпизоде правда звучит так. А правды о Евгении Петрове, честно говоря, в его жизнеописаниях очень не хватает.

К примеру, в биографических материалах Петрова, долго писали, что он родился в 1903 году. И лишь в наше время биографы старшего брата Евгения, тоже очень знаменитого писателя Валентина Катаева, смогли выяснить, что на самом деле Евгений Катаев был рожден в 1902 году. Он сознательно скостил себе возраст, когда, только окончив гимназию, попал в руки чекистов, обвиненный в сочувствии конртреволюционерам. Тогда он рассчитывал, что его пожалеют и не дадут делу хода. И после этого исправить данные уже не пытался.

Однако точно известно, что в июне 1921 года Евгений Катаев пошел служить в уголовный розыск города Одессы. В архиве хранится его личный листок, куда занесена информация, что будущий писатель был очень инициативным и эффективным работником.

О своем первом литературном опыте Катаев-Петров выразился очень своеобразно, заявляя, что таковым был протокол осмотра трупа.

Многие полагают, что Евгений Катаев ушел из милиции в литературу, разочаровавшись в новых законах советского государства, приоритет пролетариата в них немного шокировал бывшего гимназиста, в то время как расцветала бюрократия, но взятки милиционеры брали, как их коллеги при царизме. Бороться с ветряными мельницами не хотелось, а вот шальная пуля поджидала за каждым поворотом. В конце концов старший брат Валентин Катаев помог Евгению перебраться в столицу и устроил в газету при железной дороге «Гудок». Там Петров нашел себя.

Вообще писатель был очень быстрым и энергичным человеком. Чуть-чуть не дожив до сорока лет, он успел очень многое. За тройку лет до начала работы с Ильфом в Москве Евгений очень продвинулся в юмористическом жанре, у него даже вышли три сборника рассказов, которых он создал больше пятидесяти. Многие из них помещают в собрании сочинений, написанных вместе с Ильфом и, знакомясь с ними, понимаешь, что это только еще разгон, учебе, подготовка к гениальной работе в соавторстве. И Ильф, и Петров сходились в главном моменте их сатиры: отсутствие наглядного комизма и тонкое чувство комичного в том, как люди поступают в жизни и как они общаются между собой.

Об успешном тандеме Ильфа и Петрова писали много, но немногое по существу. Редко кому удается писать в соавторстве и при этом добиться успеха. При этом уже в самом начале совместной работы Ильф и Петров совершили колоссальный рывок в своем мастерстве – они смогли после яркой юморески («Двенадцать стульев») плавно перейти к своеобычному интеллектуальному сатирическому роману («Золотой теленок»). Следующее их крупное произведение – «Одноэтажная Америка» — тоже явилось в литературном мире особенным, новым явлением, которое отличалось по своей сути от контрпропагандистской публицистики того времени. Не так давно выпустили первый, доцензурный вариант этого произведения, но и изданная при Советском Союзе версия, бесспорно, замечательно, так как авторы ее имели неоспоримый литературный дар и хранили внутреннюю свободу. Ильф и Петров прекрасно рассказали о том, как простые люди смогли построить сверхдержаву.

Но вот Илья Ильф скончался от туберкулеза, и в апреле 1937 года Евгений Петров остался без соавтора. Он вырос в литературного мастодонта, но теперь не представлял, каким образом ему работать дальше.

После кончины Ильи Ильфа Евгений активно искал нового напарника и создал совместно с драматургом Георгием Мунблитом сценарии для фильмов «Музыкальная история» и «Антон Иванович сердится», которые имели успех.

Но, видимо, он понял, что лучше Ильфа все равно никого не найдет, и поэтому начал писать сам роман про будущее (1963 год) под названием «Путешествие в страну коммунизма».

В этом произведении Евгений Петров рассказывал о мире после Второй мировой войны, в которой, как предполагал писатель, СССР не принимал участия. Но когда на самом деле началась Великая Отечественная война, к Евгению Петрову пришло новое творческое вдохновение. Теперь военные действия на Родине стали его основной темой, и он смог обходиться без помощи соавтора.

Анализ произведений, созданных Петровым в начале Великой Отечественной войны, позволяет сделать вывод, что из сатирика, почерпнувшего для своего стиля лирические ноты у Гоголя и романтическое чутье у Салтыкова-Щедрина, Евгений постепенно становился  писателем-баталистом, собиравшимся показать в своих очерках войну с ее неожиданной стороны.

Современник писателя, военный журналист Евгений Кригер, рассказывал, как Петров, уже к тому времени маститый писатель, обладатель ордена, главред «Огонька», поражал своих коллег-журналистов своим порою взыскательным, но по сути глубоко человеколюбивым отношением. Он демонстрировал окружающим, как можно жадно интересоваться всем, что происходит вокруг, обращать внимание на все мелочи и рождал такие яркие метафоры, которые «цепляли» каждого – такие как «медведь войны» в зимнем заминированном лесу, и сравнение боевого самолета с «мальчишкой, уцелевшим в драке».

Все очерки и статьи Евгения Петровича, написанные во время войны, пока собрать полностью еще не удалось, но некоторое количество их можно прочитать в собраниях сочинений Ильфа и Петрова.

AesliB