Песня бессмертия по имени Алия

Может быть этот случай — всего лишь солдатская легенда. Но вот что факт: К октябрю 1943 года на счету красноармейца-снайпера Молдагуловой было 32 уничтоженных фашиста. Если вы, читатель, подумали, что это не так уж и много — на войне порой и 300 вражьих душ в одном бою погибает, и даже три тысячи, — то познакомьтесь подробнее с тем, как работает на передовой снайпер.

Из инструкции бойцу-снайперу (1941 г.):

«Снайпер — самостоятельная боевая единица, призванная действиями в автономном режиме наносить урон живой силе врага. Снайпер самостоятелен в принятии решения на поле боя, отважен и терпелив».

Это значит — в тесном окопчике с укрытием посреди нейтральной полосы или на высоком схроне в древесных ветвях, на руинах разрушенного здания или в снежном сугробе под маскхалатом ты против сонма врагов — один. Вот уж когда поговорка «один в поле не воин» не действует начисто! Снайперу приходится часами выжидать на позиции появления важной цели, почти неподвижно вжавшись телом в грунт. Удобно стрелять из болота — в болоте будешь лежать, удобнее с руины — значит, на острых осколках кирпича. В жару и мороз, под дождем и градом… Иногда даже сутками!

И нельзя ни прикорнуть, если устал, и сухарем пайковым похрустеть с голодухи, ни в кустики на оправку сбегать, опытные снайперы перед выходом на позицию мало едят и пьют, терпят до последнего. А если так прижмут естественные человеческие потребности, что станет совсем терпеть невмоготу — прямо в своем укрытии и оправляются. Мерзко будет дальше тут сидеть? Да война ведь не спрашивает, она сама по себе занятие мерзкое, но иного нет, если враг на твою землю пришел…

Песня бессмертия по имени Алия
На плакатах снайперов чаще рисуют сильными юношами. На самом деле 50% было девушками

И глубоко неправы те, кто говорит, что снайпер — это всегда человек жестокий, очерствевший душой, потому что каждый день перед тем, как спустить курок, отчетливо видит в линзе оптического прицела лицо своего врага. Как ни крути, а все же враг — живой человек, и чтобы охотиться на человека, наверное, нужно заглушить в самом себе последние человеческие чувства!

Несправедлив и неверен такой взгляд. Прицельно выводя из строя вражеских командиров, ты останавливаешь наступление врага. Снимая из снайперского «гнезда» немецкого «коллегу» — спасаешь от смерти товарищей. Вот, Люся Павлюченко под Севастополем срезала как-то немца. Да, отняла жизнь — после пули из СВД под обрез каски еще ни один фашист не выживал. А немец тот начинал боевой путь еще в Норвегии, потом — в Лотарингии, во Франции, потом — в Польше, потом — в России.

Три сотни зарубок на его прикладе было — триста солдатских жизней со всей Европы. Подумайте сами, сколько бы он еще народу в сырую землю уложил, если бы не Люсина пуля? Враг, он что хищник, особенно если совести у него нет. А где же вы видали у фашистов совесть? В конце концов, не тем ли же мудрым Джамбулом сказано:

«Мертвой нечистью путь устлав,
Перед Родиной воин прав!»

Песня бессмертия по имени Алия
Люся Павлюченко — лучший снайпер Красной Армии

Алия охотилась на фашистов, убежденная, что делает жестокую, но совершенно необходимую военную работу. А ночью порой плакала в землянке над стихами Джамбула, вспоминая покинутую в детстве родину:

В орлиных просторах большой высоты,
Как чалые кони, вздыбились хребты.
Над всём Джетысу поднялся Алатау,
Исполнен величия и красоты.

Снега на вершинах мерцание льют,
Косматые тучи нашли там приют,
Они, золотясь, при закате клубятся
И тайны жемчужных вершин стерегут.

С покрытых снегами и льдами громад
Кипит, низвергается, бьёт водопад,
Гремит валунами и пеной играет,
Из радужных брызг надевая халат.

Снега и орлы высоко в небесах,
А ниже – дремучих лесов полоса.
Зелёные сосны звенящею хвоей
Поют свои дикие песни в лесах…

…На склонах трава от лучей золота,
Луга в бирюзовых и жёлтых цветах,
А ниже, в напевном журчанье арыков,
Столица – красавица Алма-Ата…

В боях не очерствела душа юной девушки, только обрела закалку булатного клинка — холодного на вид, но прекрасного в руке сражающегося за родную землю воина-народа.

Песня бессмертия по имени Алия
Снайперы. На переднем плане — Люда Макарова

Из мемуаров политрука батальона, где служила Алия Молдагулова, Г.В.Варшавского:

«В начале января мы маршем двинулись вдоль фронта к Новосокольникам. Прорвав оборону противника, наша бригада рванулась вперед севернее города Новосокольники. Вышли к железнодорожному полотну у станции Насва. Враг встретил нас шквальным огнем. Ночью мы заняли исходные рубежи для атаки. На рассвете началось наступление. Батальон, вместе с которым шли снайперы, должен был перерезать железную дорогу Новосокольники — Дно в районе станции Насва и захватить деревню Казачиха.

Первая линия обороны была успешно прорвана. Но вскоре противник обрушил ответный яростный огонь, и наши пехотинцы залегли. Атака захлебнулась. Командир роты, сраженный пулей, упал замертво. Вот в эту критическую минуту Алия Молдагулова встала во весь рост и крикнула: «Қазақтар алға! Братья-солдаты, за мной!» И по призыву девушки бойцы поднялись…

Боец Молдагулова еще три раза в этот день участвовала в отражении контратак противника. Наступление наших войск продолжалось. За ней пошла вся рота и ворвалась в траншеи врага. Раздался взрыв мины, и Лию ранило в руку. Потом я узнал со слов бойцов, которые шли позади нас, что, несмотря на ранение, Лия не бросила автомат и подстрелила одного вражеского офицера. Но и он все-таки успел выстрелить в ответ и вторично ранил Лию. А последний выстрел остался все же за ней».

С поля боя истекающую кровью девушку вынесли ее командир отделения разведчиков Поляков и еще трое солдат. Той же ночью в медсанбате Алия скончалась от ран, успев перед смертью продиктовать письмо сестренке…

Песня бессмертия по имени Алия
Наградной лист ефрейтора Молдагуловой

Из воспоминаний фронтовой медсестры Саулет Курбановой:

«14 января на руках военврача и моих умерла девушка-казашка, боец снайперской роты, у которой, как говорят доставившие ее бойцы, на счету было не менее 78 немцев. Меня специально позвали к ней, потому что в бреду она говорила по-казахски, а если понимаешь, что раненые говорят, лучше можешь им помочь. Но этой девушке, уже ничем помочь было нельзя — слишком много потеряно крови, перебита рука, разворочены пулями с близкой дистанции грудь и живот с повреждением легких и внутренних органов. В глубокой гиповолемии, в шоке, когда оперировать уже практически невозможно — не выдержит сердце… Тем не менее, мы сделали, что могли — перевязка сосудов в открытой ране, обработка, обезболивание, внутривенные вливания. Перед кончиной девушка-солдат пришла в себя, попросила пить, а потом захотела карандаш и бумагу. У нее в глубоком тылу оставалась младшая сестра, и умирающей надо было непременно написать ей перед смертью. Удивительная стойкость! По документам этой девушке, Алие Молдагуловой, не исполнилось еще и двадцати лет».

Николай Матвеевич Уральский, командир 54-й стрелковой бригады, подал командованию представление к присвоению Алие Молдагуловой высочайшей боевой награды. Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 4 июня 1944 г. Алие Молдагуловой было присвоено звание Героя Советского Союза — посмертно.

Песня бессмертия по имени Алия
Могилу Алии в шестидесятые годы не нашли

А к сорокалетию Победы, в 1985 году, в Советском Союзе сняли фильм «Снайперы», где роль Алии сыграла Айтурган Темирова. Во время съемок фильма и обнаружилось, что гримерам придется изрядно пофантазировать, готовя юную актрису к съемке. Обычно портретного сходства артиста с реальным героем добиваются, используя подлинные фотопортреты. Но Алия не любила фотографироваться, а много ли почерпнешь из крохотной карточки в личном деле да в комсомольском билете?

При съемках фильма выяснилось еще несколько любопытных моментов биографии Алии. Вот, скажем, где ее могила? Там ли, где стоит памятный знак в деревне Монаково — над братским захоронением солдат, погибших в боях за Казачиху? Дело в том, что боевая подруга Алии Зинаида Полякова в своих воспоминаниях говорила о том, что будто бы Алия получила ранение не в окопе врага при наступлении, а на своей снайперской позиции на чердаке полуразрушенного здания в селе. Туда, мол, и угодила немецкая мина. Солдаты на плащ-палатке снесли раненую девушку вниз и положили на солому в наскоро оборудованном в сарае ротном медпункте. К сожалению, при обстреле в медпункт попал снаряд, и раненые погибли. С ними и Алия. Но тогда ее прах лежит не в Монаково, а на месте захоронения тех несчастных бойцов, могила которых за давностью лет утеряна…

Местный житель Григорий Бойков, старожил села, выдвигал такую версию: когда сарай с ранеными загорелся, он с другими сельскими юношами поспешил на помощь солдатам. Среди раненых, которых вынесли из огня, была обгоревшая до неузнаваемости девушка, о которой он может сказать только то, что она была малого роста — не больше 155 сантиметров. Спасти ее не удалось — вскоре она отмучилась, и Григорий с друзьями похоронили ее под уцелевшей яблоней в колхозном саду. Он, мол, сам и гроб делал, и могилку копал — солдаты-то дальше ушли в наступление… А после войны уже стали строить мемориальный комплекс в Монаково — и тогда девушку перезахоронили с боевыми товарищами.

Актюбинский краевед Галымжан Байдербес расследовал историю гибели и похорон Алии, и версию Зины и Григория не опроверг. Но подлинными являются и рапорт политрука Варшавского, и наградной лист о подвиге Алии во вражеском окопе, и воспоминания медсестер, отвозивших снайпершу в госпиталь… Как же на самом деле сложился последний бой девушки, и где ее последний земной приют?

Песня бессмертия по имени Алия
Такой Алию видят современные художники

В 2013 году псковские поисковики из отряда «След пантеры», нашли в лесах у деревни Пиченка заросшую братскую могилу, оставшуюся с войны. Местные жители рассказали, что в войну тут стоял то ли полевой госпиталь, то ли медсанбат, и в могиле хоронили умерших в нем раненых. Поисковики подняли архивы и установили, что так и есть — это госпитальное захоронение. И в списках умерших от ран в 1944 году под номером 84 есть фамилия Алии Молдагуловой, скончавшейся в ночь с 14 на 15 января от обширных торакоабдоминальных повреждений — следствия попадания автоматной очереди в грудь и живот. Совпадает и возраст раненой, и национальность, и имя, и фамилия… Значит, прав все-таки политрук Варшавский, а Григорий Бойков сколачивал гроб для какой-то другой погибшей девушки?

Истина, как всегда, открылась непросто, а в результате целого комплексного расследования выяснилось вот что: в 1962 году комсомольцы из Казахстана написали первому секретарю обкома Псковской области письмо, в котором просили рассказать, где похоронена их землячка и в каком состоянии находится ее могила. А райкому нечего было ответить: информацией об этом партийная верхушка области попросту не располагала. Тогда-то Алию впервые и начали искать после смерти. Но признаться в том, что не нашли, не решились, сочли возможным поступить так: коль скоро Молдагулова воевала за Казачиху, то пусть и считается, что прах ее лежит с бойцами у деревни Монаково, куда в апреле 1960 года перенесли останки из других братских захоронений. Ведь деревню Казачиха время стерло с карты страны: жители были переселены при укрупнении колхозов или переехали в город Псков. Нет деревни — ни к чему и возводить мемориал близ нее, лучше перезахоронить бойцов в Монаково…

Делегация из Казахстана возложила цветы к свежевозведенному памятнику Алие над могилой других героев.

Песня бессмертия по имени Алия
Айтурган Темирова в роли Алии, фильм «Снайперы», 1985 год

И вот в 2013 году следопыты, наконец, выяснили правду. Алия все-таки не сгорела в сарае, а умерла в госпитале. В братской могиле найдены были останки молодой девушки, похороненной в гимнастерке не по размеру. Покойная была монголоидной расы, а значит, вполне могла быть казашкой по национальности, рост ее не превышал при жизни 155 сантиметров, возраст — не старше 20 лет. А среди личных вещей, которые с ней положили — ложка, карандаш и … зеркальце.

Казалось бы, что тут такого — зеркальце в кармане, наверное, носит любая девушка. Война -войной, а женское стремление за собой следить и быть красивой ни один приказ отменить не в силах! Но военные историки знают: у снайперов зеркальце есть всегда, и отнюдь не для того, чтобы в окопе причесаться аккуратнее или глаза подвести. Это — не признак модницы, это — снайперский элемент вооружения: солнечным зайчиком, пущенным в погожий день над позициями, снайпер слепит чужих наблюдателей!

Вот и Алия, по воспоминаниям однополчан, берегла в личных вещах небольшой зеркальный осколочек, самостоятельно оправленный в бумагу для удобства. Не о красоте думала — о победе. И неудивительно, что в госпитале решили оставить при ней девичий боевой талисман, когда понесли к могиле…

Итак, Алия была найдена? Чтобы окончательно расставить все точки над «I» , ее родственники в Казахстане попросили провести генетическую экспертизу: под Актобой живет семья родной сестры героини — внучатые племянники Алии. Оставил на земле детей и внуков и сын дяди Абубакира — Сапар Молдагулов. Хоть и двоюродный — а все же брат, не седьмая вода на киселе! Все они готовы были сдать пробы крови, прислать экспертам пряди своих волос — по их анализу можно определить родство с погибшей огромной степенью точности.

Но экспертизы не было: по действующим законам и в России, и в Казахстане генетическое установление родства в таких случаях — дело частное, и оплачивают его родственники героя. А Молдагуловы — простые труженики, богато никогда не жили, у них на заказ исследования просто не хватило денег. В конце концов, семья постановила считать, что следопыты нашли именно Алию — и родичи съездили поклониться ее могиле.

Неизвестно, насколько похожа на настоящую Алию девушка из кино, истинный ли облик Алии запечатлен в бронзе монументов. Да и важно ли портретное сходство? Важно, что память о девятнадцатилетней казашке, погибшей за всю многонациональную советскую родину, о девушке, которая любила стихи и песни, и может быть, не будь войны, сама могла стать выдающейся актрисой, останется вечной…

Песня бессмертия по имени Алия
Памятник снайперу Молдагуловой в Актобе

источник: polkrf.ru

AesliB