Первый русский механик

Лифт

В 1793 году Екатерине II исполнилось 64 года, и ей было сложно подниматься по многочисленным лестницам Зимнего дворца. Специально для своей покровительницы Кулибин сконструировал кресло-подъемник, которое стало прообразом лифта. Его механизм состоял из двух толстых столбов, между которыми размещалась платформа с креслом. Когда императрица садилась в него, два стоявших за ним человека опускали и поднимали платформу «по перпендикулярной линии, но безо всякого опасного воображения» с помощью винтового механизма на паровом приводе.

Кресло активно помогало императрице перемещаться между этажами Зимнего дворца на протяжении трех лет. После смерти Екатерины II лифт перестали использовать по назначению, применяли его только для развлечений и розыгрышей. Скоро про механизм все забыли, а затем и вовсе заложили «шахту» кирпичом. Только в начале XXI века реставраторы Эрмитажа обнаружили фрагменты устройства за декоративной стеной.

Жизнь механика-самоучки после смерти императрицы была так же печальна, как и жизнь его творений. В 1801 году он составил «Реестр-перечень изобретений Кулибина», который был преподнесен императору Александру I c целью продления финансирования его изобретательской деятельности. В материальной помощи Кулибину было отказано, он вернулся в Нижний Новгород и посвятил большую часть своего времени конструированию вечного двигателя.

Отказался Кулибин и от дарованного ему дворянства, в обмен на которое он должен был бы оставить старообрядческую веру и сбрить бороду. Он умер в 1818 году в возрасте 83 лет, оставив после себя 11 детей от трех браков. Чтобы похоронить мужа, вдове Кулибина пришлось продать принадлежавшие ему настенные часы.

автор: Ольга Кузьменко

источник: rusplt.ru

AesliB