Опальный маршал

За годы советской власти высокое воинское звание маршала присваивалось 41 раз. Семен Константинович Тимошенко (1895-1970) получил его в мае 1940 года, став шестым и самым молодым на ту...

За годы советской власти высокое воинское звание маршала присваивалось 41 раз. Семен Константинович Тимошенко (1895-1970) получил его в мае 1940 года, став шестым и самым молодым на ту пору Маршалом Советского Союза. По возрасту его никто впоследствии так и не превзошёл.

Родился будущий маршал в селе Фурмановка, Одесской области. Зимой 1914 года призван в армию. В качестве пулемётчика участвовал в боях на Юго-Западном и Западном фронтах. Воевал лихо – награждён тремя Георгиевскими крестами. Но и характер имел крутой. В 1917 году военно-полевой суд привлекал его к ответственности за дерзкое избиение офицера. Чудом освободившись из-под следствия, Тимошенко участвует в подавлении выступлений Корнилова и Каледина. А потом решительно переходит в РККА. Командовал взводом, эскадроном. Во главе кавалерийского полка участвовал в обороне Царицына, где как утверждают некоторые биографы военачальника, впервые попал в поле зрения Сталина. Под конец Гражданской войны командовал 4-й кавалерийской дивизией в прославленной 1-й конной армии. Пять раз был ранен, награждён тремя орденами Красного Знамени и Почётным революционным оружием. Дальше были учёба и просто-таки стремительное продвижение по военно-карьерной лестнице. В начале тридцатых годов Семён Константинович всего лишь помощник командующего войсками Белорусского военного округа по кавалерии. А уже через несколько лет ему поочерёдно поручают командовать войсками Северо-Кавказского, Харьковского, Киевского, Киевского Особого военных округов. Во время Польского похода 1939 года он возглавил Украинский фронт. В сентябре 1935 года Тимошенко — комкор, через два года — командарм 2 ранга, а с 8 февраля 1939 года уже командарм I ранга и кавалер ордена Ленина.

В 1939 году началась война с Финляндией. Известно мнение Сталина по этому поводу: «Правильно ли поступили Правительство и Партия, что объявили войну Финляндии? Этот вопрос специально касается Красной Армии. Нельзя ли было обойтись без войны? Мне кажется, что нельзя было. Невозможно было обойтись без войны. Война была необходима, так как мирные переговоры с Финляндией не дали результатов, а безопасность Ленинграда надо было обеспечить безусловно, ибо его безопасность есть безопасность нашего Отечества. Не только потому, что Ленинград представляет процентов 30-35 оборонной промышленности нашей страны и, стало быть, от целостности и сохранности Ленинграда зависит судьба нашей страны, но и потому, что Ленинград есть вторая столица нашей страны».

Накануне боевых действий вождь вызвал в Кремль весь советский генералитет и поставил вопрос ребром: «Кто готов взять на себя командование?». Повисло гнетущее молчание. И тут поднялся Тимошенко: «Я надеюсь, что не подведу вас, товарищ Сталин» — «Хорошо, товарищ Тимошенко. Так и решим».

Эта ситуация лишь на первый взгляд выглядит простой и безыскусной. На самом деле всё обстояло более чем сложно, и нам, даже нынче, обременённым объёмными историческими знаниями, трудно представить всю степень той сложности. В конце тридцатых годов отношения вождя и того самого генералитета обострились донельзя. В тех экстремальных условиях Тимошенко не просто выказал вождю свою преданность, что само по себе тоже немало, с учётом вышеизложенного, но и сполна разделил с ним непосильный груз ответственности за ход и исход небывалой по тяжести финской кампании. Кстати, именно под непосредственным руководством Семёна Константиновича была преодолена «линия Маннергейма» — одно из самых сложных инженерно-фортификационных сооружений на то время.

После финской кампании Тимошенко присвоили звание Героя Советского Союза за «образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом отвагу и героизм»; он был назначен Народным комиссаром обороны СССР, стал Маршалом Советского Союза. О том, что эта щедрость Сталина явилась не просто формой его благодарности, а была продиктована стратегическими соображениями вождя, прекрасно свидетельствует следующий исторический документ, если и не сочинённый Семёном Константиновичем, то, безусловно, выверенный им лично до последней точки и запятой. Итак, передо мной «Акт о приёме Наркомата Обороны Союза ССР тов. Тимошенко С.К. от тов. Ворошилова К.Е.» Сей документ с высшим грифом секретности содержит свыше полусотни страницы машинописного текста. Вот выдержки из него. «Действующее положение о Наркомате Обороны, утвержденное Правительством в 1934 году, устарело, не соответствует существующей структуре и не отражает современных задач, возложенных на Наркомат Обороны. Вновь созданные управления существуют по временным положениям. Структура других управлений (Генштаб, Арт. Управление, Управление Связи, Строительно-квартирное Управление, Управление ВВС и Инспекции) не утверждена. В армии 1080 действующих уставов, наставлений и руководств, однако уставы: полевой службы, боевые уставы родов войск, внутренней службы, дисциплинарный требуют кардинальной переработки. Большинство войсковых частей существуют по временным штатам. 1400 штатов и табелей, по которым войска живут и снабжаются, никем не утверждены. Вопросы военного законодательства не налажены. Контроль за исполнением отданных приказов и решений Правительства организован крайне слабо. Нет живого действенного руководства обучением войск. Поверка на местах, как система, не проводилась и заменялась бумажными отчётами.

Оперативного плана войны по Западу нет в связи с занятием Западной Украины и Западной Белоруссии; по Закавказью — в связи с резким изменением обстановки; по Дальнему Востоку и Забайкалью — ввиду изменения состава войск. Генеральный штаб не имеет точных данных о состоянии прикрытия госграницы на всём её периметре.

Руководство оперативной подготовкой высшего начсостава и штабов выражалось лишь в планировании ее и даче директив. Народный Комиссар Обороны и Генеральный штаб занятий с высшим начсоставом не проводили. Контроль за оперативной подготовкой в округах отсутствует. Твердо установленных взглядов на использование танков, авиации и авиадесантов нет. Подготовка театров военных действий к войне во всех отношениях крайне слаба. Система предполья окончательно не разработана, и в округах этот вопрос решается по-разному. Нет указаний НКО и Генштаба о содержании в боевой готовности старых укрепрайонов. Новые укрепленные районы не имеют положенного им вооружения. Потребность войск в картах не обеспечена. Точно установленной численности Красной Армии в момент приема у Наркомата нет. План увольнения приписного состава находится в процессе разработки. Оргмероприятия по стрелковым дивизиям не закончены. Дивизии не имеют новых штатов. Рядовой и младший начсостав по своей обученности слаб. Западные округа (КОВО, ЗапОВО и ОДВО) перенасыщены лицами, не знающими русского языка. Нового положения, определяющего порядок прохождения службы, не составлено.

Мобилизационный план нарушен. Нового плана Наркомат Обороны не имеет. Переучёт военнообязанных запаса не проводился с 1927 года. Неудовлетворительное состояние учета лошадей, повозок, упряжки и автотранспорта. Некомплект автотранспорта составляет 108000 автомашин. Наставления по мобилизационной работе в войсках и военкоматах устарели. Некомплект начсостава в армии составляет 21 проц. к штатной численности. Качество подготовки командного состава низкое, особенно в звене взвод — рота, в котором до 68 проц. имеют лишь краткосрочную 6-месячную подготовку курса младшего лейтенанта. Для полного отмобилизования армии по военному времени недостает 290000 человек комсостава запаса. Плана подготовки и пополнения комсостава запаса нет.

Ежегодно издаваемые Народным Комиссаром приказы о задачах боевой подготовки в течение ряда лет повторяли одни и те же задачи, которые никогда полностью не выполнялись, причем не выполнявшие приказ оставались безнаказанными.

Пехота подготовлена слабее всех других родов войск. Материальная часть ВВС Красной Армии в своем развитии отстает по скоростям, мощностям моторов, вооружению и прочности самолётов от авиации передовых армий других стран.

Авиадесантные части не получили должного развития. Наличие материальной части артиллерии отстает по крупным калибрам. Обеспеченность по 152-мм гаубицам и пушкам составляет 78 проц., по 203-мм гаубицам — 44 проц. Обеспеченность более крупными калибрами (280-мм и выше) совершенно недостаточна. Между тем опыт прорыва линии Маннергейма показал, что для уничтожения и разрушения современных ДОТ 203-мм гаубицы являются недостаточно мощными. Красная Армия оказалась необеспеченной минометами и неподготовленной к их использованию. Обеспеченность инженерных частей основными видами вооружения составляет всего 40 — 60 проц. Новейшие средства инженерной техники: окопокопатели, средства глубокого бурения, новые дорожные машины не внедрены на вооружение инженерных войск. Внедрение новых средств радиотехники проходит крайне медленно и в недостаточных размерах. Войска плохо обеспечены почти по всем видам имущества связи. Из 63 предметов химического вооружения утверждены и приняты на вооружение лишь 21 предмет. Состояние и вооружение конницы удовлетворительные (Выделено мной – М.З.). Вопросы организации разведки являются наиболее слабым участком в работе Наркомата Обороны. Должная защита от воздушного нападения не обеспечивается. За последние два года в армии не было ни одного специального тылового учения, не было учебных сборов командиров службы тыла, хотя приказом Наркома предлагалось ни одного учения без проработки тыловых вопросов не проводить. Устав тыла засекречен и комначсостав его не знает. Мобилизационная обеспеченность армии по основным предметам (головные уборы, шинели, летнее обмундирование, белье и обувь) крайне низкая. Взаимные запасы для частей, переходящие запасы для подскладов не созданы. Запасы горючего крайне низки и обеспечивают армию лишь на 1/2 месяца войны.

Санитарная служба в Красной Армии, как показал опыт войны с белофиннами, оказалась недостаточно подготовленной к большой войне, не хватало медицинских кадров, особенно хирургов, медико-санитарного имущества и автомобильно-санитарного транспорта. Существующая сеть высших военно-учебных заведений (16 военных академий и 9 военных факультетов) и сухопутных военно-учебных заведений (136 военных училищ), не обеспечивает потребность армии в командном составе. Качество подготовки как в академиях, так и в военных училищах требует улучшения.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями: