Он создал наш ракетный щит

Признание выдающихся заслуг человека после того, как он покидает сей бренный мир, другими словами – посмертная слава – удел многих великих людей. И всё-таки пример Сергея Королёва –...

Признание выдающихся заслуг человека после того, как он покидает сей бренный мир, другими словами – посмертная слава – удел многих великих людей. И всё-таки пример Сергея Королёва – особый, исключительный. Равно как и судьба его и подвиг его во имя Отечества.

Мы, советские, узнали биографию самой крупной фигуры ХХ века в области космического ракетостроения и кораблестроения лишь сутки спустя после его смерти из некролога в газете.

Мне же уход Королёва запомнился по нескольким причинам. В ту пору я учился в Винницком железнодорожном техникуме и был секретарём комитета ВЛКСМ. Директор Нечаюк поставил мне и моему заместителю Петру Чекотуну задачу: оформить в  траурную рамку полосу газеты «Правда» с некрологом о Королёве и установить её на сцене нашего клуба. Туда же собрать всех учащихся, проживающих в общежитии. А было воскресенье и даже молоток с гвоздями раздобыть представлялось проблематичным. Не говоря уже о том, чтобы собрать в клубе аудиторию для траурного митинга. Но мы с Петей постарались, как могли. Понимали: видать, умер очень большой человек, коли наш директор в выходной отдал такое распоряжение. Никогда раньше подобного не случалось. Кстати, сам Нечаюк потом выступил с очень вдохновенной речью. Фронтовой политрук, многолетний секретарь Винницкого обкома партии по идеологии, Александр Андреевич был, что называется, по призванию пламенным оратором. И хотя я не помню точно, о чём он тогда нам  говорил – всё же полвека минуло – но одно могу утверждать наверняка: великая личность Королёва в его изложении меня потрясла. Дальнейшая жизнь лишь укрепляла тот юношеский мой восторг. Какими-то невидимыми нитями был, и остаюсь, связан с этим выдающимся человеком.

В газете «Красная звезда» я подружился с полковниками: Львом Нечаюком – племянником нашего директора техникума и Михаилом Ребровым. Оба они работали в отделе науки и космонавтики – более ни одно СМИ Советского Союза подобным отделом не располагало. И, разумеется, оба знавали Королёва. Больше того, конструктор космических кораблей по-отечески любил именно Михаила Фёдоровича. Намеревался отправить его и журналиста из «Комсомольской правды» Голованова в космос, чтобы те профессионально описали тончайшие нюансы и ощущения человека в невесомости. Сам конструктор по слабости здоровья не мог переносить космических перегрузок. Ребров и Голованов прошли полный двухлетний курс обучения и уже готовились надеть скафандры, как умер Королёв и его замысел похерили. Впоследствии Ребров написал книгу «Сергей Павлович Королёв. Жизнь и необыкновенная судьба». Вышла она уже после смерти моего большого друга. А Ярослав Кириллович, с которым мы тоже поддерживали очень добрые многолетние отношения, успел при жизни издать книгу «Королёв. Факты и мифы».

Королёв родился 12 января 1907 в городе Житомире. Отец Павел Яковлевич – учитель русской словесности. Мать Мария Николаевна Москаленко ушла из семьи, когда мальчику исполнилось три года. В 1915 году Серёжа поступил в подготовительные классы киевской гимназии. Затем учился в гимназии Одессы, куда переехали мать и отчим – Георгий Михайлович Баланин. Помимо педагогического, он имел инженерное образование и первым заметил необыкновенные технические способности пасынка, всячески их развивал. Ещё в школьные годы Сергей интересовался новой тогда авиационной техникой. В 1921 году познакомился с лётчиками Одесского гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни. С 16 лет – как лектор по ликвидации авиабезграмотности населения. А в 17 сам изобрёл безмоторный самолёт К-5. Компетентная комиссия даже рекомендовала его к изготовлению. Поступив в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королёв за два года освоил все инженерные дисциплины и стал планеристом. Осенью 1926 года перевёлся в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н.Э. Баумана. Здесь проявил поистине недюжинные способности авиаконструктора. На планёре «Жар-птица» конструкции М.К. Тихонравова Королёв стал «пилотом-парителем», а под руководством А.Н. Туполева защитил дипломную работу – проект самолёта СК-4. О спроектированных им и построенных летательных аппаратах – планёрах «Коктебель», «Красная Звезда» и лёгком самолёте СК-4, предназначенном для достижения рекордной дальности полёта, – заговорили известных авиаторы страны. Его планер СК-3 «Красная Звезда» впервые в СССР был специально спроектирован для выполнения фигур высшего пилотажа и, в частности, мёртвой петли. Что и продемонстрировал лётчик В.А. Степанченко в Коктебеле 28 октября 1930 года. Если другими словами охарактеризовать ту мощь конструкторского рывка Королёва, то будут ясно: он тайфуном ворвался в ряд таких титанов авиационного строительства, как С.В. Ильюшин, А.С. Яковлев, С.А. Лавочкин, В.М. Петляков, А.И. Микоян, А.Н. Туполев.

Однако судьба уготовила блестящему молодому инженеру другой – космический путь. И начался он с Калуги, где проживал самый дерзкий мечтатель человечества – К.Э. Циолковский.

Двадцатитрехлетний Королёв приехал к нему летом 1929 года для консультации по полётам планеров на сверхдальние расстояния. Они провели вместе двое суток, и за это время калужский основоположник космонавтики убедил молодого коллегу вплотную заняться решением проблем космического полета, а не планером – вчерашним днём. Напутствуя энергичного энтузиаста авиации, Циолковский подарил ему свою последнюю книгу «Космические ракетные поезда» и порекомендовал обратиться к инженеру Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) Ф.А. Цандеру:

«Само провидение послало мне вас, Сергей Павлович, – говорил взволнованный Константин Эдуардович. – Сдаётся, что именно вы осуществите то, что я здесь вижу только в грёзах. Ко мне ходит много всякого люду, но вы какой-то особенный. Это сразу видно, безо всяких слов. Верю, верю, в ваше блестящее будущее! Не сомневаюсь, что и Цандер тоже вас оценит».

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...