Одержимый небом: 150 взлетов и 4 смертельных падения Сергея Уточкина

«Питаюсь только воздухом и бензином», — так говорил о себе Сергей Уточкин, один из пионеров российской авиации, энтузиаст, влюбленный в небо. Его судьба была полна взлетов и падений...

«Питаюсь только воздухом и бензином», — так говорил о себе Сергей Уточкин, один из пионеров российской авиации, энтузиаст, влюбленный в небо. Его судьба была полна взлетов и падений (в прямом смысле слова). Он прошел путь от чудака, пробовавшего летать на крыле ветряной мельницы, до профессионала, которому удалось более 150 раз подняться в небо. Однако страсть к полетам сыграла с бесстрашным испытателем злую шутку: в 40 лет он закончил жизнь в психиатрической лечебнице, страдая от наркотической зависимости…

Сергей Уточкин был настоящим спортсменом, любил испытывать себя на прочность, экспериментировать. Он не боялся тяжелых испытаний и без тени сомнений брался за самые рискованные авантюры. Свой первый «полет» он действительно совершил на крыле ветряной мельницы (конечно, удалось ему это не с первого раза, но ощущения были ни с чем не сравнимы).

В молодости Уточкин был неутомим: он пробовал себя в различных видах спорта и везде добивался успеха. Плавание и соревнования на яхтах, фехтование и бокс, футбол и конькобежный спорт, бег и велоспорт — таков был «послужной список» Сергея. Он неоднократно занимал призовые места как в российских соревнованиях, так и в состязаниях за рубежом. Жажда скорости подтолкнула его к участию в мото- и автогонках. Но настоящей страстью энтузиаста стало воздухоплавание, ведь в душе Сергей мечтал о небе, и так он мог наконец парить, оторвавшись от земли.

Уточкин самостоятельно освоил аэроплан и получил звание пилота-авиатора, выполнив все фигуры пилотажа. Он занимался конструированием (обучался в Париже), сам построил самолет-биплан, на котором демонстрировал показательные полеты в разных странах мира. И повсюду за ним наблюдали ведущие конструкторы, конечно же, стараниями Уточкина самолетостроение популяризировалось. По сути, пилот раздвигал границы возможного, готов был ценой своей жизни пробовать, чего еще можно достичь. Пресса отзывалась о нем, как о «летуне бесшабашной отваги».

Уточкин был одним из пилотов, участвовавших в первом перелете Петербург-Москва. К сожалению, из-за ограниченной видимости ориентироваться по железнодорожным путям оказалось невозможно, и самолет Уточкина сбился с курса. А после и вовсе потерпел крушение. Сам герой успел выпрыгнуть из кабины, но получил значительные травмы.

С этого момента, по сути, начались трагические годы его жизни. Уточкин пробыл в больницах долгое время, а, вернувшись к нормальной жизни, с трудом летал из-за постоянных головных болей. Некогда знаменитый летчик остался без денег, о нем начали забывать, постепенно он пристрастился к наркотикам, чтобы облегчить свои страдания. С течением времени авиатор стал сходить с ума. Его помещали в различные психиатрические лечебницы: вначале условия были сносными, а позже, когда деньги на го содержание перестали выделяться меценатами, Сергей отлеживался в голоде и холоде в сельских лечебницах.

На свободу он вышел к началу Первой мировой войны. Искренне стремился на фронт, но безумца никто не хотел брать в ряды армии. Сергей ушел из жизни 13 января 1916 года, официальной причиной смерти значилось воспаление легких, однако бытует мнение, что пламенный мотор его сердца остановился из-за передозировки морфием и кокаином.

автор: Евгений Смирнов

источник: www.rusday.com

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями: