Незабвенный подвиг капитана Пилипенко

К устремлённому в небо серебристому «МиГу», стартующему с пьедестала, идёт аллея Героев — воспитанников авиационного полка. Здесь есть портрет и Гвардии капитана Ивана Пилипенко, который в самый трудный, начальный период Великой Отечественной войны совершил 520 беевых вылетов, лично сбил 13 и в составе группы 29 самолётов противника. И это несмотря на то, что пришлось ему воевать уже на устаревшем к тому времени истребителе И-16.

Ветераны полка, те, кто шёл в бой вместе с Иваном Марковичем крылом к крылу, кого он вёл за собой в атаку на армады вражеских самолётов, рассыпая их строй, увлекал безмерной храбростью на штурмовки колонн врага, вспоминают: в бою комэск был решительным и отважным, и все рядом с ним забывали, что такое страх. Его всегда отличили кипучая энергия, целеустремленность. К подчинённом же всегда был пннмательным, заботливым. Лётчики души в нём не чаяли.

Незабвенный подвиг капитана Пилипенко

Чем же заслужил вечную память и добрую славу о себе легендарный Капитан ! Для начала можно ответить предельно кратко: почти все молодые лётчики в полку, получившие звание Героя Советского Союза — Лобанов, Павлов, Клепиков, Шлепов и другие — в начале войны набирались опыта и мастерства в эскадрилье Капитана И. М. Пилипенко. Среди документов, с которыми можно познакомиться в комнате боевом славы, есть и письмо матери героя. Вот оно:

«Прошло так много лет с тьл пор, как закончилась война с проклятыми фашистами, а раны душевные до сих пор болят. Троих сыновей у меня унесла война, Ваню, Петю и Фёдора. Нет их в живых. Но живут они в памяти нашей… Ваня погиб в 1942 году геройском смертью. От всей души благодарю вас за то, что вы свято храните в сердцах своих имя моего дорогого сыночка и других героев войны. Берегите пуще прежнего родное небо от врага ! С материнским приветом к вам — Мария Пилипенко».

Воевать с фашистами Старший лейтенант И. М. Пилипенко начал в Августе 1941 года на Закавказском фронте в составе 40-го истребительного авиационного полка. Трудное это было время. На юге страны сложилась напряжённая обстановка. В ожесточённых боях на Левобережной Украине войска Юго — Западного и Южного фронтов понесли большие потери и отступили. Противник, имея превосходство на данном направлении в живой силе и технике, 21 Ноября 1941 года овладел Ростовом-на-Дону. Однако, уже 29 Ноября под ударами наших войск и авиации, фашисты оставили город и отошли на 60 — 80 километров. Так были сорваны планы немецкого командования по прорыву на Кавказ. До лета 1942 года советские войска сдерживали продвижение противника. Авиация фронта активно прикрывала пехоту, вела воздушные бои, наносила массированные удары по боевым порядкам, аэродромам, транспортным узлам и коммуникациям.

В этот период в полную силу проявились опыт и мастерство Ивана Пилипенко. С первых же боёв ведомые доверяли своему командиру. Он был старше по возрасту всех пилотов экадрильи; войну встретил в 29 лет, до этого 8 лет прослужил ни Дальнем Востоке, имел немалый опыт. Это и способствовало удачам в боях.

В те дни авиация фронта активно поддерживала наземные войска с воздуха, вела воздушные бои, наносила массированные удары по скоплениям вражеских войск. Однажды в районе Барвенково, слетав на разведку, Пилипенко обнаружил замаскированный аэродром противника, затем, возглавив группу из самолётов И-16 и Ил-2, атаковал его, уничтожив и повредив при этом много вражеской техники.

Затем полк участвовал в воздушных схватках на Южном и Северо — Кавказском фронтах. Отличаясь исключительным спокойствием и выдержкой, Иван Пилипенко был дерзок и бесстрашен в бою. Его ведомым некоторое время летал Александр Васильевич Лобанов ( будущий Герой Советского Союза ).

Сотни раз водил Пилипенко лётчиков своей эскадрильи на боевые задания, вступал с врагом в неравные поединки и с победой возвращался на свой аэродром. Он был дерзок и бесстрашен в бою. Так, 26 Мая 1942 года ведомая им шестёрка истребителей вылетела на прикрытие переправы через Северный Донец. В районе города Изюма ( Харьковская область ) встретили 4 девятки бомбардировщиков противника в сопровождении истребителей. Комэск принимает решение — атаковать врага. В течение 20-минутного боя наши лётчики сбили 2 и повредили 4 вражеские машины, не потеряв при этом ни одного своего самолёта.

С началом Июля 1942 года всё жарче становилось на земле и в воздухе. В ходе предпринятого наступления противник захватил Донбасс, вышел к большой излучине Дона и непосредственно угрожал Кавказу и Сталинграду. Войска Южного фронта из-за возможного окружения вынуждены были вторично оставить Ростов-на-Дону. Но за каждую пядь советской земли враг расплачивался кровью.

22 Июля восьмёрка истребителей под командованием Пилипенко, прикрывая переправу наших войск под Ростовом, вступили в бой с 14 Ме-109. В напряжённом бою враг потерял 6 самолётов. Наша группа потерь не имела.

В Августе и Сентябре 1942 года бронированные колонны противника настойчиво рвались к грозненской нефти. На перевалах и горных дорогах день и ночь не утихали ожесточённые бои. Воины Закавказского фронта стойко защищали каждую пядь родной земли. Лётчикам приходилось иногда в день делать 5 — 6 вылетов на штурмовку вражеских войск, аэродромов, баз, переправ.

Благодаря активной поддержке авиации нашим наземным войскам удалось на склонах Кавказского хребта окончательно остановить наступление противника. Роль авиации в условиях Кавказа приобрела особое значение, так как на высокогорных участках фронта наземные войска не могли применить танки, тяжёлую артиллерию. Их с успехом заменяла авиация. К тому же устаревшие, малоскоростные, но высокоманевренные самолёты — истребители И-16 и И-153, находившиеся на вооружении 4-й Воздушной армии, были незаменимы в горных условиях. Обладая отменным маневром, они буквально выкуривали противника из лощин и ущелий. Они же оказались исключительно эффективным средством для штурмовых ударов по мотомехчастям и аэродромам противника.

Бывший Командующий 4-й Воздушной армией Главный маршал авиации К. Вершинин в своих воспоминаниях отмечал:

Незабвенный подвиг капитана Пилипенко
«В эти тяжёлые дни обороны большую роль сыграли наши воздушные разведчики. Они непрерывно следили за движением резервов противника, за строительством новых и восстановлением старых переправ, добывали сведения о неприятельских аэродромах и количестве сосредоточенных на них самолётов, выполняли боевые задачи в тылу врага. С 20 Сентября по 5 Октября на 16 аэродромах противника была вскрыта группировка авиации, насчитывающая до 175 самолётов».

В станице Солдатской Прохладненского района Кабардино — Балкарской АССР, на северной окраине которой фашисты построили крупный аэродром, наша воздушная разведка обнаружила более 30 самолётов противника различных типов.

Командование 4-й Воздушной армии решило нанести ряд штурмовых ударов по скоплению авиации противника. Один из них — по аэродрому Солдатская — было приказано произвести лётчикам 40-го истребительного авиационного полка.

2 Октября 1942 года группа истребителей в составе 6 И-153 и 15 И-16 во главе с Капитаном И. Пилипенко совершила внезапный налёт на аэродром Солдатская. При подходе к цели ведущий заметил, как от земли отрываются 2 взлетающих самолёта. В паре со своим ведомым — лётчиком П. Додоновым — он кинулся на них. С первой же атаки оба Ме-109 были сбиты. Попытавшаяся взлететь вторая пара вражеских самолётов в панике столкнулась на взлёте и рухнула на землю. Проштурмовав аэродром, Пилипенко зажёг ещё 2 истребителя Me-109 на земле.

Число горящих фашистских самолётов на лётном поле под штурмовыми ударами лётчиков Пилипенко непрерывно увеличивалось. Противник, не имея возможности поднять в воздух свои истребители, вызвал подкрепление с соседнего аэродрома. Вскоре около 20 «Мессеров» атаковали наши «Ишачки», завязалась ожесточённая схватка.

Умело сманеврировав, Пилипенко срезал круг одному из Ме-109 и меткой очередью сразил его. Только вышел иэ атаки — прямо на него шёл новый «Мессер». Вот с ним комэск и сошёлся в лобовой атаке. Додонов видел, как командир решительно подворачивает тупой нос своего «ишачка», целясь в Ме-109. Понял — командир не свернёт с намеченного курса, не откажется от принятого решения. У немца же наверняка не выдержат нервы: в последний момент рванёт штурвал на себя, чтобы уйти вверх, вот тогда комэск и ударит из всех стволов…

Стремительно сближаясь, машины неслись навстречу друг другу. Все ждали, что немецкий лётчик в последний момент отвернёт, как обычно и происходило. Но… немец не отвернул. Истребители столкнулись на лобовых курсах. Их суммарная скорость была более 1000 километров. Огромное облако взрыва потрясло воздух. Веером разлетелись куски дюраля, осколки плекса и клубящиеся в огне и дыму искорёженные конструкции самолётов, переворачиваясь и вращаясь, устремились к земле… Потрясённый гибелью своего командира противник ослабил натиск, чем и воспользовались наши лётчики, сбив ещё несколько машин.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB