Михаил Твеленев — человек из легенды

*    *    *

Всё это время его не покидала надежда вернуться в 9-й Гвардейский полк, где были его друзья, где он прошёл хорошую боевую школу. В конце концов командование поддержало его стремление. Твеленев был назначен в 9-й ГвИАП командиром звена.

Шестаков, Алелюхин, Верховец, Никитин, Королёв, почти весь старый инженерно — технический состав помнили Твеленева и с радостью встретили его возвращение. Он вошёл в состав 1-й эскадрильи, которой командовал его однокашник по Борисоглебской школе и соратник по героической обороне Одессы, Гвардии капитан А. В. Алелюхин. Уже в первых боях Твеленев показал, что не забыл уроков, полученных в Одессе и в боях на Юго — Западном фронте.

Высок был накал боевых будней лётчиков 9-го Гвардейского Одесского авиационного полка. Основная их задача состояла в завоевании превосходства в воздухе. Для этого вырабатывалась новая тактика, бои велись на вертикальных маневрах. Новые товарищи Твеленева, такие как Амет — Хан Султан, Дранищев, Байков, Карасёв, Ковачевич — были достаточно опытными лётчиками, каждый из них не раз встречался с известными асами эскадр «Рихтгофен» и «Удет», имел на своём счету не один сбитый самолёт врага. Полк вёл ожесточённые бои с рассвета до темноты.

На основе опыта, приобретённого в боях под Одессой, Михаил Твеленев стал вырабатывать новые тактические приёмы, свойственные его бойцовскому характеру. Он строил маневр так, чтобы поражать врага с первой атаки, используя скорость, высоту и маневренность Як-1.

В один из дней Твеленев в составе группы вылетел на свободную охоту. Обстановка в воздухе была напряжённой. Немцы дрались упорно. Всегда внимательный в боевой обстановке Твеленев издали увидел, как в лучах солнца что — то блеснуло. Оказалось, что это вражеский разведчик Ju-88. Тут же появились и две пары «Мессеров», прикрывавшие разведчика. Последовал отвлекающий маневр пары из группы Твеленева, и вот уже враги ввязались в бой. Этого было достаточно, чтобы «Юнкерс» оказался в прицеле у Твеленева. А как только вспыхнул разведчик, «Мессеры» убрались восвояси.

Весной 1943 года, в исключительно напряжённые дни налётов противника на Ростов, старший лейтенант Твеленев снова поднимал свой «Як» по 5 — 6 раз в день. Однажды эскадрилья, в которую он входил, была поднята по тревоге, поданной по системе воздушного наблюдения, оповещения и связи. Через несколько минут полёта впереди, на высоте 4000 метров, лётчики увидели, что с юга идут 9 девяток бомбардировщиков Ju-88 под прикрытием большой группы истребителей. Занимая исходное положение для атаки, наши лётчики успели заметить, что с запада на одной высоте с ними приближается ещё одна группа Ju-88 с внушительным прикрытием, а с севера идёт 3-я группа бомбардировщиков. Все эти группы, эшелонированные по высоте, держали курс на Ростов.

И вот впереди, несколько ниже, головной клин ведущей девятки «Юнкерсов». Вражеские истребители прикрытия чуть приотстали. Эскадрилья «Яков» стремительно атаковала Ju-88 сверху. Ударила с близкой дистанции по ведущим девяток, проскочила строй. Несколько «Юнкерсов» загорелось. Строй противника заколебался. Его бомбардировщики, шарахаясь от горящих машин, мешая друг другу, начали разворачиваться, поспешно освобождались от бомбового груза. Истребители прикрытия бросились было к «Якам», но, не решаясь далеко отойти от своих бомбардировщиков, атаковать не рискнули.

Пользуясь замешательством противника, наша эскадрилья атаковала вторую группу бомбардировщиков. И так как вражеские истребители прикрытия находились над «Юнкерсами», атака эта производилась с нижней полусферы боевым разворотом всеми сразу. Ударили по ведущим девяток и стали уходить со снижением. Истребители прикрытия бросились за «Яками». Но эскадрилья успела занять оборону, и первый же «Мессер», рискнувший атаковать их, был тут же сбит. Подоспевшие к этому времени в район воздушного боя другие группы наших истребителей воспользовались тем, что «Мессеры» ввязались в бой, начали бить с разных направлений всю группу Ju-88. Бомбардировщики противника, беспорядочно сбрасывая бомбы, со снижением стали уходить в расположение своих войск…

В результате многодневных боёв наши лётчики сумели удержать превосходство в воздухе; противник понёс большие потери, стал менее активен.

В дальнейшем старший лейтенант Твеленев принимал активное участие в прорыве Миус — фронта, в освобождении Таганрога, при прорыве обороны противника на реке Молочной. Однажды, под Мелитополем, он вылетел в составе эскадрильи, в ударной группе прикрытия командира Белого, на сопровождение своих бомбардировщиков. В районе цели — это было большое скопление войск противника — бомбардировщики сбросили бомбы. И в тот момент, когда они ложились на обратный курс, появились 3 группы вражеских истребителей.

Немцы стремились догнать группу Белого. Но старший лейтенант Твеленев принял бой на себя. Используя преимущество в высоте и скорости, непрерывными атаками он вынуждал противника терять высоту, давал возможность своим бомбардировщикам оторваться от погони. Отбив атаки 2-х групп истребителей, Твеленев был вынужден вступить в воздушный бой с 3-й, более настойчивой группой Ме-109, которая стала набирать высоту. Михаил атаковал ведущего и сбил его; напарник командира Байков сбил второй вражеский самолёт. Этого оказалось достаточно, чтобы остальные «Мессеры» ушли из района боя.

Михаил Твеленев - человек из легенды
И так бой за боем. Как — то, вылетев в составе шестёрки Як-1 на отражение бомбардировочной авиации противника, Твеленев над линией фронта встретил группу пикировщиков Ju-87, шедших под прикрытием Ме-109. Наши истребители, зайдя со стороны солнца, произвели стремительную атаку. С первого же захода Твеленев сбил «Юнкерс». При выходе из этой атаки 2-й самолёт противника уничтожил его ведомый.

Через несколько дней Твеленев в группе из 6 самолётов, прикрывая наземные войска, атаковал 27 «Юнкерсов», которые шли под прикрытием Ме-109. Группа сбила 2 бомбардировщика и 1 «Мессер». Не потеряв ни одного своего самолёта, наши лётчики не дали противнику сбросить бомбы на цель.

В следующий боевой вылет, сопровождая группу «Ильюшиных», которая штурмовала вражеский аэродром, Михаил Твеленев заметил, как с соседнего аэродрома начали подниматься FW-190, чтобы ударить по нашим штурмовикам. Правильное распределение сил, решительные атаки советских авиаторов заставили истребители противника принять оборонительный бой. В короткой схватке были сбиты 2 «Фоккера».

В июле 1943 года полк вёл боевые действия на Южном фронте. 17 июля, будучи в паре со старшим лейтенантом Е. П. Дранищевым, Михаил участвовал в воздушной схватке и сбил один «Юнкерс». А через день в районе Куйбышево Запорожской области в коротком бою уничтожил вражеский истребитель Ме-109. И все увидели в Михаиле возмужавшего, окрепшего бойца.

К боям он был жаден. В короткий срок освоил новый самолёт Р-39 «Аэрокобра» и стал одним из лучших мастеров пилотирования на этой машине.

Вообще говоря, способность к освоению новых машин была у него удивительная. Всеми отмечалась особая лёгкость, с которой Твеленев переходил с одного типа самолёта на другой, и вместе с тем бросалось в глаза то, как тщательно изучал он новую машину, критически оценивал свои знания, боясь упустить даже самую незначительную мелочь. Очень тщательно готовился к каждому вылету. «Это у него от Чкалова», — говорили те, кто помнил ещё школьное увлечение Твеленева полётами «по — чкаловски».

Много хлопот причинил своим учителям и инструкторам в Борисоглебской военной школе имени В. П. Чкалова неугомонный курсант Твеленев — всё ему было мало. «Полётов маловато», — начал он говорить уже на 2-й день после первого самостоятельного полёта.

«Боевой, энергичный и решительный на земле и в воздухе», — писал в аттестации Твеленева инструктор Фомичёв. «Настойчив в достижении цели», — делал заключение командир отряда Петровец. «Летать любит, летает хорошо, смело, уверенно», — записал в выводах начальник школы полковник Ухов.

69-й авиационный полк стал для Михаила Твеленева школой войны и первой вехой на славном пути к заветной цели — «Летать, как Чкалов !»…

Михаил мечтал после войны стать лётчиком — испытателем. Эта мечта ещё больше окрепла в нём после того, как ему и Амет — Хану Султану поручили «оседлать» трофейный Ме-109 и во фронтовом небе выявить его сильные и слабые стороны. Это тоже нужно было для боя, победы над врагом.

Позднее Михаил назовёт это время началом своей испытательской работы. Тогда же, получив новую «Аэрокобру», он досконально изучил её, чтобы уже 17 августа пойти на ней в бой.

20 августа в районе Мариновки Твеленев уничтожил 2 самолёта противника. На следующий день за образцовое выполнение боевых заданий командования он был награждён именными часами, которые вручил ему представитель Ставки Верховного Главнокомандования Маршал Советского Союза А. М. Василевский.

*    *    *

Позади уже остались бои на мелитопольском участке Южного фронта, где Твеленев произвёл 30 боевых вылетов, провёл 7 воздушных боев, сбил 3 самолёта противника. 30 ноября, выполняя задание по прикрытию наземных войск, 8 «Аэрокобр» встретили группу вражеских бомбардировщиков, которых сопровождали «Мессеры». Заметив первым противника, Михаил устремился в атаку и с короткой дистанции сбил «Хейнкель». При выходе из атаки он вступил в бой с истребителями и после непродолжительной схватки уничтожил «Мессер».

В январе 1944 года Твеленев уже летал в районе Одессы. Здесь в полётах на свободную охоту Михаил сбил 1 вражеский самолёт. Перед Крымским наступлением он уничтожил на дорогах 50 автомашин, 2 паровоза, 5 тягачей, много повозок и живой силы противника.

24 апреля в 5 километрах западнее местечка Чоргунь Твеленев сбил «Фокке — Вульф», а через несколько часов — ещё один вражеский самолёт. 10 дней спустя лётчик снова праздновал победу, сбив очередной «Фоккер».

8 мая — в последний день боёв за Севастополь — Твеленев участвовал в вылете истребителей на штурмовку Херсонесского аэродрома. В строю 3-х девяток он был последним в паре с С. М. Елизаровым. Когда 4 FW-190, наседая на наши бомбардировщики, уже были готовы отогнать их от цели, Михаил атаковал истребителей и, связав их боем, дал возможность нашему подбитому Пе-2 уйти от опасности. В упорном воздушном бою он сбил один «Фоккер» и невредимым возвратился на свой аэродром, где был отмечен в числе наиболее отличившихся в этот день лётчиков полка.

29 сентября 1944 года Твеленев был представлен к высшей награде — званию Героя Советского Союза. На его боевом счету уже было 290 боевых вылетов, в 110 воздушных боях он лично сбил 16 и в составе группы — 28 самолетов противника. В наградном листе И. В. Тимофеенко писал: «Сколько бы ни встречалось ему вражеских самолётов, Твеленев никогда их не считал — он уничтожал противника. А уничтожал потому, что обладал высоким мастерством ведения боя…»

Михаил Твеленев - человек из легенды

Боевые товарищи ( слева направо ) : Г. Байков, М. Твеленев и С. Елизаров.

В конце 1944 года, после получения и освоения полком новых самолётов Ла-7, он был направлен на 3-й Прибалтийский фронт, войска которого вели бои в Восточной Пруссии. Продолжая участвовать в боевых действиях до последнего дня Великой Отечественной войны, сбил ещё 2 вражеских самолёта.

В конце января 1945 года разгорелись ожесточённые бои в Восточной Пруссии. Однажды, в районе Гольдана, его группа встретила свыше 40 «Юнкерсов». До расположения советских войск оставалось всего несколько километров и наши истребители решительно ринулись на врага, 2 «Юнкерса» сразу же были сбиты. Некоторые бомбардировщики, сбросив смертоносный груз куда попало, стали спасаться бегством. Но одна группа упорно продолжала пробиваться вперед. Наши истребители, выйдя из атаки, дружно навалились и на неё. И ещё 2 «Юнкерса» рухнули на землю… Налёт вражеской группы был сорван.

В другой раз, над Пиллау в составе группы, с ведомым лейтенантом Галетой, он встретил 6 Ме-109. С первой атаки сбили 2 «Мессера». На аэродром вернулись без потерь.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года командир звена 9-го Гвардейского истребительного авиационного Одесского Краснознамённого полка Гвардии старший лейтенант Михаил Степанович Твеленев был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» ( № 4692 ).

29 апреля 1945 года, в один из последних боевых вылетов, в паре с младшим лейтенантом Кушнарёвым, он встретил 4 FW-190 и в коротком ожесточённом бою на высоте 800 метров сбил один самолёт. Так воевал и побеждал отважный советский лётчик Михаил Твеленев. Он жёг «Мессеры», «Фоккеры» и «Юнкерсы» в небе Одессы, Ростова, Сталинграда, Севастополя, Донбасса, Кёнигсберга, Берлина…

Последние боевые вылеты Михаил совершил 1 и 2 мая 1945 года, а через несколько дней вместе со всеми однополчанами радостно встретил окончательную победу над фашистской Германией.

Михаил Твеленев - человек из легенды
На дорогах войны происходили порой удивительные встречи. Уже ближе к концу Великой Отечественной, далеко от Родины, Герой Советского Союза лётчик Михаил Твеленев встретился… с родной сестрой. Фотограф запечатлел этот радостный момент в их жизни. Так и остались на фотографии эти два прекрасных человека молодыми и счастливыми. И красивыми тоже !

Читай продолжение на следующей странице
AesliB