Мастер воздушного боя Муравьёв Павел Игнатьевич

22 июля 1943 года части 15-й Воздушной армии вели ожесточённые бои в районе населённого пункта Золотарево. Сюда переместился пункт наведения корпуса.

— «Пальма-3». Слева сзади, ниже вас 400 метров 10 Ju-87 и 6 FW-190. Атакуйте !

Это был приказ командиру эскадрильи капитану П. И. Муравьёву, который привёл сюда свою группу. Муравьёв тотчас дал сигнал. Группа устремилась на «Юнкерсов». Одна пара завязала бой с истребителями сопровождения. Неприцельное сбрасывание бомб противником было первым результатом атаки. В воздухе возникла карусель. Лейтенант Николай Денчик добился победы на вираже. Его ведомый сумел зайти второму врагу в хвост, и 2 «Фоккера» упали вблизи Золотарёво, почти рядом с «Юнкерсом», сбитым капитаном П. И. Муравьёвым.

Во время войны Павел Муравьёв был одним из самых известных лётчиков — статьи о нём не раз появлялись не только во фронтовых и армейских газетах, но и в «Сталинском соколе», в «Красной Звезде».

Мастер воздушного боя Муравьёв Павел Игнатьевич

В августе 1943 года вышел очередной номер известного журнала «Огонёк», посвящённый Дню авиации. На его лицевой обложке было помещено фото 10 советских лётчиков и надпись: «Эти 10 славных сталинских соколов сбили 153 немецких самолёта».  В числе этих 10 лётчиков было фото и Павла Муравьёва.

Рядом с Муравьевым выросло несколько замечательных лётчиков. Среди них выдающийся лётчик — истребитель П. М. Вострухин. Младший лейтенант Вострухин провоевал чуть более полугода, в 100 боевых вылетах, 40 воздушных боях сбив не менее 20 самолётов противника. Погиб 16 июня 1943 года после вынужденной посадки.

Муравьев воевал на И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7, Як-9, Як-3. Все его машины имели тактический номер «03». Самый большой налёт, более 200 боевых вылетов из 473, проведённых им в годы Великой Отечественной войны, он совершил на Як-9.

Свою последнюю победу одержал в районе Кюстрина. В одном из своих последних вылетов он заметил пару «Мессеров», шедших в необычном пеленге — крыло к крылу. В виду группы Муравьева они выполнили строго симметричный разворот с потерей высоты и врезались в землю. Военно — политический крах Германии не оставлял выбора её самым достойным воинам.

К концу войны П. И. Муравьев стал подполковником, заместителем командира 64-го Гвардейского Краснознамённого Оршанского ордена Александра Невского истребительного авиационного полка.

В Великую Отечественную войну он совершил 473 боевых вылета и провёл 149 воздушных боёв. Количество же побед, различные источники трактуют по разному. Так, Н. Г. Бодрихин указывает на 37 личных побед  ( 2 Не-111, 3 Ме-110, 11 Ju-87, 8 Ме-109, 13 FW-190 )  и 2 групповые; М. Ю. Быков в своих исследованиях — на 22 личные и 6 групповых  ( ещё 3 групповые в Финскую ).

Блестящий пилотировщик, чему в немалой степени способствовало абсолютное владение своим телом и тренированность вестибулярного аппарата (Муравьёв был гимнастом высокого уровня ), Павел Игнатьевич не знал поражений в воздушных боях. Он был дважды подбит зенитным огнём: один раз на «ЛаГГе», второй на «Яке», но оба раза ему удавалось приземлять машину в расположении своих войск.

В 1945 году на воздушном Параде Победы он был ведущим девятки «Яков» !   Сохранилась фотография заветной «девятки» на аэродроме в Люберцах. Среди ведомых Муравьёва выдающиеся бойцы: дважды Герой Советского союза А. Е. Боровых, Герои Советского Союза В. Н. Кубарев, И. В. Фёдоров, Н. С. Павлушкин, Н. И. Свитенко, С. А. Кузнецов, В. И. Меркулов, А. Г. Кулиев !

Мастер воздушного боя Муравьёв Павел Игнатьевич

С парадами связана ещё одна необычная деталь. Уже после увольнения в запас Павел Игнатьевич несколько раз призывался в ВВС для участия в воздушных парадах.

После войны П. И. Муравьёв служил в ВВС. Освоил несколько типов реактивных самолётов: МиГ-9, Як-15, МиГ-15, Як-17, МиГ-17. В 1953 году блестящий ас, прекрасный пилотажник, один из авторитетнейших лётчиков Советских ВВС, мужчина с «божественной» внешностью, неугомонный, но честный и добрый человек, борец против подлости и несправедливости, был уволен в запас в звании подполковника.

До ухода на пенсию П. И. Муравьёв работал на московском заводе «Памяти революции 1905 года».

Всю жизнь он прошёл со своим соратником Марией Семёновной, на которой женился в 1945 году. Непримиримый к проявлению чиновничьего произвола, он был нетерпим к любым его проявлениям. На одном из чествований последних лет его и ещё нескольких ветеранов пригласили в Управу, поздравляли. Один из чиновников с придыханием передал подарок от «президента Ельцина». «От самого ?» — уточнил Павел Игнатьевич, и в ту же минуту подарок полетел в стену…

*     *     *

Список известных побед Гвардии подполковника П. И. Муравьёва:

( Из книги М. Ю. Быкова — «Победы сталинских соколов».  Издат. «ЯУЗА — ЭКСМО», 2008 год. )

 


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
1 21.02.1942 г. 1  Не-111 Иванчуковка ЛаГГ-3, Як-1,

Як-7, Як-9.

2 17.12.1942 г. 1  Ме-109 ст. Чернозём
3 29.12.1942 г. 1  Ju-87 Борщанка
4 1  Ju-87  ( в группе — 1 / ? ) Борщанка
5 30.12.1942 г. 1  Ju-87 ст. Гущино
6 1  Ме-109  ( в группе — 1 / 4 ) зап. Тележниково
7 05.01.1943 г. 1  Ме-109 сев. Новосокольники
8 06.01.1943 г. 1  Ju-87 зап. ст. Чернозём
9 14.01.1943 г. 1  Ме-109 Корино
10 15.01.1943 г. 1  Ме-109 сев. — вост. ст. Чернозём
11 1  Ме-109 юго — зап. ст. Чернозём
12 16.03.1943 г. 1  FW-190 Корныльево
13 1  Ju-87 Любатово
14 12.07.1943 г. 1  Ме-110 Победное
15 13.07.1943 г. 1  FW-190 хут. Весёлый
16 20.07.1943 г. 1  Ju-87 Чернавская — Головино
17 22.07.1943 г. 1  Ju-87 сев. Золотарёво
18 10.09.1943 г. 1  FW-190 сев. — зап. Лювохна
19 11.09.1943 г. 1  FW-190 сев.- зап. Жуковка
20 08.12.1943 г. 1  FW-190  ( в паре — 1 / 2 ) сев. Невель
21 15.08.1944 г. 1  FW-190 вост. Бауска
22 2  FW-190 сев. Кривады
23 13.10.1944 г. 1  FW-190 юго — вост. Паланга
24 14.10.1944 г. 1  FW-190 юж. Мемель

Всего сбитых самолётов — 22 + 6  [ 22 + 3 ];  боевых вылетов — 473;  воздушных боёв — 149.

 

источник:airaces.narod.ru

AesliB