Двенадцатилетняя защитница Сталинграда

Жаль, но о Люсе Радыно, которая в 12 лет по мере сил старалась защитить город Сталинград, сохранилось немного сведений. Хоть и была у нее долгая жизнь, интересная и любимая работа учителем. Отличительной особенностью этого человека была огромная скромность, поэтому ни о своих подвигах, ни о войне она много не говорила. Хотя рассказать было о чем …

1941 год, Люсе всего лишь только 11 лет. Со своей семьей она жила в Ленинграде, в начале войны девочка осталась с мамой, а папа пошел на фронт. Информации об отце более никакой, скорее всего он погиб.

Когда немцы сомкнули кольцо, началась блокада. Мама Люси не бросала работу, но в скором времени слегла и умерла. Больше у Люси никого не было, она стала сиротой, и ее также ждала смерть от голода. Спасли ее соседи — группу школьников, а среди них и Люся, отправили в Сталинград. Тогда еще никто не предполагал, что там будет …

Люсю направили в детский приемник, там все сотрудники относились к детям с любовью и заботой. Несмотря на это девчонка не планировала здесь задерживаться. Она была одержима идеей отомстить оккупантам за смерть своих близких. Естественно, она не могла не знать, что ее никто не возьмет на фронт, она еще ребенок. Однако ждала и надеялась. Даже подумывала о побеге и в одиночку сражаться с фашистами. А в это время Сталинград начали бомбить …

В приемнике для детей в Сталинграде появился офицер Советской армии. В настоящий момент выдвигают две предположения его прихода: первое, что он подбирал ребят, чтобы сделать из них разведчиков, а второе, что передавал для детей продуктовые пайки, собранные солдатами. Люся решительно заявила, что хочет стать разведчицей. Однако глядя на нее, хрупкую, худенькую, слабенькую, никто и помыслить не мог ее взять в разведчики. Но она сумела уверить всех, что ее сила духа достаточно сильна и непобедима.

Три месяца Люся состояла в 3-м отделении разведотдела штаба 62-й армии. На ее счету 6 выполненных заданий.

Первое задание ей поручили в сентябре 1942. На тот момент она могла без ошибки определять виды бронетехники. И ее задание состояло в том, чтобы перейти линию фронта в районе Мечетки, попасть в деревню, в которой засели немецкие солдаты, и посчитать сколько танков прорвались к Волге.

Люсю задержали немцы. Однако это была не ее вина, Люся помогла своей знакомой Гале.

Пробираясь поселок, Люся заметила фашистов, и это же время разглядела в зарослях свою подругу Галю. Девочка решила, что, если захватчики увидят Галю в кустах, ее убьют. Одновременно в воздухе послушался гул самолета. Решение пришло молниеносно. Люся, что есть сил заорала, что летит самолет, и надо срочно прятаться. И сама упала на землю. Фрицы замешкались, и почти поверили в воздушную атаку, но в последний момент разглядели, что летел немецкий самолет. За такой глупый поступок они отодрали Люсю за уши, однако ее цель была достигнута, внимание от Галины отвлечено.

Люся четко запомнила, чему ее учили. Бесстрашно отвечая на вопросы немцев, она рассказала, что отправилась в поле, где она с друзьями выращивали картофель, и выкапывая его спасались от голода. Рассказывая о голоде Люсе и не надо было ничего придумывать, все это она лично пережила. Немцы не увидели лжи в словах девочки, но решили, что им не помешает расторопная девочка на кухне, чтобы прислуживать солдатам Фюрера. Казалось бы, задание провалено. Но и в такой ситуации девочка не растерялась и смогла придумать, чем помочь своим солдатам. Она согласилась и пошла с немцами. Поначалу ей поручили очищать лук. Это было огромное количество лука, от которого девочка рыдала, так как глаза разъедал луковый аромат. А фрицев это забавляло, они все больше и больше подбрасывали ей лука. И как только Люся уже ослепнув от рези, вышла во двор, немцы начали отвешивать ей пинки и тягать за уши со словами, что она ленивая свинья и не хочет работать.

Ее не кормили, ела она какие-то отбросы, у нее отняли одежду и обувь, боясь, что она сбежит. Позже кроме лука, ей дают еще и картошку чистить. И Люся, проявив незаурядную смекалку, посчитала по тому объему, который съедали фрицы, сколько всего солдат в деревне.

Как сбежала юная узница и вернулась к своим, к сожалению, неизвестно.

Потом было еще не одно поручение. Например, ей надо было выяснить, как часто меняется немецкий караул у моста через реку. Как показываться у моста и не вызвать подозрения? Для выполнения задания Люся вновь нашла оригинальный подход. Люся нашла балалайку, и вместе с ней отправилась к мосту не скрываясь. Она предлагала сыграть и спеть за хлеб Ее игра на инструменте была какой-то какофонией, ведь играть она совсем не умела, зато пела весьма неплохо. Поначалу фрицы ее воспринимали как шута, который был просто голодным ребенком. Так она ходила несколько дней, ее слушали, над ней потешались, иногда кидали даже кусок хлеба.

Через три дня пришла, к тому месту, где несли охрану немцы, опять. Стражники вяло ее отогнали, из-за их сонного состояния Люся решила, что они скоро заснут или даже уйдут. Тогда она быстро под покровом ночи забралась на дерево, а вскоре пост сняли. А еще через несколько дня моста не стало, его взорвали.

Вот еще один случай. Люся возвращалась с обычного задания, и случайно повстречалась с офицером советской армии, который так она после выполнения поручения шел в свой отряд, но заблудился. Девочка решила ему помочь. Их путь был очень трудный и опасный, в какой-то момент они даже провалилась в глубокую яму, из которой выбрались благодаря смекалке и отваге маленькой разведчицы. Она бесстрашно предложила подставить свои плечи для командира, понимая, что в отличии от него не сможет его вытянуть, если выберется, а вот он сможет. Не принимая отказа, она настояла на своем, и оба были спасены. Двинулись дальше, уже еле волоча ноги от голода. Люсе удалось раздобыть немного молока, которое все без остатка отдала солдату. Так и дошли они вместе до его отряда.

За самоотверженную борьбу с врагом Люсю наградили медалями «За отвагу» и «За оборону Ленинграда».

В 1942 в ноябре у девочки обнаружили брюшной тиф и направили в больницу. Пройдя лечение, она была уверена, что вновь поедет к своим разведчикам и будет опять выполнять задания. Поэтому получив пакет, без сомнения, посчитала, это очередным поручением, но там было направление в школу, в пятый класс.

У Людмилы Владимировны Радыно (Бесчастновой) была долгая и достойная жизнь. Она получила специальность учительницы начальных классов, и работала в школе № 17 города Гродно. И конечно же, и к своей работе в мирное время она относилась также ответственно и со всей душой, как и к борьбе с врагами.

AesliB