Любовь в терновом венце

Всю свою оставшуюся жизнь вдова великого князя провела в заботах о сирых и убогих. Она создала в Москве на свои средства Марфо-Мариинскую обитель – почти монастырь, официально именующийся «Крестовым братством», куда принимали девочек и девушек из самых низших сословий, сирот, оставшихся без попечения родителей. В обители им давалось воспитание и обучение. Они не становились монахинями, но были призваны помогать больным, немощным людям – при обители действовала бесплатная больница. Они собирали брошенных детей и окружали их теплом и лаской.

Елизавета Феодоровна, посвятившая всю себя высокому благотворительному служению, была известна в Москве, как «белый ангел», так как носила теперь, в своём вдовстве, только белые, как снег, печальные и чистые одежды.

…Из истории мы знаем, что среди Романовых было немало крайне противоречивых личностей. Пётр Великий был мощным вождём России, ведшим её к мировой славе, но он же был жестоким тираном, казнившим немало русских людей и среди них – своего сына, царевича Алексея. Немало в истории семейства Романовых было дворцовых переворотов и жестокой борьбы за трон и за власть, но вот последние представители этого великого и трагического рода предстают перед нами, как жертвы, как мученики, искупающие, возможно, своими страданиями, всю вину своего рода, исповедующими любовь, сознательно выбравшими путь мученичества и прощения ради… ради нас с вами – живущих и в ныне несовершенном мире, наполненном злобой и ненавистью.

Путь жертвенности… Он особенно обозначен в судьбе Елизаветы Феодоровны. Она имела полную возможность после Февральской революции 1917 года уехать из России. Она могла это сделать и после Октябрьской революции. Не уехала. Оставалась в революционной Москве вместе со своими «крестными сёстрами». До конца, до мая 1918 года она неукоснительно соблюдала обязанности настоятельницы Марфо-Мариинской обители. 1 мая 1918 года в Москве, на территории Кремля, был разрушен памятный крест работы нашего великого художника В.М. Васнецова, поставленный на месте убийства её мужа великого князя Сергея Александровича. В основании креста была надпись: «Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят». По приказу Дзержинского Елизавета Феодоровна была арестована и отправлена на Урал, сначала в Екатеринбург, а затем в Алапаевск. Она ехала туда с лёгкой душой, писала с дороги письма, своим «крёстным сёстрам», не жаловалась на свою судьбу, а только смирялась и надеялась на лучшее, хотя надежд становилось всё меньше и меньше.

В то время всех представителей семейства Романовых вывозили из Москвы и из Петрограда на Урал. Видимо, сознательно готовилось их уничтожение. Но власть ещё колебалась. И в самой иерархии революционной власти были разные люди, но во главе всей системы Советов стоял ярый русоненавистник Яков Михайлович Свердлов — председатель ВЦИК (Всероссийского центрального исполнительного комитета). В книге Натальи Романовой есть яркая сцена, когда этот безжалостный демон революции, одетый во всё чёрное и кожаное, уговаривает В.И. Ленина, в то время — главу правительства (Совета народных комиссаров), согласиться на крайние меры по отношению к сосланным Романовым. Мы не знаем, чем закончились эти уговоры — история здесь опускает свой занавес, многое и сейчас ещё остаётся тайной. Тем не менее, режим содержания узников из царской фамилии на Урале ужесточается.

В маленьком городке Алапаевске, где в здании местной школы, превращённой в тюрьму, содержались Романовы, пребывали в то время, помимо Елизаветы Феодоровны, ещё великий князь Сергей Михайлович, а также князья императорской крови: Иоанн Константинович, Константин Константинович, Игорь Константинович. Все трое – дети знаменитого князя Константина Романова, известного как поэта «КР» — под таким псевдонимом он публиковал свои стихи. Кроме них там же содержался под стражей князь Владимир Павлович Палей – сын великого князя Павла Александровича от его второго, официально не признанного брака, отчего князь Владимир носил отличную от Романовых фамилию.

Кроме лиц императорской крови вместе с ними в добровольном заключении пребывали сестра Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева, келейница Елизаветы Феодоровны, и Фёдор Михайлович Ремез, управляющий делами великого князя Сергея Михайловича. Эти простые люди могли бы покинуть своих венценосных покровителей, но они преданно служили им и добровольно разделили их трагическую участь.

О жизни узников Алапаевска мало что известно сейчас, но тут и открывается простор для размышлений и сопоставлений. Под стать Елизавете Феодоровне была её келейница сестра Варвара. Эти два ангела во плоти с покорностью и смирением принимали свою участь и они действительно молились за врагов! Но как переносили заключение мужчины из дома Романовых?.. Тут остаются вопросы. Когда, после захвата Алапаевска войсками адмирала Колчака, были подняты трупы казнённых мучеников, то оказалось, что только на теле великого князя Сергея Михайловича были следы борьбы. Его и убили выстрелом в голову, прежде чем сбросить в шахту. Остальных бросили в шахту живыми, они не сопротивлялись… Существуют свидетельства местных жителей, что ещё несколько дней из шахты слышалось пение молитв, пока мученики не умерли от голода и холода. Казнь последних Романовых под Алапаевском произошла в ночь на 18 июля 1918 года, сразу же после расстрела царя и его семейства в Екатеринбурге.

Нет сомнения, что это была согласованная и тщательно спланированная акция. Но вот, кто осуществил её в Алапаевске – осталось неизвестным. Какие-то неизвестные чекисты, не из постоянной охраны алапаевской тюрьмы, а другие, имена которых остались тайными, вломились в эту ночь к узникам, связали им руки, завязали глаза, бросили в повозки и увезли… После обывателям было сообщено, что царственных узников «похитили неизвестные».

То, что казнь заключённых совершали не те лица, кто их охранял, дало возможность автору книги «Гефсиманский сад» предположить, что охранники, которые на протяжении полутора месяцев общались с узниками, отказались совершить это преступление. И это вполне правдоподобная версия!

Так закончилась земная судьба великой княгини Елизаветы Феодоровны и её спутников, но так только началась её небесная судьба – путь к Престолу Господню, к бессмертной святости.

Когда в сентябре 1918 года было извлечено из шахты тело великой княгини, то оно оказалось совершенно нетленным, на лице покойной была улыбка, персты правой руки сложены для крестного знамения. Она была ещё несколько дней жива в темной и сырой шахте и, видимо, действительно молилась. Может быть, пела тропарь Кресту (это слышали окрестные жители): «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

Тела казнённых сначала были погребены в Свято-Троицком соборе Алапаевска, а в июне 1919 года, когда к городу приблизилась Красная армия, то все тела были погружены в особый вагон и отправлены через всю Сибирь в далёкую Читу. Далее они будут доставлены в Пекин, где и будут захоронены на кладбище православной миссии в китайской столице. Лишь только тела (нетленные!) Елизаветы Феодоровны и её верной келейницы Варвары со временем перевезут в Иерусалим, где они и обретут свой покой в русском храме Марии Магдалины возле Гефсиманского сада.

Так замкнётся земной круг жизни великой святой XX века Елизаветы. Когда-то молодой женщиной она побывала в Гефсиманском саду вместе со своим красавцем мужем. Она любили друг друга и вместе, один за другим, надели на себя терновые венцы страданий. Только венцы эти оказались венцами Любви, которыми Бог награждает избранных Своих.

автор: Станислав Зотов

источник: www.stoletie.ru

AesliB