«Любимец полка» Залевский Владимир Николаевич

Родился 15 Июля 1918 года на станции Деканская Перевальского района Ворошиловградской области, ныне Артемовский горсовет Донецкой области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу. В 1937 году, по окончании Рабфака и местного аэроклуба, был призван в ряды Красной Армии. Окончил Чугуевскую военное авиационное училище лётчиков в 1940 году.

С началом Великой Отечественной войны Младший лейтенант В. Н. Залевский на фронте. В одном из боёв был сбит и, находясь без сознания, попал в плен. Вскоре, убив конвоира, бежал и с помощью партизан возвратился в свой полк.

К Апрелю 1942 года командир звена 157-го истребительного авиационного полка ПВО  (4-я Ударная армия, Калининский фронт)  Лейтенант В. Н. Залевский совершил 149 боевых вылетов, из которых 10 — на разведку, 8 — на штурмовку войск и техники противника. Провёл свыше 30 воздушных боёв, лично сбил 11 самолётов врага  (1 из них — тараном).

30 Января 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, командир эскадрильи 157-го ИАП Капитан В. Н. Залевский удостоен звания Героя Советского Союза.

5 Июля 1943 года погиб в воздушном бою.

Всего выполнил более 300 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 17 самолётов противника лично и 23 — в группе с товарищами.

Награждён орденами: Ленина  (дважды), Красного Знамени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *
Изучая историю прославленного 157-го Краснознамённого истребительного авиационного полка всегда обращаешь внимание на одну из рукописных страниц в папке с документами. На ней выведен заголовок «Любимец полка». В этом документе речь идёт о Капитане Владимире Николаевиче Залевском. Он прошёл сквозь огонь первых лет Великой Отечественной войны, не раз смотрел в лицо смерти, одним из первых в небе Ленинграда таранил вражеский бомбардировщик.

Свой боевой путь отважный лётчик — истребитель начал в первые же дни войны. Как — то Владимир Залевский и его ведомый Пётр Аксенов, бросившись навстречу 18 «Юнкерсам», вынудили их открыть бомболюки далеко от цели. Потом стали известны результаты этой поспешной бомбежки: 44 бомбами были убиты корова, поросёнок и петух…

27 Июля 1941 года, недалеко от железнодорожной станции Чаща   (Октябрьская железная дорога Гатчинского района Ленинградской области), командир звена Младший лейтенант В. Н. Залевский в воздушном бою на самолёте И-16, израсходовав весь боекомплект, на высоте около 100 метров двойным таранным ударом сбил бомбардировщик противника Ju-88.

В тот день на перехват 9 «Юнкерсов» вылетело звено 157-го истребительного авиаполка. Бомбардировщики вскоре действительно были обнаружены. Но их оказалось только 8. Вряд ли посты воздушного наблюдения ошиблись. Всё сходилось — и район, и курс, и высота. Не хватало только одного бомбардировщика. И вдруг ниже и в стороне от «Юнкерсов», с которыми уже шёл бой, Владимир Залевский увидел 9-го. Он не отстал, нет, его экипаж явно хитрил: пока другие «Юнкерсы» отбивались от наших истребителей, этот решил незаметно выйти к цели.

Залевский спикировал. После первой же пулемётной очереди «Юнкерс» начал уходить. Наш лётчик продолжал атаки. Левый мотор бомбардировщика, выражаясь словами самого Залевского, начал «коптить».

— Ещё несколькими очередями я «успокоил» стрелка, — рассказывал потом сам Владимир, — а затем всадил в «Юнкерс» остаток патронов. Но он всё продолжал лететь. Вижу, уходит. Подскочил — и винтом по хвосту…

Бомбардировщик качнуло влево, однако лётчик оказался не промах — опять справился с повреждённой машиной. Тогда я полоснул его вторично, теперь уже не винтом, а крылом. После этого он наконец ткнулся в землю. Ещё немного, и я тоже последовал бы его примеру. К счастью, успел, не выпуская шасси, посадить свой изрядно подраненный «Ишачок» на болото.

Уже через несколько дней Залевский снова поднялся в небо на своём увезённом с болота и отремонтированном истребителе. К сожалению, летал недолго. Через пару недель ему пришлось пройти ещё через одно суровое испытание.

15 Августа 1941 года Владимир вылетел на очередное боевое задание. Курс эскадрильи лежал к аэродрому, где сосредоточилась новая боевая техника врага. К цели наши самолёты подошли не с востока — со стороны линии фронта, а с севера, сделав крюк. Противник, обнаружив их уже на ближних подступах к аэродрому, открыл сильный заградительный огонь. Залевский пробился сквозь завесу огня и бросил свою машину в пикирование. За ним последовали остальные лётчики его группы. На земле грохнули взрывы. Врагу был нанесён ощутимый урон.

Пора было уходить от цели. Вдруг Владимир почувствовал, как его машина вздрогнула и покачнулась. Разорвавшийся рядом зенитный снаряд повредил управление. Нужно было садиться, а под крылом лес. Лётчик понял: посадку он может сделать только здесь, в глухом сосняке. Машина, словно подбитая птица, пошла на снижение, зацепила за верхушки деревьев, которые самортизировали удар. И всё же Залевский потерял сознание. Когда же пришёл в себя, увидел лицо незнакомой женщины.

Это была финская крестьянка. Она помогла Владимиру выбраться из кабины, уложила его на подводу, сверху прикрыла сеном и привезла на хутор. Спрятав его в тёплом сарае, предупредила, что выходить наружу опасно.

И всё же враги обнаружили советского лётчика. Однажды двери сарая резко распахнулись. Владимир не успел вскочить, как 2 автомата упёрлись ему в грудь.

10 дней подвергался Залевский допросам и пыткам. Ничего не добившись от него, комендант приказал расстрелять пленного лётчика.

…Владимир молча копал себе могилу. Чуткое ухо лётчика уловило знакомый нарастающий гул моторов. И вдруг из — за густой стены леса, прямо из облаков, вынырнули советские истребители. Вражеские солдаты от неожиданности оторопели, бросились врассыпную. Залевский выскочил из ямы и с размаху ударил лопатой по голове замешкавшегося конвоира. А потом, собрав все силы, бросился в лес.

Более 2-х недель Владимир пробирался к своим. Ему повезло: на одном из хуторов он встретил разведчиков из партизанского отряда. Узнав, кто он и откуда, те взяли его с собой. С ними Залевский перешёл передний край и вернулся в родной полк.

Как уже говорилось выше, этот человек был любимцем всего полка. Его возвращение стало чем — то вроде праздника. На радостях даже забыли снять стенгазету, в которой была помещена обведённая траурной рамкой фотография Залевского. Владимир внимательно посмотрел на неё, прочел заметку о своих боевых подвигах и гибели, улыбнулся и сказал:

— По народной примете получается, что мне жить да жить. Так что будет время рассчитаться с фашистами.

На беду, примета не оправдалась. А вот с врагами Владимир действительно рассчитался полной мерой: за рекордно короткий срок он сбил десяток немецких самолётов. В одном из архивов хранится документ, в котором перечислены самолёты, сбитые Залевским только за один месяц, даже меньше — с 7 по 30 Марта 1942 года: 5 «Юнкерсов», 4 «Мессершмитта» и 1 «Хейнкель». Итого, 10 побед за 24 дня. Внушительный итог !

В каждом полёте отважный лётчик проявлял беззаветную смелость и решимость, вместе с товарищами умело разил врага. В те дни авиационная газета писала:

«Высокое мастерство, дерзость, отвага и смелость позволили Овчарову и Залевскому одержать победу над численно превосходившими силами врага. В 4-х воздушных схватках они сбили 12 самолётов противника и благополучно вернулись на свой аэродром…»

А в одной из аттестаций Залевского упоминается уже не 10, а 11 побед. Она так и начинается, эта аттестация, подписанная командиром полка Майором Андреевым и комиссаром полка — батальонным комиссаром Карпенко в Апреле 1942 года: «Безудержной храбрости, смелости и отваги боевой лётчик Лейтенант Залевский лично сбил 11 самолётов противника».

Один, из этих 11, значится особо. Это тот, который Залевский таранил. В представлении к «Золотой Звезде» он тоже выделен. Зимой 1943 года в газетах появился Указ о присвоении Владимиру Николаевичу Заленскому звания Героя Советского Союза.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB