«Лётчик от Бога» Евстигнеев Кирилл Алексеевич

В каждом бою он показывал себя смелым, решительным, не знающим страха воздушным бойцом. Эскадрилья под командованием Евстигнеева громила врага в небе над Белгородом, Харьковом, Полтавой, Кременчугом, Кировоградом, Кривым Рогом, Будапештом.

Если не было боевых вылетов, то самозабвенно, днями напролёт он готов был летать с молодыми, делился с ними отработанными приёмами, разбирал и оценивал новые предложения, иногда сходился в учебном бою с другим комэском своего полка — Иваном Кожедубом  ( почти всю войну, до февраля 1945 года, по числу личных побед Евстигнеев опережал своего товарища и друга Кожедуба ).

"Лётчик от Бога" Евстигнеев Кирилл Алексеевич

В конце Июня, учитывая затишье на передовой, врач полка, невзирая на протесты Евстигнеева, заручившись поддержкой командира, направил Кирилла Алексеевича в госпиталь. К тому времени на счету воздушного аса было 49 лично сбитых самолётов противника и он уступал только Гулаеву и Покрышкину. Лётчику вручили награду союзников — «Крест Британской империи»  ( дающий право на пожизненное имение за границей ).

Два месяца провёл Евстигнеев в Центральном военном авиационном госпитале. Там его и застал Указ от 2 августа 1944 года о присвоении звания Героя Советского Союза.  [ Случай в советских ВВС исключительный — с 1943 года Героя обычно давали уже за 15 сбитых самолётов противника. Вероятно, свою роль сыграли, непростые отношения Евстигнеева с командиром полка Н. И. Ольховским — человеком отважным и добрым, но подверженным известной русской «болезни». ]

"Лётчик от Бога" Евстигнеев Кирилл Алексеевич

29 августа из рук Калинина он получил «Золотую Звезду», а на следующий день второй раз сбежал из госпиталя на фронт. Известного аса с радостью взял экипаж «Дугласа». На опустевшем аэродроме в Яссах он нашёл исправный, хоть и некрашеный, Ла-5 и, облетев на «пёстром» несколько аэродромов, в Фокшанах отыскал свой родной полк.

К тому времени его дивизия и полк получили звание Гвардейских: дивизия стала 14-й Гвардейской ИАД, а полк 178-м Гвардейским ИАП.

Евстигнеев был назначен штурманом полка, воспринял это в штыки и успокоился, получив лишь от командира заверения, что никаких ограничений в полётах не будет.

"Лётчик от Бога" Евстигнеев Кирилл Алексеевич
Прославленный Ла-5Ф — подарок колхозника В. В. Конева, осень 1944 года.
Обратите внимание на совершенно другую форму дарственной надписи  ( фото внизу ).
"Лётчик от Бога" Евстигнеев Кирилл Алексеевич

После возвращения ему был передан Ла-5Ф с бортовым номером «14», наверное, самый прославленный истребитель в стране. Построенный на средства колхозника — пчеловода В. Конева и переданный, по его просьбе, «лучшему лётчику фронта», он был боевой машиной Ивана Кожедуба, а после перевода последнего в другой полк, на ней летал Герой Советского Союза Павел Брызгалов.

На этой машине Евстигнеев одержал 5 побед. Последнюю из них — 17 февраля 1945 года, сбив в лобовой атаке FW-190. Удивительна самоотверженность этого аса, в преддверии победы, в лоб атаковавшего 6-пушечный «Фоккер»… В этой атаке его «Лавочкин» поразили 3 бронебойных снаряда: один прошил крыло и оперение, а два других, пройдя в сантиметре от ног, вывели из строя правую стойку шасси.

Мастерство и находчивость позволили Кириллу приземлить истребитель на одно колесо, на расчищенную от снега узкую дорожку, между двумя метровыми ледяными барьерами !

Необходимо отметить тот факт, что имеется фото Ла-5  ( его прислал мне Андрей Терешков ), якобы «кожедубовского», на котором в 1944 году летал Кирилл Евстигнеев:

"Лётчик от Бога" Евстигнеев Кирилл Алексеевич
"Лётчик от Бога" Евстигнеев Кирилл Алексеевич

И вот что интересно. Во-первых, на этой машине совсем другая конфигурация надписи «От колхозника Конева Василия Викторовича», да ещё и на левом борту самолёта  ( эта надпись должна быть на правом борту). Да ещё и треугольник какой — то. По свидетельству многих очевидцев, «кожедубовский» Ла-5 имел на левом борту совсем другую надпись — «Имени Героя Советского Союза Подполковника Конева Г. Н.»…   Во-вторых, судя по конфигурации патрубка над капотом двигателя, это Ла-5ФН. Между тем самолёт колхозника Конева, переданный Ивану Кожедубу, обычно определяют как Ла-5Ф  ( смотрите рисунок вверху Михаила Быкова ). Возникает резонный вопрос: а «кожедубовский» ли это самолёт ?   Если да, то почему внешне он стал выглядеть по другому ?  Кроме того, внешний вид «кожедубовского» Ла-5, соответственно, также должен быть несколько иным. Во всяком случае — конфигурация носовой части капота двигателя…

23 февраля 1945 года Гвардии капитан К. А. Евстигнеев был награждён второй медалью «Золотая Звезда». Незадолго до этого, приказом по полку ему было присвоено звание «Мастер воздушной радиосвязи» — Кирилл одним из первых в совершенстве освоил новую радиотехнику и умело использовал её. Вылетая по команде станции наведения, он шёл в тот район, где появлялись вражеские самолёты, встречал их и, умело руководя по радио действиями своих подчинённых, добивался успеха. Так, только за 3 дня ( в конце лета 1944 года ) его эскадрилья с помощью станции наведения сбила 20 самолётов противника. Однажды его с напарником точно вывели на группу из 12 FW-190. Внезапно атаковав её, лётчики уничтожили сразу 3 самолёта !

"Лётчик от Бога" Евстигнеев Кирилл Алексеевич
К. А. Евстигнеев после вручения второй «Золотой Звезды».  Венгрия, 1945 год.

Войну Гвардии капитан К. А. Евстигнеев закончил штурманом 178-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Последний бой он провёл в небе Венгрии 26 марта 1945 года, на своём 5-м за войну истребителе Ла-5.

В тот день, четвёрка Ла-5ФН, ведомая им, патрулировала над Будапештом. Вдруг на горизонте показалась группа из 18 самолётов FW-190. Внезапная атака ошеломила противника. Евстигнеев, мгновенно воспользовавшись этим, стремительно настиг один из «Фоккеров» и длинной очередью с переворота расстрелял его. Это была 56-я победа советского аса за 27 месяцев фронтовой деятельности. «Лётчик — кремень», — так отзывался о нем Иван Никитович Кожедуб, долгое время служивший с Евстигнеевым в одном полку.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB