Лётчик — ас Василий Иванович Шишкин

Его нашли совершенно случайно — при разборке склада во дворе областного музея краеведения. Киль от самолёта Як-1. Раритетная запчасть истребителя хранилась там десятки лет. Это был первый в...

Его нашли совершенно случайно — при разборке склада во дворе областного музея краеведения. Киль от самолёта Як-1. Раритетная запчасть истребителя хранилась там десятки лет. Это был первый в СССР именной самолёт, купленный на частные средства и подаренный фронту во время Великой Отечественной войны. Саратовские колхозники лично вручили самолёт Герою Советского Союза Василию Шишкину.

Подарить фронту самолёт саратовские крестьяне из колхоза «Сигнал революции» Ворошиловского района (ныне село Усть — Курдюм Саратовского района) решили на общем собрании в октябре 1942 года. Близилась годовщина Октябрьской революции, и после долгого обсуждения они пришли к выводу, что лучшего подарка для Красной Армии не придумать. На следующий день после собрания в госбанк было сдано 170 тысяч рублей личных сбережений тружеников.

«Подарок» заказали на Саратовском авиационном заводе. В Стране Советов это была «первая ласточка». До сих пор никто из частных лиц именных самолётов фронту не дарил.

В первых числах ноября 1942 года на завод приехал первый секретарь Саратовского обкома партии П. Т. Комаров с группой колхозников из колхоза «Сигнал революции» Ворошиловского района во главе с председателем Павлом Лиханиным. Пройдясь по цехам и пообщавшись с рабочими, они наконец-то определились с выбором. Истребитель выбирали тщательно. При решении вопроса, кому именно передать боевую машину, помог директор Саратовского авиационного завода И. С. Левин, который познакомился с лётчиком В. И. Шишкиным во время своей поездки на фронт, а надпись сделали по желанию покупателей.

Для приёмки самолёта прибыл командир 291-го истребительного полка Герой Советского Союза В. И. Шишкин.

Василий Иванович не был нашим земляком, — рассказала корреспонденту «Репортёра» заведующая отделом истории края Людмила Войтенко. — Он родился в селе Белое Далматовского района Курганской области в крестьянской семье. В родном селе окончил школу и некоторое время работал в колхозе, а потом уехал в город Свердловск. В 1931 году по путёвке Свердловского обкома ВЛКСМ направлен на учёбу в Пермскую военную школу авиационных техников, по окончании которой работал авиатехником. Учёбу продолжил в военной школе лётчиков в городе Борисоглебске.

К 1942 году он совершил порядка 130 боевых вылетов, и в феврале ему было присвоено звание Героя. Это был один из лучших советских лётчиков того времени. О том, что у него будет именной самолёт, Василий Иванович узнал, получив от начальства телеграмму. 1 ноября 1942 года Шишкин приехал в Саратов принимать подарок. Он сел в самолёт, сделал круг над заводом. Приземлился и сказал, какие недостатки надо устранить.

Самолёт ещё не был окрашен. На фюзеляже красовалась одна надпись: «Сталинскому соколу майору Шишкину от колхоза «Сигнал революции» Ворошиловского района Саратовской области». Василий Иванович попросил её изменить и вместо «Сталинскому соколу» написали «Герою Советского Союза».

В то время самолёты красили обычно в зелёный цвет. Шишкин решил эту традицию нарушить. Як-1 покрасили в серебристый. На носу нарисовали красную стрелу.

 

 

После того как самолёт полностью привели в порядок, майор В. И. Шишкин сел в кабину и улетел. Напоследок он сделал несколько кругов над «Сигналом революции» и сбросил им вымпел.

Развернув его, внутри колхозники нашли записку от Шишкина. На двух тетрадных листочках — послание от лётчика. На первом:

«Привет т. Лиханину ! Т. Уранову ! Т. Гаранину ! Т. Глухову ! Т. Рязанцеву !

Извините, что не смог пилотировать дальше, погода была плохая. Большое вам спасибо за самолёт, очень хороший самолёт. Видите, как летает хорошо. Ещё раз спасибо за всё. Я никогда Вас не забуду. Вы мои родные колхозники. Поздравляю Вас всех с праздником 25-м Октября. Целую всех. Ваш лётчик Василий Шишкин».

На втором листочке — продолжение:

«До свидания, дорогие товарищи колхозники ! Я улетаю сейчас на фронт. Ваш В. Шишкин».

И ниже, похоже, совсем неофициальное и чисто личное:

«Спасибо за трубку. Она у меня в самолёте. Спасибо за гостинцы и за всё ! Привет Синицкой Ане и всем девушкам. Вася».

Эту записку колхозники хранили как зеницу ока. Наскоро написанная простым карандашом на тетрадном листке, она была им очень дорога.

После окончания Борисоглебской авиационной школы лётчиков, до начала Великой Отечественной войны, Василий Шишкин служил в Киевской авиабригаде. Как один из лучших лётчиков выполнял фигуры высшего пилотажа при съёмках фильмов «Истребители» и «Валерий Чкалов», где вёл свой самолёт И-15 за известного советского лётчика Георгия Байдукова.

В июне 1941 года он был лётчиком 43-го ИАП, базировавшегося в Киевском особом военном округе.

Уже в июле 1941 года фронтовая газета «Красная Армия» в статье «Штурмовой атакой» рассказала читателям, как эскадрилья капитана В. И. Шишкина разбомбила большую вражескую автоколонну и склады с горючим и боеприпасами.

Утром 23 августа 1941 года 5 И-153 из состава 43-го ИАП (36-я ИАД, ПВО Киева), возглавляемая командиром эскадрильи капитаном В. И. Шишкиным, нанесла бомбовый удар по мосту через Днепр в районе Окуниново. Мощный зенитный огонь не мог заставить советских лётчиков уйти от переправы до тех пор, пока ведущий не убедился в том, что задание выполнено успешно. Фугаски, сброшенные с небольшой высоты, попали точно в мост…

Но не всегда боевое счастье было на стороне отважного лётчика. Глубокой осенью 1941 года в бою под Киевом его самолёт был подбит, а сам он ранен в ноги и живот. Пришлось садиться на вражеской территории. Но боевые товарищи не оставили его в беде. Эскадрилья, охраняя его, кружила над местом вынужденной посадки, а командир звена Куприянчик приземлился рядом и под самым носом врага сумел забрать и вывезти своего командира. Отказавшись от госпитализации, Василий Шишкин уже через несколько дней повёл своих товарищей на очередную штурмовку.

3-я эскадрилья 43-го ИАП. Бровары, сентябрь 1941 года. Слева направо: Л. Полянских, Д. Панов, В. Шишкин, А. Романов, А. Швец, П. Киктенко, М. Бубнов.

В начале 1942 года Василий Шишкин был произведён в Капитаны и назначен командиром эскадрильи.

30 января 1942 года командир 43-го истребительного авиаполка представляет его к званию Героя Советского Союза. В наградном листе говорится, что за время войны эскадрилья Шишкина уничтожила в боевых вылетах на штурмовку до 3500 немецких солдат и офицеров, около 300 автомашин с боеприпасами и живой силой противника, 13 батарей полевой и зенитной артиллерии, 3 склада с боеприпасами, 3 переправы через Днепр и много другой вражеской военной техники. На счету командира к этому времени было более 100 боевых вылетов, половина из которых — на штурмовку.

Оценивая его заслуги, Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 27 марта 1942 года удостоил Василия Ивановича Шишкина высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 842).

Летом В. И. Шишкин получил звание майора, воевал под Сталинградом.

В ноябре 1942 года майор В. И. Шишкин был назначен командиром 291-го ИАП, выведенного с фронта в тыл на переформирование. Там он и получил новый самолёт Як-1 (заводской № 34104), который был подарен ему колхозом «Сигнал революции».

В. И. Шишкин в кабине Як-1, 1942 год.

На митинге В. И. Шишкин заверил колхозных делегатов, коллектив завода, что не пожалеет сил и, если потребуется, жизни для победы над врагом. Так на Сталинградском фронте в ноябре 1942 года появился первый именной самолёт (орфография надписи на фотоснимке, приведённом выше, относится к её более позднему варианту).

Именной «Як» попал в надёжные руки. На нём Шишкин участвовал в двух переломных битвах войны. Из Саратова Василий Иванович отправился под Сталинград, где произвёл 55 боевых вылетов, сбил 3 самолёта противника, уничтожил штурмовкой на земле 5 фашистских самолётов. На этом самолёте Шишкин летал до конца 1943 года и уничтожил 12 самолётов противника.

В мае 1943 года Шишкин сражался на Орловско — Курском направлении, участвовал в легендарной Курской битве, воевал на 1-м Белорусском фронте. Здесь на его счету 15 боевых вылетов, 2 сбитых вражеских самолёта лично и 5 самолётов в группе.

Шишкин очень хвалил «саратовский» самолёт. В статье, опубликованной 7 января 1945 года в газете «Коммунист», Василий Иванович писал:

«После приёма на заводе дарственного самолёта я его опробовал в воздухе. Мне было дано разрешение пилотировать над колхозом «Сигнал революции». Отпилотировав над селом, я сбросил вымпел, после чего улетел на фронт. С половины ноября 1942 года я начал летать на этом самолёте под Сталинградом, где за всю операцию произвёл 55 боевых вылетов, во время которых сбил в воздушных боях 3 самолёта противника, а на земле уничтожил 31 автомашину, 45 повозок, свыше 70 солдат и офицеров.

В мае 1943 года я на самолёте ворошиловцев вместе с полком был направлен на Орловско — Курское направление, где с 25 мая по 10 июля произвёл 15 боевых вылетов.

Особенно знаменателен вылет 6 июля 1943 года, под Орлом в районе Поныри, где я патрулировал над линией фронта с группой из 12 Як-1. Вместе со своим напарником майором Петровым я оторвался от своей группы и встретился с группой самолётов противника из 20 истребителей и около 30 бомбардировщиков. Мы завязали с ними бой. Мне запомнилось, как лёгко было драться на вертикалях с ФВ-190 — дарёный самолёт был облегчённый, и в бою я имел преимущество в высоте.

Вместе со своим ведомым мы сбили в этом бою 5 самолётов, из которых 2 «Фокке-Вульф-190» сбил я лично. Самолёт за свою боевую работу не имел ни одной пулевой пробоины или повреждения от осколков снаряда. После выполнения задания я нередко производил несколько фигур высшего пилотажа над линией фронта, после чего проходил бреющим полётом, показывая надпись на самолёте своим войскам. Самолёт хорошо знали на фронте, лётчики считали честью участвовать с ним в одном задании.

После Орловской операции мне было приказано сдать самолёт, так как нашему полку дана была материальная часть другой системы. Жалко было расставаться с подарком, но надо было выполнять приказ.

Дальнейшего пути самолёта я не знаю. Знаю только, что он был в полку Гвардии майора И. П. Моторного, а потом в полку Гвардии майора В. Н. Макарова».

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...