Лучший ас в истории реактивной авиации

Согласно американским данным, в этом бою серьёзные повреждения получили 2 «Сейбра» из состава 4-го авиакрыла ВВС США, которые позже были, правда, восстановлены и введены в строй. Скорее всего, в этом бою капитан Сутягин повредил F-86A № 49-1272 , который пилотировал лейтенант Мартин Бамбрик (Martin Bambrick), но ему удалось уцелеть после атаки нашего аса и с трудом вернуться на базу.

В этот же день, в 14:52 капитан Сутягин вылетел на очередное боевое задание в качестве ведущего полковой группы в составе 18 экипажей и повёл их в район Дзюнсен на перехват штурмовиков противника. Группа под командованием капитана Сутягина получила задачу вести воздушный бой со штурмовиками противника в районе города Дзюнсен. Придя в заданный район на высоте 8000 метров, капитан Сутягин, заметил сзади, ниже группу до 36 самолётов типа F-84, шедшую на северо-восток вдоль реки Сен-Сен-Ко на высоте 3000-4000 метров. Группа выполнила левый разворот на 180° со снижением и начала пикирование в сторону противника.

Капитан Сутягин своим звеном правым доворотом со снижением, начал сближение с ведущей восьмёркой F-84, шедшей в левом пеленге звеньев. Сблизившись до дистанции 700-800 метров, противник начал выполнять правый разворот и в правом развороте с дистанции 300-400 метров, капитан Сутягин открыл огонь по ведущему второй пары, который загорелся и упал в сопки с взрывом. Последующими атаками строй группы «Тандерджетов» был разбит и, не выполнив свою боевую задачу, противник покинул место сражении. Сбитым в этом бою Сутягиным «Тандерджет», оказался самолёт F-84E-25 (№ 51-565) из состава 7-й FBS 49-го FBW, который американцы записали потерянным двумя днями позже с формулировкой «отказ двигателя».

Очередную победу капитан Сутягин одержал 15 декабря: утром в 10:03 он поднял в воздух свою группу в составе 20 экипажей и повёл её в район Сюкусен на помощь лётчикам 18-го ГИАП. Подойдя в район Ансю, группа под командованием капитана Сутягина получила задачу вести воздушный бой с самолетами типа F-86 в районе Ансю. Придя в заданный район на высоте 10000 метров, капитан Сутягин заметил впереди выше на 400-500 метров 8 F-86, шедших на пересекающихся курсах справа налево. Капитан Сутягин подал команд: «Завязываем воздушный бой с Сейбрами», и левым разворотом пошел за противником. Противник заметил нашу группу, развернулся влево на 180° и пошёл в сторону моря, где одна четвёрка осталась над морем, а вторая четвёрка правым разворотом на 180° пошла на северо-восток.

Капитан Сутягин правым разворотом пошёл за противником, которого на время потерял. Выполнив полный вираж, Николай Сутягин снова заметил, четвёрку F-86, которых преследовала пара МиГ-15. Капитан Сутягин видя, что самолеты МиГ-15 находятся на дистанции 1000-1200 метров и, находясь выше на 500-600 метров, начал энергично разворачиваться вправо. Самолеты F-86, видя преследование, пошли на правую наклонную петлю. Николай Сутягин сблизился на дистанцию 600-700 метров с самолётами F-86, которые заметили это и резко начали разворачиваться вправо. Капитан Сутягин с дистанции 270 метров под ракурсом 3/4 открыл огонь по ведомому F-86, который резко перевернулся на правое крыло и начал беспорядочно падать. Капитан Сутягин потеряв противника, выполнил в районе Ансю правый пологий вираж и по команде с КП дивизии последовал на свой аэродром.

Вечером этого дня пришло подтверждение от северокорейских властей, о том, что в районе посёлка Похери, что 17 км юго-восточнее Дзюнсен упал самолёт F-86, которого сбил капитан Сутягин. Как сейчас выясняется, в кабине этого F-86Е (№ 51-0681) погиб 1-й лейтенант Уильям Ф. Придле (William F. Prindle) из состава 334-й FIS.

Следующие подряд 3 дня (16 — 18 декабря) Николай Сутягин водил полковые группы на боевые задания, которые все были с боями. Основная задача у лётчиков 17-го полка в этих вылетах было обеспечение успешного прорыва к боевым порядкам ударных самолётов противника осуществлявших налёты на охраняемые объекты, других групп «МиГов» из состава других полков дивизии. Для этого необходимо было расчистить пространство от передового заслона противника, роль которого выполняли разного по составу группы F-86. Поэтому основными противниками лётчиков 17-го полка были именно лётчики «Сейбров» из состава этого заслона.

Однако 18 декабря, когда юго-восточнее Пхеньяна была обнаружена группа из 32 истребителей противника, по команде с КП дивизии были подняты в воздух лётчики 17-го ИАП. Полк в составе 18 экипажей под командованием капитана Сутягина из положения дежурства в готовности № 1 в составе ударной группы дивизии вылетела в 11:24 на отражение штурмового удара авиации противника в районе Тэйсю-Ансю. На этот раз лётчикам 17-го полка была дана задача прорваться к боевым порядкам штурмовиков и не дать им нанести бомбовый удар по целям в этом районе. Однако это им не удалось сделать: в районе Тэйсю боевые порядки полковой группы были атакованы несколькими небольшими группами «Сейбров», с которыми пришлось вступить в бой лётчикам 2-й и 3-й эскадрильи. Только шестёрке «МиГов» под командованием капитана Сутягина удалось выйти в намеченный район Ансю, но тут же были атакованы новой группой F-86 в составе 6 машин и были вынуждены вступить с ними в бой.

Николай Сутягин подал команду «разворот вправо» и вся шестёрка выполнила разворот вправо с набором высоты. Пара капитана Сутягина шла на левом фланге и в момент правого разворота стала замыкающей парой. Развернувшись вправо на 90°, Сутягин заметил слева, выше, впереди 2 F-86, которые шли в атаку на пару старшего лейтенанта Малунова. Николай Сутягин резко переложил самолёт из правого в левый разворот и на встречно-пересекающихся курсах открыл огонь по ведущему F-86, который заметил это и резко выполнил правый разворот. Продолжая разворот влево, капитан Сутягин заметил слева, ниже на 500-600 метров 4 F-86, которые выполняли правую наклонную петлю. Капитан Сутягин, пропустив под себя противника, правым энергичным разворотом пошёл за ним и, сблизившись с ним на расстояние 600-700 метров, открыл огонь по ведомому второй пары, но, видя, что попадания нет, Сутягин сблизился на дистанцию 400-450 метров и под ракурсом 1/4 открыл огонь, самолёт F-86 резко накренился вправо и начал беспорядочное падение.

В этот момент старший лейтенант Перепёлкин, ведомый капитана Сутягина, передал по радио «что по Сутягину ведёт огонь пара F-86». Николай Сутягин довернулся вправо в сторону солнца и с набором высоты со скольжением стал уходить от противника. Оторвавшись от противника, Сутягин развернулся вправо на 180°, где заметил 6 МиГ-15 выше, слева, которые по информации капитана Сутягина снизились в район боя и прикрыли выход из боя. Старший лейтенант Перепёлкин, видя, что 2 F-86 атакуют Сутягина, начал вести огонь на отсечение. Противник, заметив трассу, выполнил переворот и ушёл вниз. Прекратив огонь, Перепёлкин заметил сзади его 2 F-86, которые ведут по нему огонь. Перепёлкин от противника ушёл в сторону солнца, делая при этом неправильные бочки. Оторвавшись от противника, капитан Сутягин и старший лейтенант Перепёлкин пристроились к самолётам МиГ-15 и вместе с ними вернулись на свой аэродром.

Только в конце декабря пришло подтверждение от северокорейских властей, что в 2 км юго-восточнее Кайсена упал самолёт F-86, и тем самым это дало возможность официально оформить Николаю Сутягину свою 15 победу в этой войне! Американцы признают потерю в это же время своего F-86Е (№ 51-2730) пилот которого 1-й лейтенант Джордж М. Ристоль (George M.Pistole) из состава 25-й FIS, на этот раз успел катапультироваться из подбитой машины, и более того ему повезло избежать плена, так как его спасли вертолётчики спасательно-поисковой службы ВВС США. Эта победа была отмечена командованием корпуса, которое 21 декабря повысило Николая Сутягина в звании, присвоив ему очередное воинское звание «майор». Официально это звание он получил в начале января 1952 года.

Свою последнюю декабрьскую победу Николай Сутягин одержал 23 числа, когда в 10 часов утра по команде с КП дивизии он поднялся в воздух во главе полковой группы в составе 18 экипажей, и направилась на отражение штурмового удара авиации противника в районе Сюкусен-Эйдзю. После набора высоты часть в боевом порядке «колонна эскадрилий» была направлена в район Сюкусен с задачей уничтожения штурмовиков противника. Группа под командованием капитана Сутягина получила задачу отразить бомбардировочный удар в районе Эйдаю-Сюкусен. Следуя в ударной группе соединения на высоте 8500-9000 метров в районе Ансю, выполнила доворот вправо на 70-80° и начала снижение. Снизившись на высоту 6000 метров, капитан Бычков заметил впереди, ниже группу из 8 самолетов F-84 и проинформировал об этом командира группы капитана Сутягина, который повел группу на противника. Противник, заметив преследование наших самолётов, выполнил правый вираж. Первое подразделение под командованием Сутягина проскочила противника на большой скорости и под большим ракурсом, после чего выполнила левый разворот на 180° с набором высоты и снова встретилась с противником на встречных курсах.

Встретившись с противником на встречных курсах, Николай Сутягин выполнил левый боевой разворот и начал преследовать противника. Противник, оттягивал бой на юг за Пхеньян. Сутягин, сблизившись с замыкающей парой F-84 до дистанции 600 метров, которые заметили это и начали выполнять правый разворот. Николай Сутягин, сблизившись на развороте до дистанции 300 метров с ведущим пары, открыл огонь под ракурсом 1/4 и левым боевым разворотом вышел из атаки.

Воздушный бой наших истребителей со штурмовиками противника длился 5-7 минут. Противнику не нанесены значительные потери ввиду того, что противник был на отходе на линии Пхеньян-Гензан. Сначала, этот «Тандерджет» засчитали Николаю Сутягину как подбитый, но 27 декабря пришло подтверждение от северокорейских властей о том, что 23 декабря самолёт типа F-84 упал юго-восточнее 10 км Дзюнсен. Американцы с опозданием в один день признали потерю своего F-84Е (№ 50-1138) из состава 49-й FBW, пилот которого 1-й лейтенант Дональд Т. Морган (Donald T. Morgan) хоть и спасся, но попал в плен к северокорейцам.

В начале января 1952 года, Николай Сутягин официально получил погоны майора и одновременно был официально назначен помощником командира 17-го полка по тактике воздушного боя и воздушной стрельбе. Всего в январе месяце майор Сутягин совершил 21 боевой вылет, в 8 из которых он был ведущим полковой группы. Участвовал в 13 воздушных боях, в которых сбил ещё 4 самолёта противника.

Первую свою победу в Новом 1952 году, Николай Сутягин одержал в большом сражении с «Сейбрами» 6 января — это была двойная победа, так как нашему асу удалось сбить сразу 2-х «Сейбров»! В тот день часть в составе 22 экипажей под командованием майора Пулова по команде с КП дивизии из готовности № 1 вылетела в 9:45 на перехват самолётов противника в район Ансю с задачей прикрыть действия лётчиков 324-й ИАД. Группа под командованием майора Пулова получила задачу прикрыть действия соседних частей при отражении штурмового налёта в районе Ансю-Сюкусен-Дзюнсен. Придя в район Дзюнсена на высоте 9000 метров, группа выполнила правый разворот на 180° и начала снижение. В районе Тайсен на высоте 8000 метров группа начала выполнять левый разворот. Развернувшись влево на 70-60°, майор Сутягин заметил справа, выше на пересекающихся курсах 4 F-86, которые заходили в хвост звену командира группы подполковника Пулова.

Сутягин проинформировал о противнике командира группы подполковника Пулова. Звено Пулова выполнило левый боевой разворот. При выводе из разворота Пулов обнаружил слева, ниже, впереди на встречных курсах 4 F-86, на которых выполнил левый разворот со снижением. Противник, заметил преследование наших самолетов, одна пара выполнила переворот и ушла вниз, а 2-я выполнила левый разворот, которую и начал преследовать Пулов. Сутягин проинформировал командира группы о противнике, вывел самолет из левого разворота, пропустил его справа налево и начал преследовать. Пару майор Сутягина прикрывало звено капитана Бычкова.

Противник, заметил преследование наших истребителей и начал выполнять левую нисходящую спираль. Противник после двух спиралей вышел на прямую и Николай Сутягин, сблизившись с ним до дистанции 600 метров открыл огонь под ракурсом 0/4-1/4 по ведущему F-86, который с левым вращением с большим углом пикирования пошёл к земле. Пристроив звено капитана Бычкова, майор Сутягин получил информацию от капитана Бычкова: «4 Сейбра выше, справа». Сутягин подал команду: «Переходим в атаку», и левым доворотом с набором высоты зашёл в заднюю полусферу противнику на дистанции 1000-1200 метров. Ведущая пара F-86 пошла по прямой, а ведомая начала выполнять левую нисходящую спираль, которую начали преследовать. На второй спирали капитан Бычков, находясь внутренним вышел вперёд майора Сутягина и начал сближение с парой F-86, которая в это время вышла на прямую и пикировала под углом 50-60°. Капитан Бычков сблизился с ведомым F-86 на дистанцию 700 метров под ракурсом 0/4 открыл огонь. Самолёт F-86 с этим же углом врезался в землю.

В момент выполнения боевого разворота Николай Сутягин заметил справа 2 F-86, которые атаковали капитана Бычкова. По ведущему F-86 дистанции 350-200 метров открыл огонь Сутягин, а по ведомому открыл огонь старший лейтенант Крамаренко с дистанции 600 метров под ракурсом 2/4-3/4. Оба самолёта по докладу лётчиков сбиты. По команде командира группы 1-я эскадрилья вышла из боя. Всего по докладам лётчиков 17-го полка, в этом сражении было сбито 6 F-86, и ещё 2 были подбиты. На все сбитые самолёты пришло подтверждение от местных властей и от наших частей находящихся на территории Северной Кореи. Так на 2 заявленных Николаем Сутягиным победы, пришло подтверждение от наших зенитчиков, которые наблюдали падение сбитых самолётов.

Однако если реально оценивать этот документ, то нет точной уверенности, что речь идёт именно о самолётах сбитых Сутягиным. Возможно, это были 2 F-86, которые были сбиты одновременно Сутягиным и Крамаренко, и которые поэтому упали в одном районе. Американцы признают потерю в этот день только одного своего F-86 и трудно определить, кто именно из лётчиков 17-го ИАП сбил этого «Сейбра». Правда, американцы признают потерю в этот день 3-х своих F-84 и возможно в круговерти боя, наши лётчики приняли «Тандерджеты» за «Сейбров», которые издали довольно похожи. На то, что первой жертвой Сутягина в этом бою был «Тандерджет», указывает и время. По американским данным в 09:46 был сбит F-84E (№ 49-2356) из состава 7-й АЭ 49-й ИБАГ, его пилот Джон Лаш (John S/ Lush) погиб.

Лучший ас в истории реактивной авиации

А разделил его судьбу пилот 336-й FIS 1-й лейтенант Лестер Ф. Пейдж (Lester F. Page), чей F-86Е (№ 50-655) был сбит в этом бою 19 минутами спустя, пилот погиб. Участник этого боя, 1-й лейтенант Дуглас К. Эванс (Douglas K. Evans), в своих мемуарах написал об этом бое, который чуть не стоил ему жизни. В тот раз «МиГи» застали пилотов «Сейбров» врасплох и Эванс увидев трассу рядом со своим F-86, всё же успел резким пикированием уйти из-под атаки и, выйдя к морю, благополучно вернулся на базу.

А боевые вылеты следовали один за другим, лётный состав полка заметно поредел, так как из-за больших ежедневных физических и моральных нагрузок не все лётчики выдерживали такое напряжение боёв и выходили из строя по причине болезней и физическому истощению. В строю оставались самые стойкие и выносливые, и среди них был Николай Сутягин!

11 января в 14:10 часть в составе 20 экипажей под командованием подполковника Пулова по команде с КП дивизии из готовности № 1 вылетела на отражение штурмового удара авиации противника в районе Ансю-Сюкусен — это был 2-й боевой вылет за день. После набора высоты 6000 метров полк в боевом порядке «колонна эскадрилий» была направлена в район Ансю-Сюкусен с задачей отражения штурмового удара авиации противника. Группа, прейдя в район Дзюнсен на высоте 7000 метров, противника не обнаружила, где выполнила правый разворот на 180° и направилась в район Ансю. В районе Тэйсю майор Сутягин заметил спереди слева, выше на высоте 1000 метров 2 F-86, которые с большой дистанции стреляли по самолетам МиГ-15 из 18-го ГИАП. Майор Сутягин энергично выполнил горку и в правом развороте открыл огонь по замыкающему F-86 с дистанции 550-400 метров и под ракурсом 2/4. Противник крутым пикированием ушел вниз. Из-за малого остатка группа выполнила левый разворот и последовала на свой аэродром.

Через день от местных корейских властей уезда Хиген провинции Пинаньдао, пришло подтверждение, что 11 января в районе 16 часов по местному времени самолёт типа F-86, упал в районе Кинкикури, что в 8 км юго-западнее Сюкусен. Американское командование признаёт потерю в этот день 2-х своих «Сейбров» из состава 25-й FIS, один из которых (скорее всего это был F-86Е с № 50-0612) на счету Николая Сутягина.

Свою последнюю в этой войне победу, Николай Сутягин одержал 21 января во время очередного полкового вылета на перехват самолётов противника. Часть в составе 20 экипажей под командованием подполковника Пулова по команде с КП дивизии из положения дежурства в готовности № 1 вылетела в составе ударной группы дивизии на перехват противника в районе Сюкусен-Эйдзю с задачей прикрытия действий лётчиков 523-го ИАП. Вылет был осуществлён в период с 14:38 — 14:40 по местному времени. Группа под командованием Пулова получила задачу на перехват самолётов противника в районе Сюкусен на высоте 9500-10000 метров. Следуя во втором эшелоне ударной группы правее группы лётчиков 523-го ИАП на высоте 9500-10000 метров в районе Эйдзю, впереди на попутных курсах было обнаружено 8 F-86, которые выполняли правый доворот. Ударное звено 523-го ИАП правым доворотом пошло на сближение с противником. Противник, заметив сближение наших истребителей, сбросил подвесные баки и выполнил правый разворот со снижением.

Майор Сутягин, находясь своей парой на правом фланге, на правом развороте сблизился с замыкающей четвёркой F-86 до дистанции 700-600 метров и под ракурсом 2/4-3/4 открыл огонь. Противник крутой спиралью стал уходить вниз и на высоте 6000 метров вышел на прямую. Николай Сутягин, преследуя противника, заметил слева, сзади, выше один МиГ-15, который вёл огонь с большой дистанции и противник, заметив трассу, выполнил полупереворот. Сутягин развернулся вправо на 180° и заметил впереди, слева на встречных курсах 2 F-86, которых после левого разворота на 180° начал преследовать. Противник, заметив преследование, энергично развернулся вправо на 180° и пошёл в лобовую атаку. Сутягин с дистанции 700-190 метров под ракурсом 1/4 открыл огонь по ведомому F-86, затем энергично развернулся вправо за противником и начал сближение с ним. Сблизившись на дистанцию 700-800 метров, противник начал делать левый разворот и майор Сутягин с дистанции 500-260 метров и под ракурсом 2/4-3/4 открыл огонь по ведомому F-86, у которого с левой плоскости пошёл дым. Майор Сутягин, услышав команду с КП дивизии, пошёл на свой аэродром.

Остальная группа прошла до района Пхеньян и, не встретив противника по команде с КП дивизии, вернулась на свой аэродром. Вернувшись, майору Сутягину по данным фотоконтроля была засчитана его 21-я личная победа. Однако, скорее всего в этом бою Николай Сутягин либо подбил очередного своего «Сейбра», либо сбил штурмовика F-84, по ошибке спутав пару «Тандерджетов» с парой «Сейбров», так как по данным американской стороны в этот день они не теряли в небе Кореи своих «Сейбров», но признают потерю 2-х своих F-84E-25 из состава 49-го FBW и 136-го FBW, пилоты которых погибли. Один из них был подбит и разбился на посадке, на базе в Южной Корее — вполне возможно, что один из этих «Тандерджетов» был на счету нашего аса Николая Сутягина.

Согласно лётной книжки Николая Васильевича Сутягина, свой боевой последний вылет он совершил 2 февраля 1952 года в составе группы из 14 экипажей под командованием подполковника Масленникова, и провёл свой воздушный последний бой с американскими лётчиками в лице 12 F-86. В этом бою лётчики 17-го полка добились очередной победы, сбив одного «Сейбра», без своих потерь — отличился капитан Г. Г. Докашенко. Это был 149-й боевой вылет Николая Сутягина в небо этой войны и 66-й проведённый им воздушный групповой бой с самолётами противника. В этих воздушных схватках с опытными пилотами ВВС США и других стран ООН, что участвовали в этой войне, майор Николай Сутягин лично сбил и подбил 22 самолёт врага, при этом сам Николай Васильевич ни разу сам сбит или подбит в этих многочисленных боях не был и более того, ни разу не привозил из боя даже пробоин — он был недосягаем для своих врагов!

Каков общий итог участия Николая Васильевича в этой войне: согласно советским архивным документам, Николай Сутягин сбил в небе Кореи — 15 F-86, 3 F-84, 2 F-80 и 2 «Глостер-Метеора». Противной стороной подтверждается уничтожение из этого числа 12 самолётов авиации ООН в небе Кореи, из них: 6 F-86, 4 F-84 и по одному F-80 и «Глостер-Метеору», плюс повреждение ещё одного F-86. В 3-х случаях возможна победа над двумя F-84, которые ошибочно записаны Сутягину как F-86 и один «Глостер-Метеор», который потерян от огня Сутягина. Это означает, что, по крайней мере, можно считать, что почти достоверно Николай Сутягин одержал в небе Кореи 15,5 побед по западной классификации, остальные 6 побед являются спорными, но которые согласно документам советских архивов являются все достоверными. Возможно, судьба этих спорных побед Николая Сутягина прояснится позже, когда станут, известны все данные потерь, понесённые американской стороной в этой войне, включая и те, что получили повреждения в боях с «МиГами», часть из которых затем была в тихую списана.

За участие в боевых действиях в небе Кореи, Николай Васильевич 5 раз представлялся к государственным наградам: 21 июня 1951 года представлен к ордену Красного Знамени — за первый сбитый самолёт врага; 26 августа 1951 года представлен к званию Героя Советского Союза за 30 боевых вылетов, 12 воздушных боев и 7 сбитых самолётов противника; 27 сентября 1951 года представлен к ордену Ленина за 2 победы в одном бою; 2 декабря 1951 года представлен к ордену Красного Знамени за очередные 4 сбитых самолёта противника; 5 января 1952 года представлен ко второй Звезде Героя за ещё 10 сбитых самолётов противника.

Однако из всех этих представлений только одно было осуществлено, и Николай Сутягин получил «Золотую Звезду» Героя и орден Ленина и больше никакими наградами он за эту войну не был награждён. Вероятная причина того, почему Николай Сутягин не получил вторую Звезду Героя была в завесе «секретности» — ведь официально СССР в войне не участвовал, а дважды Герою по положению устанавливался бюст на Родине, то есть дело принимало гласный оборот. А может, были и другие причины. Известно, что на Николая Сутягина, находившегося в Корее, шли доносы на самый верх — ему вменялось, что он непролетарский элемент — якобы «сын кулака», но генерал Красовский не давал в обиду своего «любимого» аса. Дело дошло до Сталина, но вождь дал команду не трогать лётчика.

В чём же секрет боевых успехов Николая Сутягина? Ведь в Корее воевало много смелых, опытных лётчиков, как с той, так и с другой стороны. Во-первых, отменное физическое здоровье, позволяющее ему выдерживать колоссальные перегрузки в 3-4 единицы, которые были характерны для боёв на реактивных самолётах. Бывало, что даже конструкция самолёта не выдерживала столь высоких и продолжительных перегрузок в бою — деформировались элементы обшивки самолёта. Да и не всякий лётчик мог выдержать перегрузку больше 4, когда темнеет в глазах и очень трудно удержать штурвал в руках. К тому же наши лётчики летали без противоперегрузочных костюмов (ППК), которые были у американцев. Американцы считали, что и у советских лётчиков есть такие же костюмы. А Николай Сутягин получил в Корее прозвище «Коля-ППК».

Во-вторых, отличное зрение, что немаловажно бою — когда от того, кто раньше заметит противника, часто зависел исход поединка. Хорошее зрение нужно и для результативной стрельбы — это, как видно из записей в лётной книжке, ему удавалось лучше других видов лётных упражнений: оценка по стрельбе по воздушным и наземным целям всегда была только «отлично». В быту это тоже помогало, особенно при поиске грибов в лесу: Николай Васильевич удивлял окружающих остротой зрения даже в зрелые годы: идут вместе — ему грибы попадаются, а идущим с ним рядом — нет.

В-третьих, сыграло роль и чувство нереализованных возможностей и устремлений: ведь ему практически не пришлось участвовать в войне с немцами. И в Корее появился шанс проявить себя. К тому же подбадривал выговор, полученный накануне. Кстати, зрелые лётчики, не прошедшие Великую Отечественную войну сражались даже лучше фронтовиков, которым не надо было доказывать свою профпригодность. А 5 лет мирной жизни, и новая реактивная техника несколько стёрли значение фактора боевого опыта в Отечественной войне.

В-четвертых, просто везение, которое необходимо в любом деле. За всё время боёв он ни разу не был сбит или ранен, его самолёт не получил ни одной пробоины, хотя бывало, возвращался из вылета с деформациями планера, полученными от больших перегрузок в бою. Всё вместе взятое и дало возможность Николаю Сутягину добиться столь выдающихся результатов в корейской войне, которые так и не были никем более превозможены на протяжении той войны! До сих пор, Николай Васильевич Сутягин со своими 22 победами, является лучшим асом-реактивщиком 20-го века!

источник: soviet-aces-1936-53.ru

AesliB