Летчик спас детей в сельской школе

Первая и последняя награда

Талантливого педагога-летчика стали замечать другие училища и авиационные полки, куда он попадал работать неоднократно, чтобы продолжить обучение выпускников. Так он объездил всю Ростовскую область: побывал в летных частях Таганрога, Морозовска, Зернограда. За свою безупречную службу по подготовке высококвалифицированных специалистов капитан Шаповал получил заслуженную награду — медаль «За безупречную службу».

Последний день лета 1971 года

Полет почти подходил к завершению, когда Шаповал решил показать одну из сложных фигур и самолет вошел в глубокую петлю, а когда достиг «дна» петли, неожиданно в кабине запахло гарью. Самолет стал падать на школу, где собрались люди. Шаповал приказал незамедлительно покинуть кабину своему курсанту, а сам стал бороться за живучесть своей машины, доложив о нештатной ситуации на борту руководителю полетов, который приказал незамедлительно катапультироваться, не видя, в каком критическом положении находится машина и стремительно приближающаяся земля, и школа, и дети на крыльце. Все это стало решающим для Вячеслава, который изо всех тянул штурвал, чтобы отвести смертельное столкновение с землей. Он смог довести задуманное до логического конца.

Когда перевернувшийся вверх дном самолет обнаружила поисковая группа, товарищи Вячеслава нашли его сидящим за штурвалом. Его правая рука покоилась на рычаге, регулирующий сброс фонаря. Видно было, что летчик до последнего мгновения старался увести свой самолет в сторону от школы.

Сожженное поле пшеницы

Очевидцы трагедии – местные жители – не могли остаться равнодушными и побежали к месту падения самолета. Они видели, как черные клубы дыма, потихоньку все больше и больше захватывали самолет, керосиновые пары становились с каждой секундой все опаснее, а потом все вырвались огненным вихрем наружу, сжигая вокруг пшеничное поле, на которое упал самолет.

Потрясенные люди долго смотрели на погибающую в огне машину. А потом несколько дней не могли успокоиться, обсуждая гибель летчика и свое чудесное спасение.

Черный круг земли не засевали пшеницей

Когда все уехали, а самолет забрали, на этом месте долгое время не могла расти пшеница, а комбайнеры старались не заезжать сюда, чтобы сохранить надолго место падения самолета. Этот странный для непосвященного человек круг в поле недалеко от села Хлеборобное можно найти и сегодня.

Причина катастрофы – просчет чехословацких конструкторов

Как выяснилось впоследствии, некачественно проложенная электропровода стала главной причиной катастрофы. Она произошла по вине завода-изготовителя и разработчиков самолета, допустившую конструктивную недоработку, которая привела к трагедии.

По результата разыгравшейся трагедии, правительственная комиссия сделала жесткие выводы о технических неполадках, допущенных по вине завода-изготовителя. Чехословацким производителям, выпускающим этот самолет, советские военные направили претензии, согласно которым конструкция последующих серий самолета была изменена в лучшую сторону.

Мемориальная доска исчезла из школы

Местные жители решили, что поселок будет переименован в честь отважного летчика, но власти распорядились, чтобы на школе прикрепили мемориальную доску. На ней очень кратко рассказывалось о летчике и его подвиге, но и этого было достаточно, чтобы маленькие девочки и мальчики каждый день читали имя героя. Оно навечно врезалось в детскую память.

Шли годы. Советский Союз перестал существовать на карте — перестала существовать и мемориальная доска, которая, к сожалению, была снята новым руководителем сельского поселкового совета, который на волне реформ 90-х годов посчитал, что необходимо уничтожать всеми силами память о советском прошлом. Мемориальная доска была безвозвратно утеряна. А когда реформаторский пыл нового главы поселения закончился, люди решили, что необходимо по достоинству увековечить память летчика.

В селе Хлеборобное до сих пор помнят подвиг

Еще одно упоминание о совершенном подвиге летчика на донской земле напишет в своей автобиографичной книге «В орлином краю» бывший командующий Северо-Кавказским военным округом генерал-лейтенант, Герой Советского Союза Григорий Павлов, который прошел всю войну и закончил ее командиром эскадрильи 42-авиаполка. В 1971 году в его находился Зерноградский авиаполк, где служил Вячеслав Михайлович Шаповал.

На Дону разыскивают очевидцев подвига Вячеслава Шаповала

Однако сегодня инициаторы возрождения памяти Вячеслава Шаповала пытаются разыскать очевидцев трагедии, разыгравшейся в донской степи, чтобы на основании свидетельских показаний снова обратиться к командованию Северо-Кавказского военного округа с просьбой о присвоении правительственной награды отважному летчику. Ведь правительственной награды за свой подвиг он не получил — незадолго до своей гибели он надел погоны майора.

Необходимо также поставить новый памятник. А еще лучше снять фильм о летчике и школьниках, о глазах детей, увидевших воочию гибель пилота.

Седая вдова Людмила Александровна

Благодарные люди не забыли летчика, через 44 года после его подвига они решили, что Вячеслав Шаповал станет почетным гражданином Целинского района, на территории которого находится спасенное им село.

В Целинском районе, на местном уровне стараются поддержать вдову летчика Людмилу Александровну. Она со слезами благодарности и удивительной добротой на лице получила в 2013 году из рук главы района Бориса Сорокина свидетельство о том, что ее муж является теперь «Почетным гражданином» района.

Летчик спас детей в сельской школе

Традиционно каждый год, 1 сентября в средней школе на линейке собираются все те, кто запомнил подробности подвига Вячеслава Михайловича. Иногда приезжает сюда его вдова Людмила и рассказывает собравшимся ребятишкам о своем любимом муже, который в 28 лет пожертвовал своей жизнью ради того, чтобы продолжались жизни ребят, пришедшие в школу в 1971 году.

Специально для AesliB, Полина Ефимова

AesliB