Удар на встречных курсах — огромной силы. Семенцова взрывом выбросило из кабины. Мысль сработала чётко: «Нужно сделать большую затяжку, иначе противник расстреляет в воздухе». До земли оставалось 400… 200 метров. Весь израненный, с большим трудом лётчик нашёл в себе силы выдернуть кольцо парашюта. Вспоминает А. В. Лобанов:
«Когда я встретился с Михаилом в госпитале, он сказал: «Сошёлся с «Фоккером» и не повезло. Но ничего ! Я ещё буду бить врага !».
В воздушных боях Семенцов был ранен 8 раз, но каждый раз после выздоровления только шутил: «Не отлили ещё фрицы для меня пули».
30 ноября 1944 года газета «Крылья Победы» на первой полосе опубликовала групповой снимок лётчиков. Под ним подпись: «Мастера воздушного боя, Герои Советского Союза гвардейцы Семенцов, Шлепов, Павлов и Куманичкин. Они сбили 67 немецких самолётов, прошли славный боевой путь от Дона до Вислы». Михаил Семенцов, действительно, был непревзойдённым мастером молниеносных атак. Ему принадлежит и своеобразный фронтовой рекорд лётчиков полка: только за июльские дни битвы на Курской Дуге он сбил 12 самолётов противника !
К осени 1944 года на фюзеляже истребителя Семенцова насчитывалось более 15 звёздочек. Это — личные победы, ещё около 10 групповых побед были также зафиксированы в полковых документах [ В различных наградных документах, число групповых побед Семенцова представлено не однозначно: от 8 до 15. ]
В газете «Красная Звезда» № 292 от 12 декабря 1944 года была опубликована заметка «Победа истребителей». Данная победа могла быть одержана 6 декабря, именно в этот день на личный счёт С. У. Кратинова записан сбитый FW-190:
…Война всё дальше уходила на запад. После изгнания врага с родной земли советские войска начали освобождение стран Восточной Европы. К началу боевых действий в Нижней Силезии 41-й Гвардейский ИАП перебазировался в район Вроцлова. 12 февраля 1945 года, за 3 месяца до Победы, Михаил Иванович Семенцов погиб в очередном воздушном бою.
В тот день, в составе шестёрки Ла-5, он вылетел на прикрытие бомбардировщиков Пе-2, которые вёл Герой Советского Союза капитан Е. Белявин. Они штурмовали вражеский аэродром Нейсе, расположенный между Опелем и Бреслау. Во время выполнения боевой задачи бомбардировщиков атаковала большая группа истребителей противника. Наши «Лавочкины» смело вступили в бой, прикрывая отход «Петляковых». Один «Фоккер» пошёл в атаку на ведущего бомбардировщиков. Михаил Семенцов ринулся на помощь товарищу, но в это время другой вражеский истребитель подкрался сзади и атаковал его с близкого расстояния. «Лавочкин» Михаила взорвался в воздухе…
Так смертью храбрых пал командир эскадрильи 41-го Гвардейского истребительного авиационного полка 8-й Гвардейской истребительной авиадивизии 5-го истребительного авиационного корпуса 2-й Воздушной армии Гвардии капитан М. И. Семенцов. На его счету значилось почти 400 боевых вылетов, 83 проведённых боя, около 30 сбитых самолётов противника. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 28 воздушных побед. ] Штурмовыми ударами он уничтожил 48 автомашин, более 50 повозок, 15 артиллерийских орудий, 2 бронемашины, 5 зенитно — пулемётных точек, около 120 вражеских солдат и офицеров. Мужество и боевое мастерство комэска отмечены орденами: Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Красной Звезды; многими медалями.
Приказом Министра обороны СССР от 16 апреля 1985 года Герой Советского Союза Гвардии капитан М. И. Семенцов зачислен навечно в списки личного состава Н-ской авиационной части. В расположении эскадрильи, которой он командовал, оборудован красный уголок. На стене — его портрет. Каждый вечер, когда старшина ничинает поверку личного состава, он первой называет фамилию комэска.
Именем Героя названа одна из улиц в посёлке Ильич Гомельского района Гомельской области Республики Белоруссь.
* * *
Слово о боевом друге
Мне хочется рассказать о командире авиационной эскадрильи 41-го Гвардейского истребительного авиационного полка 8-й Гвардейской дивизии Герое Советского Саюза Семенцове Михаиле Ивановиче, который геройски погиб 12 Февраля 1945 года.
Михаил родился в 1917 году в Киеве. С 1925 года проживал в посёлке Ильича города Гомеля. Закончил школу ФЗУ и работал помощником машиниста в Гомельском депо. Без отрыва от производства закончил аэроклуб и в 1937 году был зачислен в Одесскую военную школу лётчиков, которою закончил в 1938 году. До войны он служил на Дальнем Востоке младшим лётчиком 40-го истребительного авиационного полка.
Впервые я с ним встретился 5 Июля 1941 года во время погрузки в эшелоны, отправлявшиеся на фронт. После этой встречи мы с ним почти не расставались, делили все горести и радости военной жизни, часто вылетали вместе на боевые задания.
Михаил был 8 раз ранен в бою, но после выздоровления возвращался в строй, продолжал летать и разить врага. За годы войны произвёл около 500 боевых вылетов, сбил лично 18 самолётов противника и 12 в группе, уничтожил много другой вражеской техники. За проявленную храбрость и мужество ему 28 Сентября 1943 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Михаил был награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Красной Звезды, Александра Невского и многими медалями.
Помню, 3 Марта 1942 года 6 самолётов И-16 под моим командованием вылетели на боевое задание. Когда пересекали линию фронта в районе Александровки ( около города Изюма ), мы попали под сильный зенитный огонь. В самолёт Михаила попал вражеский снаряд. Мы считали, что Семенцов погиб, но к концу следующего дня его привезли раненого. Оказывается, взрывом снаряда его выбросило из самолёта, и он приземлился на парашюте. Семенцова подобрали санитары в бессознательном состоянии, с перебитыми ногами и тяжёлым ранением в голову. Однако через 1,5 месяца Михаил Иванович снова был в строю.
20 Октября 1942 года при штурмовке наземных войск противника в районе Ачикулак ( Северный Кавказ ) Семенцов был снова тяжело ранен осколками снарядов. Тем не менее у него хватило выдержки, сил и энергии довести самолёт до аэродрома, до которого было 80 км. Прошло 2 месяца, и отважный воин опять вернулся в полк.
5 Июля 1943 года, в первый день исторической битвы на Курской дуге, мы в паре с Михаилом сопровождали Ил-2, который корректировал огонь нашей артиллерии. На высоте 3000 метров нас атаковали 8 Ме-109 и 8 FW-190. Мы ринулись наперерез, чтобы прикрыть штурмовик. Это был тяжёлый бой, его трудно описать: бой пары против 16 немецких истребителей. Но благодаря взаимной выручке мы с Михаилом вышли победителями: сбили 2 самолёта, не получив ни одной пробоины.
В конце 1943 года, во время боёв за Киев, Михаил вылетел в составе 8 самолётов Ла-5 на прикрытие войск. Вступив в бой с немецкими истребителями, которые сопровождали своих бомбардировщиков, он лобовой атакой таранил фашистского «Фоккера». Но и самолёт Семенцова взорвался, а Михаил Иванович раненый опустился на парашюте. В то время я находился в госпитале, куда привезли и отважного героя. Он был забинтован, как мумия. Я у него спросил, как дела. Михаил немного скривился от боли и сказал: «Не повезло, сошёлся с «Фоккером». Но ничего ! Меня не так-то легко сразить. Я ещё буду их бить». И действительно, он скоро стал в строй.
12 Февраля 1945 года Семенцов в составе группы из 6 самолётов Ла-5 сопровождал эскадрилью бомбардировщиков Героя Советского Союза Е. С. Белявина, которая наносила удар по аэродрому Нейсе. Наш полк тогда стоял на аэродроме Бриг, и я как раз выпускал его группу на задание. Перед взлётом Михаил помахал мне рукой.
Во время выполнения боевой задачи бомбардировщиков атаковала большая группа истребителей противника. Наши истребители смело вступили в бой, прикрывая отход «Петляковых». Один «Фоккер» пошёл в атаку на самолёт ведущего Белявина. Михаил Семенцов ринулся на помощь товарищу и меткой очередью сбил врага. В это время другой Ме-109 незаметно подкрался сзади и атаковал Михаила. Самолёт отважного лётчика развалился в воздухе.
Так погиб командир эскадрильи 41-го Гвардейского истребительного полка, верный сын своего народа, Герой Советского Союза Гвардии капитан Михаил Семенцов. Он отдал всего себя, свою молодую жизнь на благо нашей дорогой Родины.
А. В. Лобанов.