Легендарный флотоводец

Сергей Георгиевич Горшков родился 26 февраля 1910 г. В 1927 г. поступил в Военно-морское училище имени Фрунзе. Окончил его в 1931 г. Далее в течение 7 лет, до 1938 г. проходил службу на Тихоокеанском флоте в должностях: штурман, флагманский штурман, командир сторожевого корабля, командир эсминца, командир бригады кораблей. С 1939 г. командир бригады эсминцев на Черноморском флоте, в 1940 г. назначен комбригом крейсеров. В сентябре 1941 г. Горшкову присвоено звание контр-адмирала, а в октябре он становится командующим Азовской флотилией. В августе 1942 г. вступает в партию. В 1944 г. — командующий Дунайской флотилией, в сентябре того же года Горшкову присваивается звание вице-адмирала. В январе 1945 г. назначается командующим эскадрой Черноморского флота, в 1948 г. — начальником штаба Черноморского флота, с августа 1951 г. — командующим Черноморским флотом. В 1953 г. Горшков получает звание адмирала. В июле 1955 г. становится первым заместителем ГК ВМФ, а с 5 января 1956 г. — Главнокомандующим ВМФ. С 1962 г. адмирал флота, а с 1967 г. — Адмирал Флота Советского Союза. 9 декабря 1985 г. Сергей Георгиевич сдал дела Главнокомандующего ВМФ. Умер в 1988 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Легендарный флотоводец

МОЖНО без преувеличения сказать, что самое существенное влияние на развитие советского Военно-морского флота в послевоенный период оказал Сергей Георгиевич Горшков. Вероятно, по-другому и быть не могло, так как этот человек был Главнокомандующим Военно-морским флотом в течение тридцати (!) лет.

В воспоминаниях сослуживцев и подчиненных личность Горшкова не всегда выглядит однозначной. Но в целом в мемуарах преобладает похвальная и даже восторженная тональность. Только с уходом Сергея Георгиевича с должности в 1985 г. некоторые адмиралы начали бросать фразы об упущениях Горшкова в вопросах строительства флота, о барских чертах его характера, тяге к внешнему блеску и наградам. Адмирала могли упрекнуть и в нетерпимости к инакомыслию, и в ревности к соперникам по службе. Но ни в одной публикации о Горшкове не встретишь не то что фактов, но и упоминаний о слабом уровне его подготовки, о непрофессионализме. Потому что как раз в этих вопросах Сергей Георгиевич был силен.

Думаю, это не случайно. Продержаться тридцать лет на посту Главнокомандующего ВМФ, когда в государстве пять раз менялись первые лица (Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко, М.С. Горбачев), очевидно, мог только такой человек, который обладал не только огромными профессиональными знаниями, умениями, но и недюжинными политическими, дипломатическими способностями и даром психолога. Такого продолжительного опыта руководства флотом, как у Сергея Георгиевича Горшкова, за всю историю отечественного флота не было ни у одного российского адмирала, да и ни у одного военачальника других видов Вооруженных сил.

Этому факту есть ряд объяснений.

ПАРТИЙНАЯ ХВАТКА

К середине 60-х гг. Горшков, помимо огромных профессиональных знаний и опыта, приобрел хватку партийно-государственного деятеля. Он уже почти 10 лет руководил Военно-морским флотом. При этом, являясь с 1956 г. кандидатом, а с 1961 г. — членом ЦК КПСС, безукоризненно четко усвоил те партийные механизмы, которые обеспечивали приоритет в развитии той или иной области военного дела, способствовали личному престижу и утверждению в верхних структурах власти государства. Кроме того, надо отметить и исключительно удачное для карьеры Горшкова стечение обстоятельств.
14 октября 1964 г. с поста первого секретаря ЦК КПСС был смещен Никита Хрущев, наступил восемнадцатилетний этап правления Леонида Брежнева. Именно с приходом Леонида Ильича к руководству страной Горшков, благодаря их общему, объединяющему прошлому в годы Великой Отечественной войны, приобрел качественно новое положение. Он получил возможность прямо выходить на общение с первым лицом государства и некоторую независимость от МО СССР.

Еще больше укрепились позиции Горшкова как Главнокомандующего ВМФ с приходом к руководству Министерством обороны Маршала Советского Союза Андрея Гречко в 1967 г. Брежнев, Гречко и Горшков хорошо знали друг друга. Их объединяли военные события 1942-1943 гг. под Новороссийском. Андрей Антонович Гречко тогда командовал 47-й, а затем 18-й армиями. В то же время Брежнев был начальником политотдела 18-й армии. В свою очередь, Горшков, будучи заместителем командующего Новороссийским оборонительным районом и командующим Азовской флотилией, по ходу боевых действий находился в постоянном контакте с Гречко и Брежневым. Более того, Сергею Георгиевичу некоторое время даже довелось командовать 47-й армией. Обе армии, 18-я и 47-я, длительное время воевали по соседству друг с другом.

Все эти обстоятельства определили взаимные личные симпатии трех руководителей, что впоследствии во многом играло исключительно важную роль в судьбе Сергея Георгиевича уже в должности Главкома ВМФ.

Кстати, сам путь Горшкова «наверх», в Главкомы, определил еще один влиятельный военачальник — Адмирал Флота Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов, знавший Горшкова еще с довоенных времен. Кузнецов занимал пост Главкома ВМФ после войны, но к 1955 г. серьезно заболел и ввиду болезни обратился к министру обороны Жукову с просьбой освободить его от высокой должности и перевести на другую. Из-за натянутых взаимоотношений между этими военачальниками просьбу расценили как нежелание Кузнецова работать с Жуковым. Ответа Главком не получил, но ему было разрешено подобрать такого заместителя, который мог бы полноценно исполнять все соответствующие должности обязанности. Николай Герасимович назвал адмирала Горшкова, в то время командовавшего Черноморским флотом.
Так в июле 1955 г. Сергей Георгиевич занял пост первого заместителя ГК ВМФ, а 5 января 1956 г. стал Главнокомандующим ВМФ.

Вслед за этим Горшков получает самые высокие звания: 1962 г. — адмирал флота, 7 мая 1965 г. — Герой Советского Союза, 1967 г. — Адмирал Флота Советского Союза, 1982 г. — дважды Герой Советского Союза. Также Сергей Георгиевич был удостоен двух самых престижных премий, Государственной и Ленинской, соответственно за 1980 и 1985 гг.

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ

Карьера Горшкова шла гладко, без препятствий. Но все-таки в жизни адмирала произошло два события, которые чуть было не сыграли в его судьбе роковую роль.

Первое пришлось на время середины службы в Тихом океане. 7 ноября 1938 г. новейший эсминец «Решительный» совершал переход на буксире от гавани Владивосток, где предстояли заключительные испытания только что построенного корабля. Руководил переходом командир бригады эсминцев, капитан 3 ранга Горшков.

К вечеру погода испортилась, сила ветра достигла 11 баллов. Буксир лопнул — и эсминец понесло. «Решительный» ударило о скалу и выбросило на пустынный берег. Корабль разломился на части. Казалось бы, командная карьера Горшкова оборвалась навсегда. Но…

О гибели эсминца лично Сталину докладывал командующий флотом Кузнецов. Ему удалось отстоять Горшкова. Дело не было передано в суд. А через год Горшкова назначили командиром бригады эсминцев на Черноморский флот.

Судьба сберегла Горшкова для будущего, для руководства всем Советским ВМФ. Но и в начале самой высокой морской карьеры Горшкову пришлось пройти через еще одно испытание.

В ночь на 29 октября 1955 г. под килем линейного корабля «Новороссийск», стоявшего в Севастопольской бухте на штатных швартовых бочках и на якорях, раздался неимоверный взрыв. Флагманский корабль Черноморского флота погиб, унеся с собой 607 жизней. Менее чем за четыре месяца до этого Горшков покинул пост командующего Черноморским флотом, передав его вице-адмиралу Владимиру Пархоменко. На момент трагедии Сергей Георгиевич фактически руководил всем Военно-морским флотом, т.к. Кузнецов уже полгода почти не исполнял обязанности ГК ВМФ из-за болезни.

Казалось, что гибель линкора не может не отразиться на судьбе адмирала. Но… 15 декабря 1955 г. с должности снимают лишь преемника Горшкова Пархоменко. И это при том, что Пархоменко прокомандовал флотом всего три месяца с небольшим. Более того, от командования Военно-морским флотом окончательно отстраняют Кузнецова… А Сергей Георгиевич Горшков

5 января 1956 г. становится Главкомом ВМФ! И остается им до 9 декабря 1985 г.

ВЫХОД В ОКЕАН

Что памятного, особого и необычного произошло за этот длительный срок? Коротко на вопрос можно ответить так: создан самый мощный за всю историю страны океанский ракетно-ядерный Военно-морской флот со всеми его достоинствами. С достоинствами — да, но и с целым рядом нерешенных проблем. Одним из главных недостатков, допущенных при руководстве Горшкова, являлось то, что флот, хоть и многочисленный, был несбалансированным. Со всей ясностью это проявилось к началу 90-х гг., когда перед ВМФ встал сложнейший вопрос: что делать с огромным (250 единиц) количеством устаревших атомных подводных лодок и с другими силами, выводимыми из боевого состава флотов? Другая проблема — как сохранить боеспособным ядро флота — наиболее ценные и крупные корабли, если… не будет войны! Пути решения этих проблем Горшков найти не смог.

Почему? По двум причинам. С одной стороны, процесс тормозили объективные условия: нехватка мощностей для строительства всех элементов флота, недостаточность научных проработок в различных областях, высочайший бюрократизм на всех уровнях власти. Именно поэтому не решены были проблемы ремонта многочисленного флота, утилизации отслуживших срок кораблей, особенно атомных подлодок, мореходных океанских судов снабжения, плавмастерских, плавбаз. Ощущалась нехватка вспомогательных судов и других средств обеспечения. С другой стороны, изменить объективные факторы можно было, лишь проявив необычайную смелость, идя на риск в спорах, требуя от оборонного комплекса настоящего, глубокого внимания к проблемам. А такое под силу не каждому.

Воспитанный в духе повиновения партийно-государственному аппарату, Горшков не мог решиться на кардинальные шаги. Тем более что в целом Сергей Георгиевич вносил немалую положительную лепту в процесс строительства флота, в развитие военно-морской теории, в кадровую работу, используя благосклонность высших лиц страны к себе лично. Исключительно тесные взаимоотношения Горшкова с партийно-государственным аппаратом позволяли ему практически безраздельно диктовать свою волю в области флота. Но только в рамках установленной административной системы. Выйти за них Сергей Георгиевич так и не отважился.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB