Команда его молодости

Основатель единственной в России заводской команды, успешно представляющей страну в мировом автоспорте, многократного призера и четырнадцатикратного победителя супермарафона «Дакар», лидера в мировом рейтинге автомобильных команд. Ее отец, педагог, мастер, умеющий пробудить в юных сердцах здоровый азарт, щедро отдававший многие годы свои силы, интеллект, уникальный профессиональный дар делу, которое принесло славу не только родному заводу, но и городу, и стране — Семен Семенович Якубов. 17 июля штурману, проложившему путь команде к ошеломляющим успехам, исполнилось 70.

Команда его молодости

ОСНОВОПОЛОЖНИК

… Любовь у него к колесам — с раннего детства. Она стала для него совсем не безответной. Похоже, они тоже полюбили его на всю жизнь. Самое светлое воспоминание о детстве, как он сам признается, связано с улицами родного Кургана, зимними забавами на санках, и конфетами, висевшими на новогодней елке. Мать, работница телефонной станции, отец — руководитель известной в городе строительной организации. Все началось с того, что однажды, посадив на колени, тот разрешил сыну порулить служебной «Победой». И хотя ноги у ошалевшего от свалившегося счастья парнишки до педалей не доставали – он так резво взялся крутить баранку, что авто чудом избежало ДТП. Но именно с этого времени автомобиль стал главной мечтой, и, сколько себя помнил, на вопрос взрослых, кем хочет стать, неизменно отвечал: «шофером».
Теперь проводить все свободное от школы время он стал в гараже строительной фирмы отца. Там среди прочих грузовиков механики пытались оживить отгонявший свое на фронтовых дорогах «студебеккер». Там же прошли и первые уроки Семена по освоению сложной системы автохозяйства. Детство закончилось в 15 — Семен сдал экзамен на мотоправа и вскоре пошел работать водителем директора строительной конторы в системе оборонки на мотоцикле «Урал». А вскоре на первые заработанные деньги купил «Москвича-412». Как сейчас вспоминает, стоил этот первый железный друг 4950 рублей, причем добавка 950 приходилась на встроенный в салон радиоприемник. Ясно стало, что жизнь удалась. Для Семена Семеновича, как он считает, главным ориентиром по жизни всегда служил отец, самоотверженным трудом и умением достигать поставленной цели завоевавший огромный авторитет в родном городе. Именно от него, говорит Семен Семенович, во мне необходимость много работать, а еще его необыкновенно бережное отношение к людям, демократичность.

СТАРТ

… Идея создать команду автогонщиков пришла не сразу. Ее подсказал выпускнику Курганского машиностроительного института, быстро доросшему до должности главного инженера автосборочного завода в Набережных Челнах, директор Михаил Николаевич Годзинский. У только что переведенного с «Автоваза» руководителя уже был солидный опыт участия в автогонках на тольяттинском ипподроме. Быстро организовав секцию из таких же, как он, инициативных ребят, Семен стал возить свою команду на всесоюзные соревнования. Большей частью ездили по выходным, поскольку работы на заводе у главного инженера было по горло. Тем не менее, первое спортивное звание кандидата в мастера получил именно тогда. А вместе с этим пришло и понимание того, что, что в спорте все-таки победа главнее, как принято считать, просто участия. В 1987 году его назначили начальником Научно-технического центра КАМАЗа. Вгрызаясь в гранит автомобильной науки, Якубов все больше вникал в возможности совершенствования грузовика. А заодно присматривался к заводской команде баггистов, которая успешно выступала во всесоюзных соревнованиях. Ребята помимо серьезного отношения к тренировкам, сами конструировали свои спортивные снаряды. Руководитель НТЦ, вначале просто помогая команде, не заметил, как вскоре и сам увлекся, и даже однажды под Москвой поучаствовал в ралли «директор» — за рулем должны были восседать только руководители производств. Среди ста участников победителем стал экипаж Якубова, в Набережные Челны вернувшийся «на коне» то есть на новенькой кофе с молоком Ладе 2011. Этот приз победителям ралли стал собственностью НТЦ. Его руководитель им явно укрепил свой спортивный авторитет, убедив всех, что умеет побеждать.

Команда его молодости

Время шло, и вскоре Якубову пришлось признать, что увлечение багги для завода, выпускающего грузовики, останется всего лишь обычным придатком наподобие аппендикса, отвлекающего от основного дела. Вот тогда и предложил Семен Семеныч конструировать машины специально для соревнований, и первая из них вскоре поучаствовала в кольцевой гонке на трассе «Формула-1» . Якубов лично подбирал экипажи для двух грузовиков, и они восемь раз пробовали себя на соревнованиях. Правда, выше пятого места подняться не смогли – иностранная техника явно превосходила нашу. Например, дисковые тормоза, которые КАМАЗовцы видели тогда только на «жигулях», на зарубежных грузовиках уже использовались вовсю. Плюс суперсовременная электроника, да еще отличные моторы. В общем, над чем теперь работать Якубову сотоварищи, гадать не приходилось. Тем более что уже тогда им просто не давала покоя перспектива участия в широко известной спортивному миру с 1978 года гонке «Дакар».

«ЧУЙКА» ЯКУБОВА

Дебют КАМАЗовцев в 1990 году был ошеломляющим: второе и третье места. Казалось, вот он, хвост жар-птицы, ребята уже строили грандиозные планы покорения африканской пустыни. Увы, холодный душ разочарования пролился на следующий год – все КАМАЗы из-за поломок сошли с дистанции, не добравшись до финиша. Анализируя провал, Якубов сделал вывод: причина не только в технике и людях, но и в тактике. Гендиректор завода решение Якубова все же продолжить начатое не оспаривал, но спросил прямо: «Семен, а ты сам веришь в то, что наметил?» «Да, верю!» — был твердый ответ. Генеральный тогда произнес фразу, которую Семен Семеныч помнит и сегодня: «А тебя не смущает, что веришь ты в это только один?»

— Интуиция подсказывала, — вспоминает Якубов, — что победы придут. А поверил мне генеральный, потому что я уже доказывал: если за что-то берусь, то обязательно доведу до конца. Чего бы это мне ни стоило. Тем более что он мне предоставил полную свободу действий.

Кстати, об интуиции. Спросите у любого участника команды, и он вам расскажет, что она у Якубова просто потрясающая. Эту удивительную особенность, он, как сам признается, в себе открыл много лет назад:

— Во мне есть какая-то, как я говорю, «чуйка». Особенно технического плана, хотя бывает, что и организационного. Вдруг во сне является мысль о том, что кто-то может сделать что-то такое, что нарушит все мои намеченные планы. Сначала удивлялся: приснится же такое… Но вот, проходит время, и этот кто-то действительно делает мне гадость. Однажды иду мимо автомобиля – это вообще уникальный случай (мы тогда только начали ездить с Чагиным и Савостиным). Утром перед стартом пишу легенду этапа гонки, зная, что с машиной все в порядке. Но душа неспокойна. Подхожу к автомобилю, смотрю внимательно на шасси: «Что-то мне вот в этом месте в нем не нравится». И Володя с Сережей действительно находят там дефект, который в процессе гонки мог машину просто угробить, и устраняют его. И такое повторялось не однажды. Володя Чагин знает эту мою поистине мистическую черту и всегда лишний раз просит дать совет, когда теперь уже у него самого возникают какие-то сомнения. И хотя шутит, что это у меня от Бога, я с ним не соглашаюсь: «Это от опыта». Весь он у меня как бы разбит на куски – пазлы, которые я, в зависимости от обстоятельств, собираю в определенную фигуру. Тогда и вырисовывается истинная картина.

ТОЛЬКО ВМЕСТЕ!

В 91 году КАМАЗы снова заняли второе и третье места вслед за итальянской командой «Перлини». Эйфория на заводе и в стране была такой, что все участники – а их было человек тридцать — получили госнаграды. Семен Семеныч почувствовал, как у него начали расти крылья.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB