Иван Фёдорович Крузенштерн — прославленный российский мореплаватель

Иван Фёдорович Крузенштерн (имя при рождении — Адам Иоганн фон Крузенштерн) родился 19 ноября 1770 года, умер 24 августа 1846 года. Это прославленный российский мореплаватель, адмирал. Крузенштерн стал...

Иван Фёдорович Крузенштерн (имя при рождении — Адам Иоганн фон Крузенштерн) родился 19 ноября 1770 года, умер 24 августа 1846 года. Это прославленный российский мореплаватель, адмирал. Крузенштерн стал руководителем первой русской кругосветной экспедиции, он впервые нанес на карту большую часть побережья острова Сахалин, стал одним из учредителей Русского географического общества. Сегодня его имя носит пролив в северной части Курильских островов, проход между островом Цусима и островами Ики и Окиносима в Корейском проливе, гора на Новой Земле, острова в Беринговом проливе и архипелаге Туамоту.

Без сомнения, Иван Фёдорович Крузенштерн был уникальной исторической личностью, являлся одним из основоположников российской океанологии. Он оказал существенное влияние как на историю российских морских экспедиций, так и в целом на мореплавание. Его краткая биография есть сегодня во всех учебниках, ее проходят во всех специальных учебных заведениях России. Сегодня это имя, которое знакомо каждому без исключения образованному человеку в нашей стране. Оно неразрывно связано с русской географией и океанологией.

Иван Фёдорович Крузенштерн происходит из остзейских дворян. Он потомок обрусевшего дворянского рода Крузенштернов, праправнук родоначальника в России Филиппа Крузиуса фон Крузенштерна, сын судьи Иоганна Фридриха фон Крузенштерна (1724-1791) и Христины Фредерики, урожденной фон Толь (1730-1804). После пяти дочерей в их семье появился на свет Карл Фридрих (1769-1847), и, наконец, сам Адам Иоганн, который стал уже седьмым ребенком в семье.

С 12 лет Крузенштерн три года учился в городской школе при Домском соборе в Ревеле (современный Таллинн), а затем продолжил обучение в Морском кадетском корпусе в Кронштадте. В 1787 году он был произведен в гардемарины. Необходимо отметить, что с самого детства будущий мореплаватель и адмирал мечтал обойти морем весь земной шар. Это тот редкий случай, когда детская мечта действительно осуществилась, хотя реализовать ее удалось далеко не сразу.

В 1788 году в связи с началом войны со Швецией он был досрочно выпущен из Морского кадетского корпуса и произведен в мичманы, получив назначение на 74-пушечный корабль «Мстислав». 6 июля 1788 года в Финском заливе, на удалении в 50 километров к западу от острова Гогланд, произошла встреча двух эскадр — российской и шведской. Эскадры построились в линию — одна напротив другой. При этом движение кораблей было серьезно затруднено из-за отсутствия ветра. Фактически российские и шведские корабли прицельно расстреливали друг друга на протяжении нескольких часов.

Русская эскадра потеряла в этом бою более 300 человек убитыми и более 600 ранеными. Больше всех в бою пострадал 74-пушечный корабль «Мстислав». Данное судно почти потеряло управление, корабль был сильно поврежден огнем шведских пушек, однако оставался в строю до момента завершения сражения. Обе стороны присваивали победу в Гогландском сражении себе, хотя их потери были примерно сопоставимы. У шведов в плен сдался 60-пушечный корабль «Принц Густав», в российской эскадре флаг вынужден был спустить 74-пушечный «Владислав», команда которого потеряла 260 человек. Если же говорить о стратегическом итоге, тот тут победа была за русскими. Шведский флот вынужден был отступить и укрыться в крепости Свеаборг. Шведские планы ведения войны были расстроены уже в первом морском сражении.

В преследовании шведского флота и блокаде Свеаборга, которая продолжалась до поздней осени, принял участие и серьезно поврежденный «Мстислав». На корабле были убиты или ранены практически все офицеры, поэтому мичмана Крузенштерна назначали помощником командира «Мстислава». Отличившись в Гогландском сражении, уже в 1789 году Крузенштерн принял участие и в Эландском. Среди немногочисленных потерь российской эскадры в этом бою наиболее тяжелой была гибель командира 74-пушечного «Мстислава» — Григория Ивановича Муловского, который готовился к совершению первого в истории России кругосветного путешествия, впоследствии его суждено было совершить именно Крузенштерну, который служил на том же корабле. В 1790 году Иван Крузенштерн участвовал в морских боях при Ревеле, Красной Горке, а также Выборгской бухте. После этих сражений он в возрасте 19 лет был произведен в лейтенанты.

В 1793 году Иван Фёдорович Крузенштерн в числе 12 российских офицеров-отличников был направлен в Англию с целью усовершенствования морского дела и навыков. На тот момент Англия прочно удерживала звание величайшей морской державы.

С англичанами Крузенштерн ходил к берегам Северной Америки, где участвовал в боях с французами. Во время этого путешествия с британцами он посетил Барбадос, Бермудские острова и Суринам. Для исследования ост-индских вод и открытия торговых маршрутов в Ост-Индию для России, Крузенштерн посетил Бенгальский залив. Заинтересованный русской меховой торговлей с соседним Китаем, которая велась из Охотска сухопутным маршрутом на Кяхту, Иван Фёдорович решил, что, если бы торговля велась непосредственно по морю, это было бы гораздо более выгодно. Также он планировал установить прямые отношения метрополии с русскими владениями, расположенными в Америке, чтобы получить возможность снабжать их всеми необходимыми припасами. В 1799 году в Петербурге Иван Крузенштерн представил свое видение, однако его проект был отвергнут. В то же время в 1802 году с аналогичным предложением выступило уже главное управление Русско-Американской компании, это предложение было удовлетворено российским императором Александром I. Для его исполнения снарядили первую российскую кругосветную экспедицию. Именно так и сбылась еще детская мечта Крузенштерна.

Всего в состав первой русской кругосветной экспедиции, которая навсегда вошла в историю нашей страны, вошли два корабля: «Надежда» и «Нева». «Надеждой» командовал лично Крузенштерн, «Невой» — еще один знаменитый русский моряк капитан-лейтенант Лисянский. Кругосветное плавание началось 7 августа 1803 года с отплытия кораблей из Кронштадта. Их путь пролегал через Атлантику, 3 марта 1804 года они обогнули мыс Горн. Из русских и соседних с ними земель на севере Тихого океана участники данной экспедиции обратили особое внимание на Сахалин, Камчатку и Курильские острова. Завершилось кругосветное плавание в Кронштадте 19 августа 1806 года.

Во время проведения экспедиции Крузенштерн провел большой объем различных исследований, результаты которых можно обобщить следующим образом:

  • были существенно исправлены географические карты; проводились глубоководные исследования Мирового океана (определение удельного веса и солености воды, измерение температуры на разных глубинах, определение скорости течений и т.п.);
  • на карту было нанесено западное побережье Японии, восточный берег и южная часть Сахалина, исследована часть Курильских островов;
  • установлен новый путь к русским владениям, расположенным на Камчатке и в Аляске.

Иван Фёдорович не только открыл и нанес на карты многие острова, описал часть северо-западного побережья Тихого океана и составил его первый атлас, но и стал одним из основоположников проведения океанологических исследований. Кругосветная экспедиция под его началом собрала богатые этнографические, ботанические, зоологические коллекции, а также провела большое количество астрономических наблюдений. В своих записках о кругосветном путешествии Крузенштерн рассказал много нового и любопытного о том, что увидел в плавании, особенно о нраве и быте дикарей. Для своего времени составленный им атлас Тихого океана был великолепен, он изобиловал планами, картами и рисунками. Лисянский, который управлял вторым кораблем экспедиции — «Невой», иногда шел отдельно от «Надежды». В его книге о том же кругосветном путешествии было подробное описание берегов Кодиака и Ситки.

По словам современников Ивана Фёдоровича, он довольно сильно выделялся в своем окружении. Крузенштерн отличался атлетическим сложением, а своей богатырской грудью и плечевым поясом превосходил всех участников кругосветной экспедиции. Интересно, что во время плавания, он, невзирая на недоумение коллег, возил с собой гири, и каждый день занимался с ними. Любимым упражнением мореплавателя был швунг жимовой. С двухпудовыми (32 кг) гирями Крузенштерн упражнялся каждый день, уделяя этим занятиям примерно 30-40 минут.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Загрузка...
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...