Истребитель Женя Цыганов

Родился 22 августа 1921 года в городе Баку ( Азербайджан ) в семье рабочего. Окончил 10 классов средней школы и аэроклуб в 1938 году, был в нём лётчиком — инструктором. С 1939 года служил в Военно — Морском Флоте. В 1940 году окончил Ейское военное авиационное училище морских лётчиков имени И. В. Сталина.

С июля 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. По сентябрь 1941 года служил в составе 5-го ИАП КБФ; по июль 1942 года — в 13-м ИАП ( 4-м Гвардейском ИАП КБФ ).

К декабрю 1943 года командир эскадрильи 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, ВВС Краснознамённого Балтийского флота ) Гвардии капитан Е. Т. Цыганов совершил 492 боевых вылета ( из них 120 — на штурмовку и разведку ), в 65 воздушных боях сбил 6 самолётов противника лично и 8 в группе.

Истребитель Женя Цыганов

22 января 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВМФ. В 1953 году окончил Краснознамённую Военно — Воздушную академию, а в 1960 — Военную академию Генерального штаба, командовал дивизией. С 1968 года генерал — майор авиации Е. Т. Цыганов — в запасе. Жил в Таллине. Умер 23 мая 1971 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Красной Звезды; медалью «За оборону Ленинграда».

*    *    *

…1941 год. Начало войны. Эскадрилья, в которой служил Цыганов, была преобразована в учебный полк. Лётчики получили приказ перебазироваться из района боевых действий в тыл. Евгений вместе со своими друзьями В. Петровым, А. Фридманом, Д. Плахутой узнает, что комиссар части И. И. Сербин подал рапорт, попросив оставить его на фронте в любом качестве — хотя бы рядовым лётчиком. Просьбу уважили. Друзья тут же пишут аналогичные рапорты… В первые бои они ходили вместе со своим комиссаром.

Особая страница боевой биографии Евгения Цыганова — охрана «Дороги жизни» на Ладоге. Зимой 1941 — 1942 годов, командуя звеном, в составе 3-й эскадрильи 13-го истребительного авиационного полка ( 61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Краснознамённого Балтийского флота ), он участвовал в отражении крупных налётов немецких бомбардировщиков, бился с истребителями. Часто летал в паре с П. П. Кожановым.

Отважный лётчик успешно выполнял задания по сопровождению ш турмовиков и бомбардировщиков, вёл разведку кораблей противника, отражал налёты фашистских бомбардировщиков. Смелость, самообладание и огромный боевой опыт обеспечивали успех не только Цыганову, но и помогали другим молодым лётчикам вести бой. Лётчик любил говорить: «Воздух любить надо. Сидя на земле, не научишься воевать в небе. Боевая практика — мать победы. Заимствуй новое, иди в ногу с передовыми летчиками — победа тебе будет обеспечена».

28 мая 1942 года 5 истребителей под командованием Голубева, в которой Цыганов летел в паре с Байсултановым, сорвала бомбовый удар по стоящим на рейде кораблям. В сумерках более 150 пикировщиков Ju-87 пересекли линию фронта в районе Шлиссельбурга и были атакованы нашей пятёркой. В скоротечном бою лётчики сбили 7 самолётов врага, а ещё 5 было на счету зенитчиков. За неравной схваткой наблюдал командующий Балтийским флотом и через час после посадки на КП полка пришёл приказ о присвоении внеочередных званий всем участвовавшим в бою лётчикам.

В 1943 году в часть прибыло 10 истребителей Ла-5, построенные на средства колхозников Горьковской области. Самолёты на случайно передали 4-му Гвардейскому авиаполку, защищавшему легендарный полуостров Ханко, подступы к Ленинграду. Этот полк был один из старейших. В бой вступил утром 22 июня 1941 года. В этом полку служил тогда и Евгений. Ему досталась машина с бортовым номером «40». Несколько воздушных боёв, с участием Цыганова, навсегда вошли в историю боевой летописи прославленного авиаполка. Приведём лишь некоторые из них:

Истребитель Женя Цыганов

Именной Ла-5 Гвардии капитана Е. Т. Цыганова. 4-й ГвИАП, лето 1943 года

Истребитель Женя Цыганов

21 апреля 1943 года в северной части Hарвского залива произошла большая воздушная битва. Советские самолёты получили приказ нанести удар по группе немецких кораблей и судов. Основную ударную силу составляли 2 эскадрильи Ил-2, сопровождаемых 18 Як-7 из 21-го полка, в то время как 16 Ла-5 из 4-го Гвардейского ИАП должны были нейтрализовать истребители противника.

Первым вылетело звено капитана Е. Т. Цыганова, спустя 20 минут стартовало звено капитана М. Я. Васильева, а ещё 10 минут спустя в воздух поднялось звено комполка В. Ф. Голубева. Четыре Ла-5 оставались в резерве. Hад Hарвским Заливом советские самолёты были атакованы 12 финскими «Buffalo» которые принял на себя Цыганов и в коротком бою сбил один самолёт противника ( BW-354 ). Финны вышли из боя. Вскоре «Илы» были атакованы 6 FW-190, но пара Голубев — Бычков смогли отразить атаку, сбив одного «Фокке — Вульфа».

Тогда немцы направили в этот район 16 — 18 истребителей Ме-109 и FW-190. Однако к этому времени там уже оказалось звено Михаила Васильева. Тем временем четвёрка Цыганова сбила ещё одного Ме-109 и вернулась на аэродром. Место улетевших заняло звено командира полка. Тут в бой вступили 14 финских «Fiat G-50». Советские пилоты записали на свой счёт 4 финские машины ( однако противоположная сторона не зарегистрировала подобных потерь ). Всего в бою, продолжавшемся 45 минут, советские лётчики одержали 19 побед, потеряв 3 Як-7, 2 Ил-2 и один Ла-5. В этом бою по 2 личные победы записали на свои счета капитаны Е. Т. Цыганов и М. Я. Васильев.

Истребитель Женя Цыганов

Гвардии капитан Е. Т. Цыганов, заместитель комэска 4-го ГвИАП КБФ перед своим Ла-5 «От колхозников и колхозниц Горьковской области».

Читай продолжение на следующей странице
AesliB