Гвозди бы делать из этих людей…

Данный «квадрат» наиболее загадочное военное судно ВМФ Советского Союза. О нем не упоминается практически ни в одном справочнике, освещающем вопросы ВМФ, несмотря на то, что как раз это судно смогло установить небывалое военное достижение.

Экипаж данной машины смог уничтожить больше всех немецких самолетов — двадцать два и это всего лишь за девять месяцев (к слову, шестнадцать уничтоженных самолетов давало летчикам право получить звание Героя СССР). Ни одно советское военное судно не смогло повторить этот рекорд.

Эта плавающая зенитная батарея №3 под названием «Не тронь меня». Ее изготовили из «цитадели» — недостроенного основного отсека линкора. Третьего августа 1941-го батарея № 3 влилась в ряды боевого флота Советского Союза.

Гвозди бы делать из этих людей...

Буксировщик выводит в море и ставит плавбатарею напротив Севастополя, она располагалась северо- западнее маяка Херсонеса и уже никуда не могла сдвинуться. Плавучее средство было обеспечено зенитными орудиями, но вот ни двигателями, никакими другим средствами, которыми могли бы сдвинуть с места это сооружение, оборудовано не было. На должность командира этой батареи назначили бравого артиллериста капитан-лейтенанты Сергея Мошенского.

Гвозди бы делать из этих людей...

Уйдя командовать плавучей батареей, Мошенский пишет письма беременной жене, в которых умоляет ее уехать вглубь страны и сохранить себя и их будущего ребенка. Сначала он не получал никаких известий в ответ. В конечном итоге одним ноябрьским днем 1941-го, ему приходит весточка, что теперь он — папа, у него дочка по имени Аза. Его девочка появилась на свет под тусклыми лучами керосиновой лампы в ночное время холодного ноября в простеньком вагоне-теплушке.

Гвозди бы делать из этих людей...

Когда командир батареи получил весточку, буксировщик оттащил их в Казачью бухту. Для того чтобы данный агрегат был более устойчив было решено посадить его на мель. Солдаты батареи защищали зенитным огнем аэродром Херсонеса. Не было ни дня, чтобы они не отразили атаки фашистской авиации.

Без сомнения, батарея, неподвижно стоящая на мели и не способная двигаться, служила отличной мишенью для немецких летчиков. Однако все десять месяцев никому не удалось причинить существенный вред плавмашине. Экипаж батареи настолько яростно и метко стрелял со своих орудий, что не оставляли никакого шанса вести по ним прицельный огонь.

Если ориентироваться на судовой журнал, то за все то время, что батарея стояла на мели, на нее сбросили больше 1100 бомб. Аэродром Херсонеса был под надежной охраной и недосягаем для фашистских асов. Немецкое командование стремилось уничтожить их, они беспрестанно и ожесточенно обстреливали плавучее средство, но результаты были весьма плачевны для врага.

Гвозди бы делать из этих людей...

Неподвижный плавгигант пал девятнадцатого июня 1942-го. У артиллеристов не осталось снарядов, им больше нечем было обороняться. Все чем могли еще вести огонь бойцы — это пулеметы и зенитки, но и для них очень скоро закончились патроны. Немецкий самолет, пикируя, сбросил бомбу на судно, которая и угодила непосредственно в пункт командира. Пролом от ее попадания заметен на палубе аккурат внизу борта. Фашистский десант спустя несколько дней, дождавшись, когда команда покинет батарею, сделали снимки плавучего судна. Личный состав же, сойдя на берег, тут же вошел в ряды морской пехоты и продолжили оборону Севастополя вместе с ними. Но город был обречен, всего лишь две недели еще продержались защитники Севастополя.

Сведения о сбитых немецких самолетах плавбатареей №3 разняться, и согласно различным источникам варьируются от двадцати двух до двадцати восьми. Однако в архив, отправлялись данные только по тем сбитым самолетам люфтваффе, которые были подтверждены как минимум тремя документами. Такими как:

  • Заявление командира плавбатареи капитана-лейтенанта Мошенского об участии в бое, в котором должно было указано время и место падения самолёта.
  • Свидетельство от постов ВНОС, либо сообщения, либо отчеты тех, кто был очевидцем того, что был сбит самолет.
  • Заявление оперативного дневального по ОВРу, в котором также отображалась информация о модификации, времени и месте уничтожения вражеского самолёта.

Следует отметить, что на протяжении всех семи месяцев сам командир батареи Мошенский не покидал своего корабля. Только раз он сошел с него по вызову к командующему обороны — ему вручили орден Красного Знамени. И сразу вернулся на место несения службы. Все же свои донесения передавал с матросом-курьером.

В общей сложности после того как была обработана вся найденная информация в архивах, удалось отыскать доказательства как минимум по восемнадцати подбитым самолетам. В это же время попадались еще шесть отдельных донесений, в которых отмечались сбитые самолеты. Среди них отчеты дежурного по ОВРУ, рапорты командиров 92 ЗАД и ИАП, но их рапорты не были подкреплены рапортами непосредственно самого Сергея Мошенского (к несчастью значительная часть его отчетов была утеряна) или не удалось найти еще одного доказательства сбития немецкого «люфта».

В итоге было уничтожено с ноября 1941 года по 19 июня 1943:

  • 29.11.1941 уничтожен Ме-109, падает на землю неподалеку херсонесского аэродрома.
  • 17.12.1941 подбит Ю-88, приблизительно в полукилометре от батареи падает в Камышовую бухту.
  • 22.12.1941 сбит Ю-88, падает близ аэродрома.
  • 23.12.1941 уничтожается Ю-88, падение зафиксировано по направлению к аэродрому.
  • 17.01.1942 экипаж сбивает Ю-88, разбился в расположении 35 батареи.
  • 17.01.1942 удалось подбить Хе-111, ушли по направлению Качи 2.
  • 14.04.1942 сбит Ю-88, упал в расположении 92 ЗАД.
  • 27.05.1942 подбили Ме-109, разбился у мыса Херсонес рядом с аэродромом.
  • 27.05.1942 сбит Ме-109, падает в воду рядом с мысом Фиолент.
  • 27.05.1942 сбит Do-215, падает в море.
  • 09.06.1942 уничтожили три Ю-88, падают: 1-вдоль берега, 1- в море, 1 близ мыса Фиолента.
  • 12.06.1942 сбит Ме-109, падает на территории аэродрома.
  • 13.06.1942 сбивают Ю-88, уничтожен и взорван в воздухе.
  • 14.06.1942 в общей сложности повреждено 5 самолетов врага Ю-87. Три сбиты и упали соответственно близ аэродрома, в море и недалеко от маяка, остальным двум удалось поврежденными уйти по направлению Качи.
  • 19.06.1942 уничтожен Ю-88, падает в море

 

AesliB