Гроза вражеских бомбардировщиков Андрей Кулагин

Родился 4 Сентября 1921 года в деревне Старое Закружье, ныне Ветковского района Гомельской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы № 20 в Могилеве. С...

Родился 4 Сентября 1921 года в деревне Старое Закружье, ныне Ветковского района Гомельской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы № 20 в Могилеве. С 1936 года работал слесарем авторемонтного завода имени Кирова в Могилёве. В 1939 году окончил местный аэроклуб. С 1940 года в Красной Армии. В 1942 году окончил Армавирскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июля 1942 года сержант А. М. Кулагин в действующей армии. По Декабрь 1942 года служил в 821-м ИАП; с Июля 1943 года — в 249-м ИАП ( 163-м Гвардейском ИАП ). Сражался на Южном, Закавказском, Северо — Кавказском, 2-м Белорусском фронтах, в Отдельной Приморской армии.

К Февралю 1944 года заместитель командира эскадрильи 249-го истребительного авиационного полка ( 229-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия ) Старший лейтенант А. М. Кулагин совершил 320 боевых вылетов, провёл 106 воздушных боёв, в которых уничтожил лично 22 и в составе группы 4 самолёта противника.

Гроза вражеских бомбардировщиков Андрей Кулагин

1 Июля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны остался на службе в ВВС. В 1945 году окончил Высшие офицерские лётно — тактические курсы ВВС, в 1954 году окончил Военно — Воздушную академию. С 1956 года Гвардии полковник А. М. Кулагин — в запасе. Жил в Минске. С 1959 года работал инструктором Заводского РК КПБ города Минска, с 1961 года — инструктор отдела администрации органов ЦК КПБ. Умер 9 Марта 1980 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*    *    *

Свои первые боевые вылеты Андрей Кулагин совершил в Июле 1942 года. Первую победу одержал 27 Января 1943 года в районе Армавира, где, встретив группу многоцелевых самолётов Ме-110, одного из них сбил огнём из пушки своего Як-1, после чего провёл штурмовку неприятельских войск.

В Феврале 1943 года полк был перевооружён на ЛаГГ-3.

27 Марта, в составе 7 истребителей ЛаГГ-3, Кулагин штурмовал группировку войск противника. Внезапно налетели Ме-109. Их было значительно больше, но наши пилоты дрались отважно, мастерски и одержали победу. В этом бою Кулагин сбил один вражеский самолёт.

Через 3 дня, 30 Марта 1943 года, на фюзеляже кулагинского истребителя появилась ещё одна звёздочка — символ победы над врагом. В районе станицы Анастасиевской 8 «ЛаГГов» провела успешный воздушный бой с 10 Ме-109, в котором Кулагин одержал новую победу. В ходе разгоревшейся схватки он удачно атаковал и другой самолёт, враг уже был в прицеле, осталось только нажать на гашетку, но в это время в тяжёлом положении оказался один из товарищей, и Кулагин, не завершив атаку, бросил врага и спас товарища.

Андреем Кулагиным гордились не только его однополчане. Особенно отличился он в сражениях за освобождение Крыма. Вот лишь один из эпизодов того времени.

16 Ноября 1943 года станция наведения 4-й Воздушной армии сообщила, что к Керченскому проливу приближается большая группа вражеских бомбардировщиков, прикрываемая 6 Ме-109. Капитан А. М. Кулагин и его ведомые подняли свои машины в воздух.

Атака наших истребителей была дерзкой и стремительной. С первого захода Кулагин сбил ведущий «Мессер». Строй вражеских самолётов раскололся. Сбросив бомбы прямо в Керченский пролив, они ретировались…

В следующем воздушном бою Андрей Михайлович сбил над Керчью ещё одну машину. Так с каждым боевым вылетом Кулагина пополнялся счёт сбитых им вражеских самолётов.

Гроза вражеских бомбардировщиков Андрей Кулагин

Истребитель ЛаГГ-3. На такой машине летал Андрей Кулагин.

В Январе 1944 года в боях в районе Керчи он лично сбил 2 пикировщика Ju-87 и бомбардировщик Hе-111…

Слава о победах Андрея Кулагина и его товарищей вышла далеко за пределы полка. Не только летчики, но и воины наземных частей знали их как отважных и умелых воздушных бойцов, бесстрашных «ночных охотников».

К Февралю 1944 года, когда заместитель командира эскадрильи 249-го истребительного авиационного полка ( 229-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия ) Старший лейтенант А. М. Кулагин был представлен к званию Героя Советского Союза. Обеспечивая боевые действия Отдельной Приморской Армии, он выполнил 320 боевых вылетов, из них: 16 — на штурмовку, 71 — на сопровождение, 121 — на разведку, 23 — на перехват, 7 боевых вылетов — ночью. Проведя 106 воздушных боёв, уничтожил лично 22 самолёта ( 3 Не-111, Ме-110, Ju-52, 5 Ju-87, 12 Ме-109 ), в паре 1 — Hе-111 и в группе 3 самолёта ( 2 Ju-87 и 1 Ме-109 ).

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко — фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 Июля 1944 года Старший лейтенант Кулагин Андрей Михайлович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Войну он закончил в Германии, в составе 2-го Белорусского фронта Гвардии капитаном, командиром эскадрильи 163-го Гвардейского истребительного авиаполка. Он совершил более 760 успешных боевых вылета, провёл 240 воздушных боёв, сбил 32 вражеских самолёта лично и 7 в группе с товарищами. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 30 личных и 5 групповых побед. ] Через его руки прошли истребители многих типов — И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Ла-5ФН.

Гроза вражеских бомбардировщиков Андрей Кулагин

Большинство своих побед — 26, Андрей Кулагин одержал летая на самолёте ЛаГГ-3, что стало своеобразным рекордом для Советских ВВС. Интересно отметить, что 249-й авиаполк ( впоследствии ставший 163-м Гвардейским ИАП ) получил «ЛаГГи» аж в Феврале 1943 года, ранее лётчики летали на Як-1. На ЛаГГ-3 этот полк воевал больше года — почти до конца 1944-го, когда его наконец-то перевооружили на новые Ла-5ФН.

После войны Андрей Михайлович продолжал служить в ВВС. Окончил Высшие офицерские лётно — тактические курсы и Военно — Воздушную академию. Учился сам, учил других. Авиационная эскадрилья, которой он командовал, неизменно была лучшей в полку. Летал на МиГ-15, МиГ-17.

В 1955 году Гвардии полковник А. М. Кулагин был демобилизован. Жил в Минске. С 1959 года работал инструктором Заводского райкома компартии, с 1961 года — инструктором, а позднее — заведующим сектором ЦК КП Белоруссии. Трудящиеся Белоруссии избирали Кулагина депутатом Верховного Совета БССР. Нелёгкие, но почётные обязанности депутата Герой — фронтовик выполнял с честью.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock detector