Герой страны Одинцов Михаил Петрович

Количество сбитых Одинцовым и его экипажами самолётов в различных источниках трактуется по разному: от 12 до 14. Поэтому мне хочется привести данные, приведённые самим Михаилом Петровичем в журнале «Авиация и космонавтика» № 5 за 1993 год в статье — «Помнить уроки войны»:

«…В годы войны я провёл на бомбардировщике Су-2 и штурмовике Ил-2 до сотни воздушных оборонительных боёв. Лично сбил 4 самолёта, ещё 1 — на счету штурмана, 8 — воздушного стрелка Дмитрия Никонова. Причём 7 из них — истребители. Я был ранен только один раз на Су-2. Трижды приводил на аэродром частично повреждённый штурмовик…»

Такая вот арифметика. Возможно ветеран всё же неточен в определении своих личных побед. Во всех официальных источниках их указано только 2. Поскольку многие фронтовики особо не разделяли победы, одержанные лично и в группе, на счету Одинцова могли быть 2 личные и 2 групповые победы.

После войны Михаил Петрович окончил Военно — Политическую академию, через несколько лет — Академию Генерального штаба. Командовал полком, дивизией, служил в Прибалтике. Когда ему было 35 лет получил звание Генерал — майора авиации. Был заместителем командующего Воздушной армии по боевой подготовке, командующим ВВС Северо — Кавказского, а затем Московского военных округов, Генерал — инспектором ВВС страны. И все эти годы он непременно летал, освоил более 50 типов летательных аппаратов: различные самолёты и вертолёты.

«Я Генерал — майором ходил 10 лет. Генерал — лейтенантом — 10 лет. Генерал — полковником — 10 лет. Итого отслужил Генералом 30 лет. А в армии прослужил 49 с половиной календарных лет. Из них 44 года пролетал как лётчик. И это помимо своих прямых командирских обязанностей. Много занимался войсковыми испытаниями авиационной техники. И когда в 66 с половиной лет ушёл в отставку, то оказалось, что пенсионная льготная выслуга получилась равной 83,5 лет».

Герой страны Одинцов Михаил Петрович
Много лет и много сил посвятил Михаил Петрович общественной деятельности. Создав ассоциацию Героев Советского Союза, полных кавалеров орденов Славы, он почти полтора года боролся за то, чтобы в новой государственной и политической системе (после развала СССР) узаконить статус Героев Советского Союза, полных кавалеров орденов Славы, создать историческую преемственность от них к Герою России. Государственная Дума только в 3-м чтении, которое голосовалось дважды, приняла этот закон. А президент России подписал соответствующий указ. Справедливость все — таки восстановлена.

М. П. Одинцов возглавлял комитет памяти Маршала Г. К. Жукова, был членом бюро Российского комитета ветеранов войны, заместителем председателя правления Московского фонда мира, членом правления Российского комитета ветеранов войны, труда, вооружённых сил и правоохранительных органов.

Герой страны Одинцов Михаил Петрович

Он автор нескольких книг воспоминаний о войне: «Испытание огнём», «Преодоление», «Тогда, в 1942-м…»

*    *    *

Действия штурмовиков — «охотников» по мотоколонне.

Действия штурмовиков — «охотников» нашего полка, базировавшегося на аэродроме Андриаполь, происходили в Ноябре 1942 года в районе, расположенном юго — западнее города Белый.

Противник, впустив наши танки в город, охватил его со всех сторон. В месте прорыва противник создал сильные клещи и прилагал все усилия для отсечения наших войск, прорвавшихся в глубь его обороны. На флангах были созданы сильные группировки из пехоты и танков, которые почти отрезали наши войска. Из глубины, видимо, из Смоленска, противник спешно подбрасывал мотодивизию СС «Мёртвая голова». Создавалась обстановка, явно неблагоприятная для нас.

Герой страны Одинцов Михаил Петрович

Наши войска, вклинившиеся глубоким и узким клином в оборону противника, у основания клина были сильно потеснены и испытывали острый недостаток в боеприпасах и горючем. Попытка расширить клин у его основания положительных результатов не дала. Таким образом, с подходом резервов противник имел полную возможность отрезать наши войска.

Погода на этом участке фронта стояла плохая. Постоянная низкая облачность, частые снегопады и обледенение не давали возможности пользоваться авиацией. Ввиду невозможности действовать группами было приказано действовать парами охотников, а в случае надобности — одиночными экипажами.

В день выполнения задания облачность была 10 баллов, высота 50 — 200 метров с местными снегопадами. Видимость в снегопаде 500 метров, вне его — 1,5 — 2 км.

Мне было приказано: в составе пары с Младшим лейтенантом Алеко просмотреть грунтовые дороги, идущие из городов Смоленск и Ярцево к городу Белый. Цель поиска: обнаружить на этих дорогах движение мотоколонн и техники противника. При обнаружении штурмовать, стараясь создать пробки на дорогах. Боевая зарядка: бомб — 600 кг (2 «ФАБ-100» с замедлением и набор мелких осколочных бомб), 8 «PC-82», 300 снарядов «ВЯ», 1400 патронов «ШКАС» на каждый самолёт.

Я получил задание в 9:00 и проработал его с ведомым. Был принят следующий план полёта: ведомый идёт с той стороны, где он считает более удобным, но в случае необходимости выполняет мои указания. Ввиду плохой погоды строй вытянуть в глубину (интервал 20 метров, дистанция 50), так как он обеспечивает самолётам полную свободу действий. Основная ответственность за воздух была передана ведомому, а поиск цели и выбор цели я взял на себя.

Предельное время полёта с полным просмотром указанного района равнялось двум часам. Поэтому весь полёт должен был протекать на экономичном режиме работы мотора. В случае невозможности парного полёта было условлено, что полёт выполняется каждым экипажем самостоятельно. Атака колонны, если она будет найдена, поочередная, так как основной комплект бомб был мгновенного действия. Ведущий атакует, ведомый обеспечивает выход из атаки. После выхода из атаки ведущего атакует ведомый, после чего все повторяется снова.

Подготовка к полету заняла 50 — 60 минут, после чего я своей парой вылетел на задание. До линии фронта пришлось идти бреющем полётом. Пройдя один снегопад, который шёл полосой в 20 — 30 км, мы уже на линии фронта вышли в район лучшей погоды, которая делала возможным поиск. Облака поднялись до 150 — 200 метров, и видимость улучшилась, что дало возможность просматривать до 35 км. Выйдя в район погоды лучший, чем мы предполагали, нам пришлось изменить боевой порядок и идти сомкнутым строем под нижней кромкой облачности.

Просмотр района был начат с юга, с постепенным уходом на север. Пересекая дороги с запада на восток вплоть до железной дороги Тупик — Ярцево, я обратил внимание на 2 из них, идущие к городу Белый, которые довольно резко выделялись из общей сети дорог своей накатанностью. Одна дорога шла от города Ярцево, вторая — от Смоленска.

Я сделал вывод, что противник подбросил войска по параллельным дорогам. Теперь задача заключалась в том, чтобы найти эти войска. Если они не дошли до места назначения, то сейчас должны быть на марше. Передав ведомому по радио дальнейшую цель полёта, я снова вышел на место их первого пересечения и ломаным маршрутом пошёл на север, имея осью маршрута эти 2 дороги, которые постепенно должны были сближаться. Вскоре я обнаружил в общей сложности 700 машин с пехотой и артиллерией.

Увидев колонны на приличном расстоянии, я обошёл их стороной и вышел к их голове, рассчитывая создать пробку впереди и этим задержать идущие сзади машины, так как глубокий снег делал невозможным объезд. При выходе на цель мы были встречены огнём батареи МЗА, которая, видимо, постоянно охраняла этот участок дороги. Атаковав поочередно эту батарею, мы заставили её замолчать, и в дальнейшем она не проявляла больше признаков жизни.

За основную цель выбрана голова колонны протяжением около 200 метров, на которую и был израсходован в основном весь боекомплект. Поочередными атаками с малым углом пикирования, «PC», бомбами, пулемётным и пушечным огнём было уничтожено до 10 — 12 автомашин. Каждый экипаж сделал по 7 атак. Колонна не имела противовоздушной обороны, так как рассчитывала, что в такую погоду противодействия со стороны авиации не будет. Не встречая сопротивления с земли и воздуха, мы работали фактически как в полигонных условиях.

Застопорив движение, мы обстреляли пехоту, которая в момент наших атак разбежалась и лежала в снегу по обеим сторонам дороги. Уйти от дороги она далеко не могла, так как снег был по пояс. Одетая в тёмные шинели, она ярко выделялась на снежном фоне. Можно было различить каждого солдата.

Оставив колонны на месте, мы без происшествий вышли на свою территорию и вернулись на свой аэродром.

После доклада о выполнении задания и дополнительного уточнения данных о колонне противника, обнаруженной в этом районе, командование дивизии направило на неё все усилия «охотников» — штурмовиков. В результате действия последующих экипажей колонна была остановлена и потеряла много техники и, видимо, живой силы, так как появление этой части на фронте было обнаружено лишь через сутки, хотя находилась она в момент обнаружения в 15 км от линии фронта.

источник: airaces.narod.ru

AesliB