Герой Советского Союза за номером «99»

Родился 18 октября 1909 года в городе Брест — Литовск, в семье железнодорожника. Вскоре семья переехала в Курск. Там юноша окончил промышленно — экономический техникум. С 1927 года Алексей Благовещенский в рядах Красной Армии. В 1928 году окончил Ленинградскую военно — теоретическую школу лётчиков, а в 1929 году и 2-ю военную школу лётчиков в городе Борисоглебск. С ноября 1929 года проходил службу в 13-й авиаэскадрильи ВВС Белорусского военного округа ( город Брянск ), был лётчиком и командиром авиационного звена. С июня 1933 года командир неотдельного авиаотряда 108-й авиаэскадрильи ВВС Тихоокеанского флота. В мае 1936 года «за выдающиеся личные успехи по овладению авиационной техникой и умелое руководство боевой и политической подготовкой» награждён орденом Красной Звезды.

Герой Советского Союза за номером "99"

С сентября 1937 года работал. лётчиком — испытателем НИИ ВВС РККА. В совершенстве зная многие самолёты, поражал всех удивительным хладнокровием в воздухе и вертуозной техникой пилотирования.

С 5 декабря 1937 года по 10 сентябряа 1938 года участвовал в боях с японскими захватчиками в Китае. Будучи командиром эскадрильи, капитан А. С. Благовещенский совершил 73 боевых вылета ( с общим налётом 125 часов ) на И-16, в 11 воздушных боях сбил лично 7 и в группе 2 самолёта противника. [ По другим источникам имел более 20 групповых побед. Скорее всего, это общий итог побед, одержанных лётчиками его подразделения. ]

В одном из боёв сбил командира группы японских истребителей, оказавшегося известным асом, полковником, одним из «непобедимых королей воздуха». Как шутили потом лётчики — «снял с него корону, вместе с головой». Сам Благовещенский, в этом бою, был легко ранен в левый бок.

За выдающиеся успехи в организации истребительного противодействия японским ВВС, правительством Китайской республики ( в числе 3-х наших авиационных командиров ) А. С. Благовещенский был награждён высшим китайским орденом.

14 ноября 1938 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, майор Благовещенский Алексей Сергеевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С октября 1938 года был лётчиком — испытателем отдела сухопутных самолётов НИИ ВВС РККА. В январе — апреле 1939 года, став уже полковником, учился на КУВНАС при Академии Генерального штаба, по окончании которых назначен командиром 54-й истребительной авиационной бригады Ленинградского военного округа.

В этой должности участвовал в Советско — Финляндской войне 1939 — 1940 годов, в ходе которой совершил 39 боевых вылетов. Командуя 54-й ИАБ, так организовал её работу, что она была отмечена в приказе Наркома Обороны в числе лучших. На КП своего аэродрома организовал испытания первых наземных радиолокационных комплексов наведения «Редут», на нескольких И-16 установил радиостанции и опробовал их в боевой обстановке.

Герой Советского Союза за номером "99"

Истребитель И-16 тип 5 Алексея Благовещенского, конец 1930-х годов.

С апреля 1940 года командир 60-й истребительной авиационной бригады, затем с августа того же года — командир 27-й авиационной дивизии Закавказского Военного округа. С января 1941 года заместитель командующего ВВС Дальневосточного фронта.

С начала Великой Отечественной войны А. С. Благовещенский в прежней должности. С октября 1942 года командир 2-го истребительного авиационного корпуса резерва ВГК. Корпус под командованием А. С. Благовещенского сражался на Калининском, Волховском, Западном, Степном, Брянском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. А. С. Благовещенский умело руководил действиями корпуса в Великолукской наступательной операции, при прорыве блокады Ленинграда ( операция «Искра» ), в Ржевско — Вяземской, Орловской и Городокской наступательных операциях. В 1943 году А. С. Благовещенскому присвоено воинское звание «Генерал — лейтенант авиации».

С июня 1944 года корпус в составе 1-й Воздушной армии 3-го Белорусского фронта принимал участие в освобождении Белоруссии и Литвы. В боевой характеристике А. С. Благовещенского за этот период отмечалось, что 2-й истребительный авиационный корпус особенно отличился при прорыве долговременной глубоко эшелонированной обороны противника на подступах к городам Орша и Витебск, в боях за освобождение городов Минск, Молодечно, Вильнюс и Каунас, при обеспечении форсирования войсками фронта реки Неман. Только в июне — августе 1944 года корпус под командованием А. С. Благовещенского совершил 4905 боевых самолёто — вылетов с налётом 4485 часов, провёл 218 воздушных боев, сбил 308 самолётов противника, уничтожил большое количество боевой техники противника на земле. За участие в освобождении города Орша корпусу было присвоено почётное наименование «Оршанский».

С сентября 1944 года корпус в составе 2-й Воздушной армии 1-го Украинского фронта принимал участие в Висло — Одерской наступательной операции, обеспечив ввод в сражение 4-й танковой армии.

Всего за годы войны А. С. Благовещенский лично совершил 48 боевых вылетов. Этот невысокого роста, плотный и энергичный генерал пользовался у лётчиков большим авторитетом. Командуя крупным соединением он продолжал много летать, всегда первым из лётчиков корпуса осваивал новые типы самолётов, часто вылетал на боевые задания и мастерски провёл несколько воздушных боёв. В обращении с людьми он был прост, высокую требовательность к подчинённым умел сочетать с отеческой заботой об их нуждах и запросах.

Герой Советского Союза за номером "99"

9 февраля 1945 года при осмотре нового аэродрома в Любене ( территория Германии ) машина с Благовещенским наскочила на мину и он был тяжело ранен. На санитарном самолёте, в сопровождении истребителей прикрытия, его отправили во фронтовой госпиталь. Весь личный состав корпуса сожалел о случившимся: Благовещенский принадлежал к числу таких командиров, которых подчинённые не только уважают, но и любят искренней сыновьей любовью. На фронт Алексей Сергеевич уже не вернулся ( до сентября 1945 года находился на излечении ).

Согласно некоторым источникам, общим итогом его боевой деятельности стали 12 самолётов противника сбитых лично и 25 в группе с товарищами.

После войны с сентября 1945 года А. С. Благовещенский был начальником Высшей офицерской школы воздушного боя ВВС Московского военного округа, с июля 1947 года — помощник командующего по строевой части 7-й Воздушной армией Бакинского Военного округа, с июня 1949 года — начальник Управления испытания самолётов Государственного Краснознамённого НИИ ВВС Советской Армии, с марта 1953 года — начальник этого НИИ и, одновременно, старший лётчик — испытатель ( всего освоил 99 типов машин ). В 1956 году на международном салоне в Англии после короткой консультации поднял в воздух учебно — тренировочный истребитель «Хантер» и показал высший класс пилотажа !

С апреля 1960 года генерал — лейтенант авиации А. С. Благовещенский — в запасе. Работал на руководящих должностях в лётно — испытательных учреждениях Министерства авиационной промышленности. Умер 25 мая 1994 года в Москве.

Награждён орденами: Ленина ( дважды ), Октябрьской Революции, Красного Знамени ( трижды ), Суворова 2-й cтепени, Кутузова 2-й cтепени, Богдана Хмельницкого 2-й cтепени, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( дважды ); медалями, а также иностранными орденами. Его фамилия помещена на мемориале в Курске и в музее Бреста.

*    *    *

ВО СЛАВУ РОДИНЫ.

Генерал — лейтенант Алексей Сергеевич Благовещенский был боевым героем Отечество из первой сотни Героев Советского Союза. Среди громких имен в авиации его имя по долгу службы не афишировалось. Он был скромен и на просьбы рассказать подробно о пройденном пути в авиации говорил: «Об этом напишут другие».

Герой Советского Союза за номером "99"

Алексей Сергеевич Благовещенский родился 18 октября 1909 года в семье железнодорожного машиниста из Брест — Литовска. Впервые Алёша увидел самолёт в 5-летнем возрасте: отец повёз его на окраину города, где стояло крылатое чудовище. Неожиданно оно затрещало, и пыль с песком ударила ребёнку в глаза, а через минуту, встряхнув головой, он увидел только маленькую точку в небе. Это поразило его до глубины души. Второй раз он был потрясён захватывающими рассказами о полётах военных лётчиков на авиационном празднике в Курске, где Алексей учился в промышленно — экономическом техникуме. После этого решил окончательно: «Буду только лётчиком !»

Читай продолжение на следующей странице
AesliB