Герой Советского Союза Николай Петрович Игнатьев

728-й ИАП базировался тогда вблизи древнего русского города Старица, в 60 км вверх по Волге от Калинина. Обстановка на этом участке фронте в конце 1942 года была хотя и напряжённой, но спокойной. Проводимая летом Ржевско — Сычёвская операция закончилась безрезультатно, несмотря на массированное применение крупных танковых соединений. Также без видимого результата завершилась Ржевская операция Калининского фронта ( 24.11.1942 — 20.01.1943 гг. ), являющаяся отвлекающей ( по распространённой версии ) от основного Сталинградского направления. Эта стратегическая операция советской разведки имела успех: немцы вплоть до лета 1943 года держали на Ржевско — Вяземском выступе крупную группировку войск, причём не только наземную. В конце октября 1942 года именно сюда начали поступать первые партии истребителей FW-190 из числа прибывающих на Восточный фронт. По-видимому, проведение испытаний И-185 на Калининском фронте преследовало ту же самую цель дезинформации противника.

Первый боевой вылет И-185 состоялся 9 декабря 1942 года, последний — 12 января 1943 года. Летали в двух парах, причём ведущим обычно являлся офицер ( Игнатьев, Купин ), а ведомым — сержант ( Боровых, Томильченко ). Истребители часто выпускали в полёт, когда над нашей территорией шёл воздушный бой. На полной скорости И-185 проносились сквозь строй фашистских самолётов, стреляя из пушек, а потом с разворотом уходили на свой аэродром. Два полёта было выполнено на прикрытие действовавшего в районе Ржева разведчика Р-40 «Киттихаук». Один полёт был осуществлён на «свободную охоту» над своей территорией. По воспоминаниям Игнатьева, лётчик Боровых при этом сбил или повредил один немецкий самолёт.

Герой Советского Союза Николай Петрович Игнатьев

Купин летал преимущественно на опытном И-185 с М-71 № 6204, Игнатьев на И-185 М-71 ( образцовый ), а Боровых и Томильченко — на И-185 с М-82А. В воздушных боях с «Фокке — Вульфами» им встретиться не довелось.

Группа И-185 часто меняла дислокацию, перелетала в Старую Торопу, затем возвращалась в Старицу. Преследовалась цель: создать у германского авиационного командования иллюзию наличия на Калининском фронте по крайней мере полка, вооружённого И-185, снизить вероятность поражения истребителей при возможных налётах противника на аэродром.

Всего каждым лётчиком было выполнено около 10 боевых вылетов. В лётную книжку по соображениям секретности они записывались преимущественно как тренировочные в зоне аэродрома. Кроме Купина, Игнатьева, Боровых и Томильченко, И-185 облетали в действительно тренировочных полётах командир полка капитан Василяка и младший лейтенант Кустов.

По указанию командования отчёты о фронтовых испытаниях должны были писать только лётчики — офицеры, причём в них старательно подчеркивалось выполнение на И-185 только учебно — тренировочных полётов. Командир 728-го полка капитан В. С. Василяка в своём отчёте указал следующее:

«В полку на самолётах И-185 летает 5 человек, все вылетели и летают без затруднения как после «Яка», так и после И-16. Лично я летал на самолётах: И-16, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, «Харрикейн» и на самолёте И-185 с мотором М-71 и М-82 и пришёл к следующему выводу:

Считаю, что самолёт И-185 с мотором М-71 или М-82 и вооружённый 3 пушками «ШВАК» отвечает всем требованиям для ведения боевой работы. Надо считать, в настоящее время самолёт И-185 является лучшим самолётом истребительного типа по своей простоте в управлении, по скорости, маневру ( особо на вертикали ), по вооружению и живучести. Лётчики — фронтовики этого самолёта ждут с нетерпением на фронте».

В своём отзыве командир эскадрильи старший лейтенант Н. П. Игнатьев написал так:

«Начинал боевую работу на фронте Отечественной войны на самолёте И-16 и Як-7. Имея более 320 боевых вылетов, уничтожил до 25 немецких самолётов, как в одиночном, так и в групповом бою. Перейти на самолёт И-185 никакой трудности не представляет для средне и неподготовленного лётчика. Самолёт И-185 во всех случаях прост, устойчив. Взлёт гораздо проще, чем на Як-1, быстро отрывается ввиду большой мощности мотора; планирование, посадка, пробег простые. Пилотаж в зоне прост, бочки, штопор, перевороты энергичные, не требуют никакого усилия. И-185 обладает хорошей горизонтальной и вертикальной скоростью, превышающей все иностранные и отечественные самолёты в скорости, поэтому лучше вести воздушный бой на вертикалях, горизонтальный маневр равен самолёту Як-1, на самолёте И-185 боевая работа не производилась из-за отсутствия задачи. Учебно — тренировочные полёты показали, что самолёт И-185 обладает хорошими свойствами для ведения воздушного боя с истребителями противника на вертикалях.

Вооружение самолёта 3 пушки «ШВАК» достаточно вполне, лично рекомендую заводу такое вооружение для дальнейшего применения на самолёты И-185.

Моторы М-71, М-82 вполне подходящие, мощные, выносливые, но требуют некоторых вопросов для лучшего усовершенствования в эксплуатации. Запуск мотора в зимних условиях труден. Общий недостаток моторов воздушного охлаждения, поэтому требуется продумать вопросы подогрева мотора более быстрого, чем сейчас. Заливка мотора ( шприц ) расположен неудобно, рекомендую заливную систему расположить у приборной доски или за ней. Управление жалюзи неудобное, тугое ( также требуется изменить, поставить так, как на И-16 ), такое расположение требует значительного усилия и внимания как на самолёте с 71-м, так и 82-м мотором. Заливной бак на самолёте с мотором М-71 неудобен в смысле заправки, рекомендую заливную систему сделать, как на Як-1 от общего бака, этим самым упростится запуск мотора. Запуск мотора рекомендую не от стартера, а воздухом».

Отзыв о самолёте И-185 лётчика младшего лейтенанта И. Е. Кустова:

«Боевую работу на фронте Отечественной войны всё время вёл на самолёте И-16, на котором сделал более 100 боевых вылетов, лично сбил 7 и в групповом бою — 7 самолётов противника. Переход с самолёта И-16 на самолёт И-185 был для меня не труден, поэтому считаю, что лётчики, владеющие техникой пилотирования на самолёте И-16 с оценкой на хорошо, свободно могут переходить на И-185. На взлёте и посадке самолёт прост. Из сделанных мной полётов могу заключить, что самолёт обладает скоростью, превосходящей все типы самолётов, стоящих на вооружении ВВС КА. Обладает хорошим вертикальным и горизонтальным маневром. С этими лётными качествами и мощным вооружением, которым обладает самолёт, он может считаться одним из лучших советских истребителей».

Несмотря на столь положительные оценки в отношении И-185, пожелания фронтовых лётчиков не были услышаны. Хотя по темпам выпуска боевых самолётов отечественная авиапромышленность к середине 1942 года превзошла немецкую, ни Ставка Верховного главнокомандования, ни наркомат авиационной промышленности не спешили пересмотреть свою политику в отношении изменения качественного состава ВВС. Любое, даже временное сокращение темпов производства, по-прежнему считалось недопустимым. Играли роль и другие факторы. Выпуск И-185, превосходившего по лётным характеристикам другие истребители, в итоге ставил вопрос о сокращении их производства, что по ряду причин не устраивало ни определённые круги в руководстве наркомата и ВВС, ни, естественно, главных конструкторов. Поэтому происходила лишь «мышья беготня около самолёта», как об этом писал с горькой усмешкой Николай Николаевич Поликарпов…

источник: airaces.narod.ru

AesliB