728-й ИАП базировался тогда вблизи древнего русского города Старица, в 60 км вверх по Волге от Калинина. Обстановка на этом участке фронте в конце 1942 года была хотя и напряжённой, но спокойной. Проводимая летом Ржевско — Сычёвская операция закончилась безрезультатно, несмотря на массированное применение крупных танковых соединений. Также без видимого результата завершилась Ржевская операция Калининского фронта ( 24.11.1942 — 20.01.1943 гг. ), являющаяся отвлекающей ( по распространённой версии ) от основного Сталинградского направления. Эта стратегическая операция советской разведки имела успех: немцы вплоть до лета 1943 года держали на Ржевско — Вяземском выступе крупную группировку войск, причём не только наземную. В конце октября 1942 года именно сюда начали поступать первые партии истребителей FW-190 из числа прибывающих на Восточный фронт. По-видимому, проведение испытаний И-185 на Калининском фронте преследовало ту же самую цель дезинформации противника.
Первый боевой вылет И-185 состоялся 9 декабря 1942 года, последний — 12 января 1943 года. Летали в двух парах, причём ведущим обычно являлся офицер ( Игнатьев, Купин ), а ведомым — сержант ( Боровых, Томильченко ). Истребители часто выпускали в полёт, когда над нашей территорией шёл воздушный бой. На полной скорости И-185 проносились сквозь строй фашистских самолётов, стреляя из пушек, а потом с разворотом уходили на свой аэродром. Два полёта было выполнено на прикрытие действовавшего в районе Ржева разведчика Р-40 «Киттихаук». Один полёт был осуществлён на «свободную охоту» над своей территорией. По воспоминаниям Игнатьева, лётчик Боровых при этом сбил или повредил один немецкий самолёт.
Купин летал преимущественно на опытном И-185 с М-71 № 6204, Игнатьев на И-185 М-71 ( образцовый ), а Боровых и Томильченко — на И-185 с М-82А. В воздушных боях с «Фокке — Вульфами» им встретиться не довелось.
Группа И-185 часто меняла дислокацию, перелетала в Старую Торопу, затем возвращалась в Старицу. Преследовалась цель: создать у германского авиационного командования иллюзию наличия на Калининском фронте по крайней мере полка, вооружённого И-185, снизить вероятность поражения истребителей при возможных налётах противника на аэродром.
Всего каждым лётчиком было выполнено около 10 боевых вылетов. В лётную книжку по соображениям секретности они записывались преимущественно как тренировочные в зоне аэродрома. Кроме Купина, Игнатьева, Боровых и Томильченко, И-185 облетали в действительно тренировочных полётах командир полка капитан Василяка и младший лейтенант Кустов.
По указанию командования отчёты о фронтовых испытаниях должны были писать только лётчики — офицеры, причём в них старательно подчеркивалось выполнение на И-185 только учебно — тренировочных полётов. Командир 728-го полка капитан В. С. Василяка в своём отчёте указал следующее:
«В полку на самолётах И-185 летает 5 человек, все вылетели и летают без затруднения как после «Яка», так и после И-16. Лично я летал на самолётах: И-16, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, «Харрикейн» и на самолёте И-185 с мотором М-71 и М-82 и пришёл к следующему выводу:
Считаю, что самолёт И-185 с мотором М-71 или М-82 и вооружённый 3 пушками «ШВАК» отвечает всем требованиям для ведения боевой работы. Надо считать, в настоящее время самолёт И-185 является лучшим самолётом истребительного типа по своей простоте в управлении, по скорости, маневру ( особо на вертикали ), по вооружению и живучести. Лётчики — фронтовики этого самолёта ждут с нетерпением на фронте».
В своём отзыве командир эскадрильи старший лейтенант Н. П. Игнатьев написал так:
«Начинал боевую работу на фронте Отечественной войны на самолёте И-16 и Як-7. Имея более 320 боевых вылетов, уничтожил до 25 немецких самолётов, как в одиночном, так и в групповом бою. Перейти на самолёт И-185 никакой трудности не представляет для средне и неподготовленного лётчика. Самолёт И-185 во всех случаях прост, устойчив. Взлёт гораздо проще, чем на Як-1, быстро отрывается ввиду большой мощности мотора; планирование, посадка, пробег простые. Пилотаж в зоне прост, бочки, штопор, перевороты энергичные, не требуют никакого усилия. И-185 обладает хорошей горизонтальной и вертикальной скоростью, превышающей все иностранные и отечественные самолёты в скорости, поэтому лучше вести воздушный бой на вертикалях, горизонтальный маневр равен самолёту Як-1, на самолёте И-185 боевая работа не производилась из-за отсутствия задачи. Учебно — тренировочные полёты показали, что самолёт И-185 обладает хорошими свойствами для ведения воздушного боя с истребителями противника на вертикалях.
Вооружение самолёта 3 пушки «ШВАК» достаточно вполне, лично рекомендую заводу такое вооружение для дальнейшего применения на самолёты И-185.
Моторы М-71, М-82 вполне подходящие, мощные, выносливые, но требуют некоторых вопросов для лучшего усовершенствования в эксплуатации. Запуск мотора в зимних условиях труден. Общий недостаток моторов воздушного охлаждения, поэтому требуется продумать вопросы подогрева мотора более быстрого, чем сейчас. Заливка мотора ( шприц ) расположен неудобно, рекомендую заливную систему расположить у приборной доски или за ней. Управление жалюзи неудобное, тугое ( также требуется изменить, поставить так, как на И-16 ), такое расположение требует значительного усилия и внимания как на самолёте с 71-м, так и 82-м мотором. Заливной бак на самолёте с мотором М-71 неудобен в смысле заправки, рекомендую заливную систему сделать, как на Як-1 от общего бака, этим самым упростится запуск мотора. Запуск мотора рекомендую не от стартера, а воздухом».
Отзыв о самолёте И-185 лётчика младшего лейтенанта И. Е. Кустова:
«Боевую работу на фронте Отечественной войны всё время вёл на самолёте И-16, на котором сделал более 100 боевых вылетов, лично сбил 7 и в групповом бою — 7 самолётов противника. Переход с самолёта И-16 на самолёт И-185 был для меня не труден, поэтому считаю, что лётчики, владеющие техникой пилотирования на самолёте И-16 с оценкой на хорошо, свободно могут переходить на И-185. На взлёте и посадке самолёт прост. Из сделанных мной полётов могу заключить, что самолёт обладает скоростью, превосходящей все типы самолётов, стоящих на вооружении ВВС КА. Обладает хорошим вертикальным и горизонтальным маневром. С этими лётными качествами и мощным вооружением, которым обладает самолёт, он может считаться одним из лучших советских истребителей».
Несмотря на столь положительные оценки в отношении И-185, пожелания фронтовых лётчиков не были услышаны. Хотя по темпам выпуска боевых самолётов отечественная авиапромышленность к середине 1942 года превзошла немецкую, ни Ставка Верховного главнокомандования, ни наркомат авиационной промышленности не спешили пересмотреть свою политику в отношении изменения качественного состава ВВС. Любое, даже временное сокращение темпов производства, по-прежнему считалось недопустимым. Играли роль и другие факторы. Выпуск И-185, превосходившего по лётным характеристикам другие истребители, в итоге ставил вопрос о сокращении их производства, что по ряду причин не устраивало ни определённые круги в руководстве наркомата и ВВС, ни, естественно, главных конструкторов. Поэтому происходила лишь «мышья беготня около самолёта», как об этом писал с горькой усмешкой Николай Николаевич Поликарпов…
источник: airaces.narod.ru