Герой Советского Союза Николай Петрович Игнатьев

21 августа 1942 года шестёрка И-16 во главе с капитаном Игнатьевым в районе города Ржева провела неравный воздушный бой с 60 немецкими самолётами ( 30 пикировщиков Ju-87 и до 30 истребителей Ме-109 ). Несмотря на численное превосходство противника отважная шестёрка смело бросилась в бой с бомбардировщикамии не дала им возможности сбросить бомбы на боевые порядки наших войск. Разогнав бомбардировщиков, капитан Игнатьев со своей группой врезался в строй «Мессеров» из которых один был сбит. Наблюдавший за этим боем член Военного Совета Калининского фронта всем участникам боя вынес благодарность.

Приказом по войскам Калининского фронта № 0300 от 26 августа 1942 года старший лейтенант Н. П. Игнатьев награждён вторым орденом Красного Знамени.

За бои на Курской дуге, где Николай Игнатьев сбил 7 самолётов врага, он был представлен к званию Героя Советского Союза и назначен штурманом полка.

24 августа 1943 года в составе 6 самолётов И-16 капитан Н. П. Игнатьев провёл успешный воздушный бой с 14 Ме-109 и 8 Ju-88, в котором лично сбил 1 «Мессер» и 1 «Юнкерс».

11 июля 1943 года на Белгородском направлени капитан Н. П. Игнатьев водил группу из 8 Як-7Б на боевое задание по прикрытию боевых порядков наших наземных войск в районе деревень Орловка и Калиновка, встретился с 60 немецкими самолётами ( до 30 из них — истребители ). Игнатьев смело повёл свою группу на врага. В завязавшемся бою было сбито 4 немецких самолёта, из них 2 сбил лично капитан Игнатьев ( Ju-88 и Me-109 ).

К концу сентября 1943 года штурман 728-го истребительного авиационного полка ( 256-я истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, Воронежский фронт ) капитан Н. П. Игнатьев совершил 365 боевых вылетов, в 63 воздушных боях сбил лично 14 самолётов противника и 15 в составе группы.

29 сентября командир 728-го ИАП майор Василяка подписал наградной документ на присвоение капитану Н. П. Игнатьеву звания Героя Советского Союза, в котором, в частности, указывалось:

«За время участия в боевых операция на фронтах Великой Отечественной войны с 31 декабря 1941 года по настоящее время капитан Игнатьев проявил себя одним из самых отважных лётчиков подразделения. За этот период на самолётах И-16 и Як-7Б на Калининском фронте в 1942 году и Воронежском фронте в 1943 году произвёл 365 боевых вылетов. Участвовал в 63 воздушных боя, в которых лично сбил 14 самолётов противника, из них: Ю-88 — 5, Ю-87 — 2, Хе-111 — 1, Хш-126 — 1, Ме-109 — 4, ФВ-190 — 1. Кроме того, ещё 15 самолётов противника сбил в составе группы.

Из 14 сбитых самолётов 9 были сбиты в 1942 году на Калининском фронте, за что тов. Игнатьев дважды награждён орденами Красного Знамени.

В июле 1943 года капитан Игнатьев переведён на должность штурмана полка, как лучший лётчик обладающий отличным опытом ведения тактики воздушного боя, систематически водит группы истребителей на боевые задания. За время пребывания в должности штурмана полка с 20 июля по настоящее время полком произведено 1228 боевых вылетов, из них на прикрытие боевых порядков наших наземных войск — 393, на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков — 835. Проведено 60 воздушных боёв, в которых сбито 124 самолёта противника и 19 подбито, из них: Ю-88 — 2, Ю-87 — 46, Ме-109 — 51, Хе-111 — 4, ФВ-190 — 16, Хш-123 и Хш-126 — 5.

За этот же период боевые потери полка составили 7 лётчиков и 12 самолётов, небоевых потерь нет.

9 сбитых самолётов противника капитаном Игнатьевым на Калининском фронте подтверждены наземными наблюдателями. Из 5 сбитых самолётов на Воронежском фронте подтверждено пока только 2.

В воздушных боях тов. Игнатьев 2 раза был ранен. Один раз был сбит и выпрыгнул из горящего самолёта на парашюте. В плену, окружении и территории временно окупированной немцами не был.

Тов. Игнатьев своим в личным примером увлекает за собой лётчиков полка на беспощадное уничтожение вражеских самолётов. Не боясь численного превосходства противника, успешно проводит воздушные бои, которые всегда заканчиваются полным разгромом врага».

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко — фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» ( № 2378 ).

Войну майор Н. П. Игнатьев закончил уже на 1-м Украинском фронте в должности заместителя командира 32-го истребительного авиационного полка.

Всего совершил 412 боевых вылетов на И-16, Як-1, Як-7, Як-9 и Як-3. Проведя 128 воздушных боёв, сбил лично 24 и в составе группы 15 самолётов противника.

После окончания войны Николай Петрович продолжал службу в ВВС. В 1955 году окончил Краснознамённую Военно — Воздушную академию, летал на реактивных машинах. С 19 июня 1969 года полковник Н. П. Игнатьев — в запасе. Жил в Ленинграде. Умер 4 августа 1994 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды; медалями.

* * *

Фронтовые испытания самолёта И-185.

Эпизод с появлением четвёрки истребителей И-185 в воздушном пространстве над линией советско — германского фронта, является одним из наиболее значимых в истории этого самолёта. Однако прежде хочется отметить, что это был не единственный случай испытаний небольшой группы опытных самолётов в боевых условиях. В частности, в начале июня 1942 года в 34-й ИАП 6-го истребительного авиакорпуса ПВО для проведения войсковых испытаний были направлены 3 истребителя МиГ-9 ( первый с таким названием ), являющихся модификацией МиГ-3 с двигателем М-82. Самолёты с заводскими номерами 6503, 6504, 6505 из состава войсковой серии по сути своей были опытными машинами, обладающими рядом дефектов. Поэтому в октябре 1942 года их вернули на доработку. В целом МиГ-9 получили неудовлетворительную оценку — максимальная скорость составила 565 км/час на высоте 6000 метров — поэтому в серии самолёты не строились. В случае с И-185 оценки были исключительно положительные, однако результат оказался такой же…

Решение о проведении испытаний И-185 в боевых условиях было принято в конце августа 1942 года. Их проведение возлагалось на 728-й истребительный полк, действующий на Калининском фронте. 4 сентября 1942 года заместитель народного комиссара авиапромышленности по опытному самолётостроению А. С. Яковлев дал указание Поликарпову подготовить 4 И-185 к отправке на фронт. Николай Николаевич позвонил, а затем и направил телеграмму в Новосибирск на завод № 51 с просьбой немедленно отгрузить 3 И-185 в Москву на филиал завода вместе с обслуживающей бригадой. Были отправлены самолёты И-185 М-71 № 6204, И-185 М-71 ( образцовый ) и И-185 М-82А ( второй экземпляр ). Ещё один И-185 М-82 «И» ремонтировался на московском филиале завода после того, как 5 июля 1942 года лётчик НИИ ВВС Никашин приземлился на нём вне границ аэродрома и снёс шасси.

Герой Советского Союза Николай Петрович Игнатьев

 

Герой Советского Союза Николай Петрович Игнатьев

 

Герой Советского Союза Николай Петрович Игнатьев

Калининский фронт не случайно был выбран для проведения фронтовых испытаний. Командующим 3-й Воздушной армией являлся известный лётчик, Герой Советского Союза генерал — майор М. М. Громов, бывший начальник ЛИИ НКАП, хорошо знающий и понимающий особенности испытательной работы. Также не случайно для проведения испытаний Громов назначил 728-й истребительный авиационный полк, который был сформирован в конце 1941 года из лётчиков — инструкторов Чугуевского авиационного училища. В составе полка воевали дважды Герои Советского Союза А. Е. Боровых, А. В. Ворожейкин, Герои Советского Союза Н. П. Игнатьев, А. Е. Новиков, И. Е. Кустов и другие.

В конце сентября 1942 года лётчики 728-го ИАП капитан Д. Купин, старший лейтенант Н. Игнатьев, сержанты А. Боровых, А. Томильченко и группа техников были направлены в служебную командировку в Москву, где они узнали, что им предстоит провести фронтовые испытания истребителей И-185 конструкции Н. Н. Поликарпова. Все они прекрасно владели техникой пилотирования, имели достаточный фронтовой опыт, бесстрашно вступали в бой с численно превосходящим противником. Так, в июле 1942 года шестёрка ( по другим данным восьмёрка ) И-16 во главе с Н. П. Игнатьевым в районе Ржева атаковала большую группу бомбардировщиков Ju-88, идущих под прикрытием истребителей Me-109 ( по оценкам лётчиков, всего до 70 самолётов ). В воздушном бою наши лётчики сбили 6 бомбардировщиков и 3 истребителя без своих потерь, за что каждый участник этого боя был награждён орденом Красной Звезды.

По прибытии в Москву фронтовики в течение месяца под руководством инженеров из ОКБ Поликарпова занимались изучением материальной части, вели подготовку и приёмку И-185 для проведения испытаний. Заводской лётчик — испытатель П. Е. Логинов консультировал их по практике пилотирования машины. Некоторые особенности конструкции пояснял сам Поликарпов.

В ходе тренировок каждый из пилотов выполнил несколько полётов в зону для отработки высшего пилотажа и для отстрела пушек. В конце ноября началась подготовка к вылету на фронт. 3 декабря 1942 года Поликарпов тепло попрощался с каждым лётчиком, напутствовал пожеланием «С Богом !» и перекрестил, чем немало их удивил. Как вспоминал позднее Н. П. Игнатьев, подобное напутствие перед полётом он получил первый раз в жизни.

Поднявшись в небо, 4 И-185 вылетели на фронт. Курс лежал на аэродром Мигалово под Калининым, где располагался штаб 3-й Воздушной армии. Лётчики представились командующему генерал — майору М. М. Громову, который лично проинструктировал их о том, как проводить фронтовые испытания новых истребителей. Из соображений секретности И-185 запрещалось перелетать через линию фронта, вступать в воздушные схватки и вести маневренный бой. По воспоминаниям Игнатьева, им было сказано: «Падение И-185 на территорию, занятую противником, будет расценено, как измена Родине». Полёты должны были проходить на высоте 3000 — 4000 метров, при скорости 500 — 550 км/час, в зависимости от погоды, и на каждый вылет требовалось особое разрешение командующего 3-й Воздушной армии или его начальника штаба.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB