Герой Советского Союза лётчик — истребитель капитан Александр Кочетов

В своём выступлении по телевидению, Александр Васильевич Кочетов говорил:

«Отважно сражались в небе наши лётчики и зенитчики, сбившие за день 90 самолётов противника. В отражении ударов с воздуха принимали участие истребители 8-й Воздушной армии 102-й авиационной дивизии ПВО, в том числе и наш 629-й истребительный авиационный полк. Оборонительный период битвы на Волге явился для наших войск крупной вехой на пути к победе. Он подготовил необходимые условия для перехода Красной Армии в контрнаступление. Победа на Волге была победой всего Советского народа, народа — труженника, народа — героя».

Всего же в небе Сталинграда Александр Кочетов выполнил 105 боевых вылетов, участвовал в 78 воздушных боях, лично сбил 7 самолётов ( 5 бомбардировщиков и 2 истребителя ) и 1 — в составе группы. Здесь он получил первую свою награду — орден Отечественной войны 1-й степени. В 43-й полк Кочетов пришёл уже опытным лётчиком.

Весной 1943 года 43-й истребительный авиационный полк, в котором теперь служил Кочетов, перебазировался на Северный Кавказ. Начались ожесточённые бои за господство в воздухе с отборными частями Люфтваффе, стянутыми сюда отовсюду. Немцы решили вернуть себе утраченное превосходство в воздухе, так что небо Кубани было буквально нашпиговано самолётами.

Смертельная схватка за господство в воздухе шла в толще атмосферы от 100 метров до 7000. Всего 43-й полк сбил в небе Кубани 82 вражеских самолёта, из них 13 — на счету Кочетова. Знаменитые немецкие эскадры потерпели здесь сокрушительное поражение.

Сильными были бои в районе Новороссийска и станице Крымской. Схватки велись на малых и больших высотах — от 100 до 7000 метров. Шла борьба за господство в воздухе.

8 Мая 1943 года звено Кочетова вылетело на прикрытие линии фронта. При подходе увидели, что наши передовые позиции бомбят самолёты противника. На большой скорости звено внезапно атакует противника и в результате падают 3 бомбардировщика, которых сбили Кочетов, Бородин и Костиков. Враг был ошеломлён. А ниже 4 наших «Яка» сражаются с 8 Ме-109. Они сошлись в лобовой атаке. Здесь Спартаком Маковским будет совершён воздушный таран.

Об одном вылете Кочетов рассказывает сам:

«Со своим ведомым идём на высоте 5000 метров. Под нами большой аэродром противника. Мне приказали вести разведку. Ложусь на курс фотографирования. Хоть и прикрывает меня напарник, всё время приходится быть настороже. В районе Анапы воздух словно нашпигован фашистскими истребителями. И вот они тут как тут: 8 «Мессеров». Двое против восьми. Но не вижу напарника. Без боя не уйти. Закружилась смертельная карусель. Выхожу из лобовой атаки: фриц горит. В прицеле другой, но у меня в хвосте висят двое. Срываюсь в штопор. Пот застилает глаза. Твержу себе: надо выбраться, обязательно выбраться. Но я не просто веду бой: обороняюсь, нападаю. Я постепенно отхожу к своей территории. Горючего — совсем ничего. Снижаюсь до бреющего. Помогает солнце, оно слепит немцев. Так они «проводили» меня до Краснодара. Сел на первый наш аэродром. В конце пробега замер винт — горючее кончилось.

Здесь мой самолёт заправили горючим, пополнили боезапас, осмотрели машину. И удивительно: после такой «карусели», когда, казалось, самолёты крыльями задевали один другого, ни одной пробоины, ни одной царапины. Ну что ж, повоюем ещё, Лейтенант !»

3 Июня 1943 года Александр Кочетов выполнял задание в районе станицы Киевская. В воздухе встретил 6 Ме-109. Бой был неравным. Кочетов умелым маневром сбил одного «Мессера», сам вернулся на свой аэродром невредимым.

С Октября 1943 года Кочетов воевал на «Яках» в Крыму, где только в ходе штурма Сапун — горы сбил 2 неприятельские машины.

10 Октября 1943 года командир 3-й эскадрильи Александр Кочетов повёл группу из 8 самолётов на боевое задание. Ставилась задача: прикрыть наземные войска, не допустить бомбардировки их немецкими бомбардировщиками. Кочетов повёл свою восьмёрку навстречу врагу, когда они были за линией фронта. Встретили 60 Ju-88. Лётчики действовали стремительно. Завязался бой. Строй врагов был разбит и бомбовый груз был сброшен на головы немцев. В этом бою было сбито 4 «Юнкерса». Все 8 наших самолётов вернулись на свой аэродром.

Дальнейший путь отважного лётчика — Белоруссия, Прибалтика, Польша.

11 Апреля 1944 года наши войска освободили город Керчь. 12 Апреля на разгром вражеского аэродрома близ посёлка Ички ( ныне Советский ) было поднято 24 истребителя с бомбами под плоскостями. Группы по 12 машин вели опытные командиры — Капитаны А. В. Кочетов и С. А. Лебедев.

Удар был внезапным, полёт проходил над западной частью Азовского моря. Над целью на высоте 600 — 700 метров увидели 4 «Фоккера». В мгновенной атаке Кочетов и Лебедев сбили 2 FW-190. Сброшенные на стоянки самолётов бомбы нанесли врагу большой урон.

13 Апреля 1944 года, вроде бы несчастливое, по поверью, число, стало для Кочетова самым знаменательным в жизни. Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР первым в Краснознамённом 43-м истребительном авиаполку 8-й Воздушной армии Южного фронта командирам эскадрилий Александру Кочетову и Спартаку Маковскому было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением орденов Ленина и медалей «Золотая Звезда». А на другой день на торжественном построении авиаполка командир дивизии В. Т. Лисин вручил Александру Кочетову заслуженную награду.

Из наградного листа Героя Советского Союза А. В. Кочетова:

«В Отечественной войне против немецких захватчиков участвует с 22 Июня 1941 года на Юго — Западном, Сталинградском, Северо — Кавказском и Южном фронтах. До Июля 1943 года вёл боевую работу в должности командира звена. С Июля 1943 года — в должности командира эскадрильи на передовых действующих аэродромах. За период боевой работы имеет 262 вылета, провёл 67 воздушных боёв, в которых лично сбил 19 самолётов противника и 3 — в составе группы.

Эскадрилья в боевых действиях за время его командования на Северо — Кавказском и Южном фронтах имеет 672 боевых вылета, проведено 293 воздушных боя, в которых уничтожено 50 самолётов противника».

12 Мая 1944 года Крым был полностью очищен от захватчиков. Берег моря был усеян вражескими трупами в мышиных мундирах и техникой. И сразу же жители Крыма стали очищать город от трупов фашистской нечисти.

Крым запомнился Александру Кочетову не только смелыми атаками и сбитыми самолётами врагов. Однажды на окраине Симферополя он увидел разрытые могилы мирных жителей, зверски расстрелянных гитлеровцами. Старики, женщины со скрученными проволокой руками, дети. Увидев это своими глазами, лётчик, не раз смотревший смерти в глаза, не выдержал, ушел. Ненависть кипела, душила горло. Это ещё больше усилило ненависть к врагам и стремление беспощадно уничтожать убийц…

После освобождения Крыма предстояло перебазирование в Белоруссию. Командование полка предоставило 25-летнему Герою Советского Союза Александру Кочетову краткосрочный отпуск. 28 Мая 1944 года он приехал в родной Алатырь.

Здесь в 1919 году он родился. Отец работал машинистом в паровозном депо. Здесь прошли его детские и школьные годы. После окончания ФЗУ в 1936 — 1937 годах работал помощником машиниста. Пролетавшие над городом самолёты производили огромное впечатление. Он постоянно читал литературу о самолётах, о выдающихся лётчиках и ещё больше утвердился в своем стремлении научиться летать. Это привело его в Алатырский аэроклуб, где он впервые поднялся в небо, с которым не расставался многие годы. Успешно окончил аэроклуб и был рекомендован в лётное училище. С тихоходного У-2 пересел на современную скоростную машину — стал курсантом Энгельсского лётного училища. Успешно окончив его, служил в боевом истребительном авиаполку Киевского особого военного округа.

Земляки с восторгом встретили Героя. Его приглашают рабочие депо, где начиналась его трудовая биография, ученики школы, в которой он учился, коллективы других учреждений и предприятий. О нём пишут местные и республиканские газеты. В алатырской газете «Ленинский путь» публикуется его статья «В боях за Родину». В ней он держит своеобразный отчёт перед земляками, рассказывает, что успел сделать для достижения победы над противником, объясняет, как ему удается одолевать коварного врага и что ему помогает в этом, откуда он берёт силы в смертельной схватке с оккупантами.

«Мы бьём немца потому, что закалились сами и многому научились на войне. Бьём его могучей советской техникой и бьём его тем, что писатель А. Толстой назвал «русским характером». Составной частью этого понятия является непримиримая ненависть к врагу. Она горит в сердце русского солдата всегда, а особенно тогда, когда воочию видишь ужасные доказательства немецких зверств».

Когда он писал эти строки, перед его глазами предстала картина освобождённого Симферополя, где в его присутствии вскрыли яму с расстрелянными жителями города. Старики, женщины со скрученными колючей проволокой руками, дети… Не выдержав, он ушёл. Душила ненависть к детоубийцам. Выход ей он дал, когда штурмовал живую силу врага, схватывался в смертельном поединке в синих просторах родного крымского неба, когда вёл свободную охоту за транспортными самолётами противника над Чёрным морем…

Затаив дыхание слушали земляки — алатырцы лётчика — Героя Советского Союза. Можно поклясться, что поголовно все мальчишки, кто его слушал, в те волнующие моменты захотели стать лётчиками и отправиться на фронт бить врага.

Обаяние 25-летнего богатыря с Золотой Звездой на груди было так велико, что в родном Алатыре начали собирать средства для покупки самолёта в дар Капитану А. Кочетову. Инициатива пошла от коллектива родного депо, который предложил отчислять двухдневный заработок на приобретение боевого самолёта. Предложение было мгновенно подхвачено всеми алатырцами. За короткий срок деповцы внесли 20 000 рублей, работники паровозоремонтного завода — 50 000 рублей, леспромхоз собрал 70 000 рублей. Республиканские газеты освещали массовый патриотический порыв алатырцев. Но идея подарка Кочетову, оказывается, вызрела не только в головах его земляков. Вскоре он был приглашен в столицу республики — город Чебоксары.

Из газеты «Красная Чувашия» от 30 Мая 1944 года: «28 Мая из родного Алатыря в Чебоксары прибыл Герой Советского Союза Капитан А. Кочетов. Вчера он был на приёме у секретаря обкома партии тов. И. Чарыкова и председателя Президиума Верховного Совета Чувашской АССР тов. 3. Андреевой…»

Был на том приёме и председатель колхоза «Марс» Яльчикского района А. Г. Гаязов. Абдул Гаязович Гаязов был знаменит в республике тем, что в 1943 году внёс 105 тысяч рублей своих личных сбережений и многие пуды хлеба на строительство танковой колонны «Колхозник Чувашии». Но председателю колхоза и этого показалось мало. Он накопил ещё 110 000 рублей и собирался купить боевой истребитель. Вот только условие ставил вполне определенное: чтобы по борту самолёта красовалась надпись «От колхозника А. Гаязова» и чтобы лётчика на этот истребитель выбрал он сам. С чем председатель и приехал в правительство республики. А там ему представили воздушного аса Александра Кочетова с орденами и медалями во всю грудь, да ещё с Золотой Звездой. Годится ли, спрашивают, такой богатырь на твой самолёт ? Естественно, что даже придирчивый председатель колхоза не устоял перед обаянием Кочетова. Но сомнения всё — таки не покидали его: а вдруг самолёт отдадут не Кочетову ?

Тогда и родилось письмо самому Верховному Главнокомандующему Красной Армией. Так, мол, и так, купил самолёт, хочу, пишет А. Гаязов, вручить его лично сталинскому соколу Герою Советского Союза Капитану А. Кочетову, земляку. Вскоре прибыла телеграмма:

«Ялъчики, Чувашская АССР Председателю колхоза «Марс» Абдулу Гаязову. Примите мой привет и благодарность Красной Армии, тов. Гаязов, за Вашу заботу о Воздушных Силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено. И. Сталин».

Следом пришли в колхоз на имя А. Гаязова ещё два письма — от командующего ВВС и из авиачасти, где служил Кочетов. В письме командующего ВВС, которое подписали его заместитель и член военного совета, сообщалось, что: «В соответствии с указанием Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза тов. Сталина» на средства Гаязова построен самолёт, и согласно его желанию истребитель с надписью «От колхозника Гаязова А. Г.» будет передан Герою Советского Союза Капитану А. Кочетову».

Из авиачасти написали: «Грозная советская машина прибыла в часть… Весь личный состав части выражает Вам большую благодарность за Вашу заботу о ВВС Красной Армии и просит указать время, когда Вы прибудете для вручения самолёта тов. Кочетову».

Надо ли говорить, сколько радости принесли эти письма самому Гаязову и колхозникам ! Как свидетельствуют газеты того времени, в колхозе «Марс» в честь этого радостного события ставились рекорды. Шла жатва хлебов, и многие колхозники перекрывали установленные нормы. А сам председатель немедленно отправил ответ в авиачасть, где служил А. Кочетов. «Я из личных сбережений, — писал он, — внёс в прошлом году на строительство танковой колонны «Колхозник Чувашии» 105 000 рублей. В этом году подписался на Третий государственный военный заем в сумме 40 000 рублей, деньги внёс наличными… Следуя примеру своего собрата Ферапонта Головатова, отдаю все средства, накопленные мною и моим семейством многолетним честным трудом в колхозе, на помощь фронту. Я внёс 110 000 рублей и купил самолёт… Я уже старик, работаю 14 лет председателем колхоза, здоровье пошатнулось, но вручить самолёт приеду… До скорого свидания, сталинские соколы !»

Герой Советского Союза лётчик - истребитель капитан Александр Кочетов
А. В. Кочетов после вручения ему самолёта — подарка, 1944 г.

Остальное было, как говорится, делом техники. 29 Декабря 1944 года газета «Красная Чувашия» публикует статью «Вручение самолётов, построенных на средства трудящихся Чувашии» с портретом А. Кочетова. В ней, в частности, говорится: «20 Декабря в части, которой командует Подполковник А. Дорошенков, состоялось вручение 12 боевых самолётов, построенных на средства трудящихся Чувашии…»

Вот как ! Значит, почин алатырцев и Гаязова подхватила вся республика ! И не 2 самолёта купили, а целую эскадрилью подарили авиачасти. Причём А. Кочетову стали вручать сразу два «Яка» — от алатырцев и от А. Гаязова с надписью на борту: «От колхозника Гаязова». Пришлось Кочетову поделиться с другом, и второй самолёт был вручён Герою Советского Союза Спартаку Маковскому.

Вручение самолётов происходило под Москвой на аэродроме Монино. Туда же приехала жена Кочетова — Александра Михайловна. Через всю жизнь пронёс большую любовь к жене этот человек. Когда летал над городом, Аля выходила во двор следила за полётом мужа, а он бросал ей из самолёта огромные букеты полевых цветов.

Сразу после этого эскадрилья «Алатырская» вылетела на фронт, под Варшаву, чтобы открыть специальный счёт сбитых немецких самолётов. На подаренных самолётах лётчики 3-й эскадрильи летали до конца войны. Летали на Варшаву, Берлин, штурмовали вражеские аэродромы, сбивали в небе самолёты врага. Доверие земляков Кочетова обязывало работать с удвоенной энергией. Лётчики с честью оправдали его, уничтожив за несколько месяцев до Победы около 20 вражеских стервятников. Портрет лётчика — истребителя Кочетова в конце 1944 года был опубликован в газете «Комсомольская правда».

В небе над Берлином А. В. Кочетов водил свою эскадрилью на самые ответственные задания. Лётчики, летавшие с ним, всегда были уверены в том, что он примет в бою правильные решения. Они учились у него мастерству. Он действовал внезапно, и его разгромные атаки всегда были результативными. Выполняя любое задание, Кочетов относился к нему ответственно.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB