Герой Советского Союза Гвардии полковник Иванов Виктор Павлович

Его фронтовая судьба была не только долгой — он прошёл войну с первого до последнего дня, — но богатой такими событиями, многие из которых могли бы составить сюжет...

Его фронтовая судьба была не только долгой — он прошёл войну с первого до последнего дня, — но богатой такими событиями, многие из которых могли бы составить сюжет для приключенческого романа. Как это часто бывает, прямота и честность, присущие В. П. Иванову, добавили ему жизненных забот, лишили многих чинов и наград. Его ратный путь был исключительно ярким, а 2 из более чем 700 боевых вылетов стали воистину звёздными.

Виктор Иванов родился в деревне Анашкино Псковской губернии 29 декабря 1919 года. 18-летним юношей приехал в Ленинград, где работал механиком на заводе. В 1940 году окончил Чугуевское военное училище лётчиков.

Истребитель И-153 «Чайка», 1941 год.

Войну начал в Заполярье, где в составе 147-го истребительного авиаполка (впоследствии ставший 20-м Гвардейским ИАП), а затем 768-го авиаполка, произвёл около 200 боевых вылетов. В августе 1941 года он одержал на своей «Чайке» одну из первых побед над Ме-109…

В составе 768-го ИАП, входившего в систему ПВО города Мурманска, он выполнил 170 боевых вылетов на «Харрикейнах» и «Киттихауках» с доморощенным вооружением — 2 х 20-мм пушки ШВАК и 2 х 12,7-мм пулемёта БС плюс 6 направляющих под РС.

Иванов вспоминал, что в первых боях над морем, когда немцы шли на караваны союзников плотным боевым порядком, они несли колоссальные потери после залпа реактивных снарядов, ему доводилось видеть до 10 горящих и падающих самолётов. К сожалению, понятливые немцы быстро отказались от плотных построений. Большинство боевых лётчиков того времени трезво смотрели на вещи и, свято веря в победу, не рассчитывали дожить до неё. Это наряду с воспитанным в них коллективизмом делало их равнодушными к самому понятию личного счёта, пусть даже счёта побед над врагом…

В августе 1942 года старший лейтенант В. П. Иванов был отозван с фронта и как один из сильнейших лётчиков направлен во вновь формируемый в Химках 910-й ИАП (позднее ставший 148-м Гвардейским ИАП). Предполагалось, что это будет полк особого назначения. В составе этого полка он воевал под Сталинградом, на Курской дуге, освобождал Украину, Польшу, сражался в Германии.

3 января 1943 года, возвращаясь с лейтенантом Ю. Жилиным с задания, западнее Сталинграда капитан В. П. Иванов увидел в разрывах облаков крадущийся «Кондор» — четырёхмоторный транспортный самолёт FW-200. Спикировав, он в упор, едва не столкнувшись с громадиной, из всех стволов ударил по пилотской кабине, и через несколько секунд самолёт, шедший на малой высоте, упал на землю. Можно представить себе удивление советских воинов, осматривавших сбитую машину, когда они обнаружили среди обломков 32 трупа германских офицеров и множество знамён окружённых немецких частей армии Паулюса. До последних сражений 1945 года это был единственный случай, когда трофеем сразу становилось такое количество воинских святынь. Недоброжелательность тогдашнего командира полка не позволила В. П. Иванову записать на свой счёт эту великолепную победу, а к официальному незачёту сбитых он всегда относился достаточно равнодушно. Как бы то ни было, но захваченные в упавшем «Кондоре» знамёна, в любом случае, служат весомым подтверждением этой необычной воздушной победы…

Летом 1943 года Виктор Иванов одержал еще несколько побед. Так, в книге «Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов», на странице 228 есть следующее сообщение:

«16 июля 1943 года лётчики 9-го Воронежского ИАК ПВО капитан В. П. Иванов и лейтенант Ю. В. Жилин перехватили в районе Задонска самолёт противника Ju-88 и подбили его».

9 октября 1943 года 910-й авиаполк был переименован в 148-й Гвардейский.

17 декабря 1943 года при отражении массированного налёта авиации противника на объекты города Киева и переправы через Днепр в неравном воздушном бою сбил ещё один фашистский самолёт.

В течение весны 1944 года капитан В. П. Иванов стал командиром эскадрильи. В это время полк действовал в составе 2-го Белорусского фронта.

В конце марта 1944 года разгорелись тяжелейшие воздушные схватки в районе города Сарны. В те дни истребителям очень часто приходилось вести бои с превосходящими силами противника. Особенно упорной была схватка восьмёрки наших «Яков» с большой группой «Юнкерсов», которые в сопровождении «Мессеров» шли бомбить железнодорожный узел Сарны. Потеряв 9 самолётов, противник повернул обратно. Немецкая авиация предприняла ещё несколько попыток пробиться к цели. Но все они окончились неудачно.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Загрузка...
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...