Георгий Балашов родился 1 Марта 1914 года в столице Черноземья — городе Воронеже. Отец его был рабочим на одном из местных предприятий. В Воронеже юноша закончил начальную школу, а затем поступил в школу ФЗУ ( фабрично — заводского ученичества ). После неё молодой выпускник отправился работать на завод — слесарем.
«Правильное» по тем временам, пролетарское происхождение и рабочая специальность обещали ему вполне достойное существование, будущее членство в комсомоле и партии большевиков, множество других привилегий. Однако судьба воронежского слесаря Георгия Сергеевича Балашова сложилась иначе. Именно благодаря этому наша Родина получила ещё одного настоящего Героя, верой и правдой отстаивавшего её свободу «с оружием в руках».
Поворотным в судьбе Георгия оказался 1936 год. Молодой человек оказался в рядах Вооружённых сил Советского Союза. Модное в 1930-х годах в СССР увлечение авиацией захватило и Балашова — он оказывается в Качинской военной авиационной школе летчиков. Данное учебное заведение находилось в Крыму. В 1939 году Балашов стал, наконец, дипломированным пилотом, отправившись проходить службу в одну из лётных частей Красной Армии.
Великая Отечественная война застала его в рядах Вооружённых Сил, однако долгое время лётчик не принимал участие в боевых действиях. А начало войны было поистине прискорбной эпохой для страны…
В те дни огромное количество машин и личного состава оказалось попросту уничтожено на аэродромах, ни разу не приняв участие в воздушном бою. Если же это всё-таки доводилось сделать, советские машины часто терпели жестокие поражения и в воздухе. Здесь сыграли роль сразу несколько факторов. Во-первых, как правило, многие боевые самолёты СССР проигрывали технике Люфтваффе чисто технически. Во-вторых, боевая выучка немецких лётчиков, как правило, превосходила подготовку пилотов Красной Армии. В-третьих, играла роль внезапность нападения, вызывавшая стихийные, неорганизованные действия Военно — Воздушных ( впрочем, как и всех остальных ) Сил СССР.
Однако, впоследствии в воздухе соотношения сил между нашей страной и Германией стало выравниваться. Сказалась производственная база, давшая СССР новые образцы самолётов, переход к советскому командованию стратегической инициативы, подготовка на ускоренных курсах огромного количества новых пилотов. Именно такими «новобранцами» пришлось руководить Георгию Балашову. Его участие в войне относится только к её середине.
Боевое крещение старшего лейтенана Балашова состоялось весной 1943 года, когда он совершил первый свой боевой вылет. С 7 апреля по 5 июня 1943 года сражался на Северо — Кавказском фронте, с 1 сентября 1943 года — на Южном фронте, позже — на 4-м Украинском фронте.
Георгий Балашов воевал в должности командира эскадрильи практически всю войну. Однако, прославился не столько как грамотный руководитель и тактик, сколько как непревзойдённый «охотник» за вражескими самолётами.
2 мая 1943 года, при сопровождении 9 самолётов Пе-2 четвёркой Як-1, 5 истребителей противника Ме-109 пытались атаковать наших бомбардировщиков. Балашов стремительной атакой зашёл в хвост одному из Ме-109 и после первой же его очереди «Мессер» горящим факелом пошёл вниз. Отбив атаки ещё 2-х Ме-109, атакой в лоб подбил ещё один Ме-109, который с пламенем ушёл на свою территорию. В этом же бою лётчики его группы сбили ещё 2 самолёта, тем самым обеспечив возможность нашим бомбардировщикам успешно выполнить своё задание. Все наши самолёты вернулись на свои аэродромы.
18 сентября 1943 года, будучи ведущей группы двух Як-9Т и двух Як-1Б, в районе Гуляй Поле встретил 6 бомбардировщиков противника Не-111 в сопровождении 4 истребителей Ме-109. Отдав команду по радио тройке своих товарищей атаковать «Мессеров», Балашов ринулся на бомбардировщиков, подойдя вплотную открыл огонь и первыми же очередями сбил 2 бомбардировщика, оба «Хейнкеля» горящими рухнули на землю. В это же время его товарищи сбили 2-х Ме-109.
Особое упорство и мужество Балашов проявил в боях за город Мелитополь, летая днём и ночью и в сложных метеоусловиях. Однажды ночью со своей группой Балашов устроил засаду вражеским бомбардтровщикам, при этом своей группой сбил 3 и подбил 4 бомбардировщика, заставив противника сбросить бомбы не дойдя до цели.
К январю 1944 года командир эскадрильи 402-го истребительного авиационного полка ( 265-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт ) капитан Г. С. Балашов совершил 103 боевых вылета, провёл 37 воздушных боев, в которых лично сбил 15 самолётов противника.
Именно тогда, за эти и другие заслуги лётчика, было принято решение удостоить высшей награды СССР — звания Героя Советского Союза. 31 декабря 1943 года командир 402-го ИАП майор Ерёмин подписал наградной лист в котором есть такие строки:
«В боевых действиях на Кубани с 20 апреля по 3 июля 1943 года совершил 34 боевых вылета, провёл 23 воздушных боя, в которых лично сбил 6 и подбил 2 самолёта противника за что приказом 8-й Воздушной армии № 62н от 11 декабря 1943 года награждён орденом Красного Знамени и приказом 3-го ИАК № 05н от 15 мая 1943 года награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.
На Южном фронте с 1 сентября по 25 декабря 1943 года совершил 69 боевых вылетов ( в том числе 7 ночью ) из них: на прикрытие своих войск — 53, на штурмовку — 8 и на разведку — 8. Проведя 14 воздушных боёв, сбил лично 9 самолётов противника.
Всего в боях на Кубани и Южном фронте выполнил 103 успешных боевых вылета, провёл 37 воздушных боёв, в которых лично сбил 15 ( 4 Не-111, 1 Ju-87, 2 FW-189, 1 Mе-110, 1 Hs-129, 6 Mе-109 ) и подбил 2 ( 1 Не-111 и Ме-109 ) самолёта противника.
Эскадрилья, под командованием Балашова, за период боевых действий на Кубани и Южном фронте произвела 652 боевых вылета, проведено 232 воздушных боя, в результате которых сбито 45 самолётов противника. Свои потери составили 8 лётчиков и 12 самолётов.