Герой Советского Союза Фомичёва Клавдия Яковлевна

17 сентября 1943 года. Обычный боевой вылет. Эскадрилья точно отбомбилась по заданной цели, развернулась по направлению к своей территории. Все самолёты идут точно на заданных интервалах и дистанциях. «Хорошо идут», — подумала Клава. Дальнейшие мысли прервал сухой треск разрыва снаряда в правой плоскости самолёта. Клава оглянулась. Из правой плоскости била струя бензина, тут же распылялась и оставалась за самолётом в виде длинной полосы белого дыма. «Сейчас загорится», — с тревогой подумала Фомичёва, а рука уже сама потянулась к приборной доске, выключила зажигание правого мотора.

— Маша! Веди группу. Я иду на посадку, — передала Клава своему заместителю Долиной. С этими словами она увела свой самолёт под строй эскадрильи, направляясь к ближайшему аэродрому на своей территории. Бомбардировщик, как подраненная птица, еле держался в воздухе. Он плохо реагировал па движения рулями управления, постепенно терял высоту, хотя левый мотор работал на полных оборотах. «Скорей бы аэродром!…» Винт правого мотора остановился, стал создавать дополнительное сопротивление, и самолёт всё время стремился развернуться вправо. С трудом удерживала Клава машину от этого гибельного стремления. Она знала, что разворот в сторону неработающего мотора сулил неминуемый срыв в штопор, гибель самолёта и всего экипажа.

Тяжело удерживать самолёт. Устала, дрожит от напряжения нога, устали руки. Вот-вот силы оставят Клаву. Но нужно держаться! И Клава ведёт самолёт дальше… Впереди показался аэродром. Но… там взлетают и садятся истребители. Взлётно-посадочная полоса занята, а по бокам её всё поле изрыто воронками от бомб. «Что же делать? Сейчас и левый мотор остановится…» На миг полоса освободилась. Скорей, скорей на посадку!… Шасси, щитки выпущены… Высота… «Добирай, добирай, Клава!… — командует себе Фомичева. — Так, хорошо!»

Бомбардировщик стремительно бежит по земле. И вдруг удар, ещё удар, и самолёт, попавший стойками шасси в воронку от бомбы, капотирует. Клаве запомнился оглушительный взрыв, и всё замолкло… Казалось, экипаж погиб. Но находившиеся поблизости солдаты бросились к горящему самолёту и с риском для жизни вытащили обгоревших, тяжело израненных девушек. Долго они находились между жизнью и смертью, однако молодость, здоровье победили, и в январе 1944 года Фомичёва вернулась в полк.

*    *    *

На фронте затишье. Войска кропотливо готовятся к новому наступлению. И Клава сразу же включается в эту подготовку. Весной 1944 года полку было присвоено Гвардейское звание. Тогда Клава вместе со всеми поклялась с ещё большей отвагой уничтожать ненавистного врага, незапятнанной донести честь расковцев до самой победы. А победа в этом году казалась такой близкой…

На рассвете 23 июня 1944 года мощный удар армады бомбардировщиков по основным пунктам фашистской обороны возвестил о начале полного освобождения Белоруссии. Клава Фомичёва вела свою эскадрилью в составе этой колонны. Давно ставшая обычной для девушек, дополнительная загрузка удвоила силу бомбового удара эскадрильи. Во втором вылете эскадрилья Фомичёвой должна была нанести удар по одному из важнейших опорных пунктов, задержавшему атаку наших войск. Клава и штурман эскадрильи Галя Джунковская хорошо изучили эту цель во время недавнего разведывательного полёта. Цель приближалась, пора становиться на боевой курс — осталось минимальное время для работы штурмана с прицелом, для выдерживания самолёта в строго прямолинейном полёте. Действительно, в наушниках послышалось короткое слово: «Боевой!…»

И тут же всё небо — впереди, с боков, сверху и снизу эскадрильи — покрылось облачками разрывов зенитных снарядов. Они рвались везде. Уйти, отвернуть от них в сторону невозможно. Нужно идти точно по прямой, иначе бомбы не попадут в цель, весь вылет пройдёт зря… Клава стиснула зубы, старалась не смотреть на близкие разрывы — страшно всё-таки! — сосредоточила всё внимание на пилотировании самолёта. Удар в плоскость… Ещё… В ногу… Клава невольно оглянулась и увидела пламя, охватившее левую плоскость. Прямым попаданием снаряда был пробит и подожжён левый мотор, убит стрелок-радист, сама Клава ранена в ногу. Но Фомичёва продолжала вести самолёт по прямой. «Ещё минута — полторы, и Галя сбросит бомбы… Сейчас…»

— Держись, Клава, сейчас сброшу! — подбадривает подругу Галя, прильнув к бомбовому прицелу.

Вся эскадрилья идёт в строю, как и прежде. Подруги с других бомбардировщиков видят, что самолёт командира горит. Но что они могут сделать? Чем помочь? Клава посматривает на пламя, подбирающееся к кабине, считает оставшиеся до цели секунды полёта. Как долго они тянутся, как медленно приближается цель!… Наконец самолёт рванулся вперед и вверх: Галя сбросила бомбы. Не дожидаясь доклада Джунковской, Фомичёва резким разворотом вправо со снижением идёт к своей территории, пытается сбить пламя. Но уже поздно… Выпрыгнуть с парашютом? Нельзя! Внизу фашисты. Лучше смерть в огне…

— Тяни… тяни… — шепчет Галя. Она тоже считает, что лучше мучительная смерть, чем «спасение» в плену.

Гитлеровцы не хотят упустить добычу. Горящий самолёт идёт в сплошных разрывах зенитных снарядов. Вот они, совсем рядом. Но Клава не маневрирует. Нет времени на маневр. Вот-вот могут взорваться баки, и тогда конец… Скорее на свою территорию!… Пе-2 со снижением, на большой скорости идёт к линии фронта. Пламя обжигает руки, лица девушек. «Кажется, довольно! Мы у своих!» — Клава даёт команду приготовиться к прыжку и сбрасывает фонарь кабины. Сильный поток воздуха отклонил пламя от лица, свободнее стало дышать. Но этот же поток прижал Галю к задней стенке кабины… Маленькая, хрупкая, Галя Джунковская не может справиться со встречным потоком воздуха. Клава пытается помочь ей, но тут новое несчастье — лямка Галиного парашюта зацепилась за какой-то рычаг. Неуправляемый самолёт падает. Всё ближе и ближе земля…

Герой Советского Союза Фомичёва Клавдия Яковлевна

Клава бросает мимолетный взгляд на высотомер (всего 200 метров!… Парашют только-только раскроется!…), хватается за лямку Галиного парашюта, и они вместе вываливаются из кабины. Высота около 150 метров. Скорее найти кольцо… Рывок… Ещё миг — и земля. Рядом приземлилась Джунковская. Неподалеку упал самолёт. Пехотинцы заботливо расстелили шинели и уложили на них раненых, обгоревших Фомичёву и Джунковскую. Клава приподнялась, посмотрела на подругу и ужаснулась:

— Джун! Укол немедленно! И, ради всего, не трогай лицо! У тебя вся кожа слезла! Крепись, Джун, теперь всё в порядке.

Снова госпиталь, мучительное лечение… И Клава, и Галя стремились как можно быстрее вернуться в строй, продолжать громить фашистов. И 28 августа они уже снова были в боевом полёте в небе Прибалтики во главе своей эскадрильи. Здесь при освобождении Литвы, Латвии, при разгроме фашистов в Восточной Пруссии ещё больше проявилось воинское мастерство Клавы Фомичёвой.

Казалось, война идёт к концу, сопротивление гитлеровцев должно было ослабевать. В действительности же в Прибалтике девушки встретились с обратным явлением. Особенно много зенитной артиллерии и истребителей было сконцентрировано для прикрытия порта Лиепая, через который снабжались фашистские армии в Прибалтике. Тяжелы для лётчиков были полёты в глубокий тыл фашистов на бомбёжку этого порта. У девушек даже сложилась поговорка: «Кто на Либаву не летал, тот и горя не видал».

Задание — дивизионной колонной эскадрилий бомбить порт Лиепая. Клава ведёт свою эскадрилью в самом хвосте колонны. Что может быть хуже такого положения? Зенитки ко времени подхода последней эскадрильи успевают хорошо пристреляться, бьют особенно точно. И для истребителей противника замыкающая группа — самый лакомый кусочек. Ведь лётчики, штурманы и стрелки последней эскадрильи могут рассчитывать только на свои силы. Никто из летящих впереди не сможет поддержать их огнём своих пулемётов — слишком велика дистанция… А тут, как назло, и облачность очень высокая — выше 5000 метров. Не уйдёшь при случае в облака…

Бомбардировщики зашли на порт со стороны моря. Так они рассчитывали меньшее время находиться в зоне зенитного огня. Но в воздухе сразу же потемнело от разрывов зенитных снарядов. Кажется, они рвались совсем рядом с самолётами, среди них. Однако бомбардировщики шли и шли своим курсом. Зенитки… Поднялись истребители фашистов… Какое сердце не дрогнет в этом аду? Даже в обычном полёте трудно удержать самолёт в режиме строго прямолинейного полёта без колебаний по скорости и высоте в течение 2 — 3 минут, необходимых для точного бомбометания. И тем не менее Клава вела самолёт особенно точно. Минуты на боевом курсе среди этой массы разрывов, когда машину то и дело подбрасывало взрывной волной, казались вечностью. Наконец цель! Бомбы сброшены. И вся эскадрилья, словно связанная невидимой нитью, плотным строем уходит от цели.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB