Герой Советского Союза Федор Чубуков

Из кабины показался человек, которого никто не мог узнать. Чёрный, точно с головой окунувшийся в нефть, он с трудом выбрался на крыло машины и покачнулся. Техники успели подхватить лётчика. Это был Фёдор Чубуков…

Многие вспоминали об этом, когда командир вручал отважному лётчику медаль «За оборону Ленинграда». Жаль, поздравить парня так и не удалось. Помешала тревога…

Чубуков улетел во главе группы. В 1943 году, когда Пётр Покрышев, второй раз удостоенный звания Героя Советского Союза, принял полк, его бывший ведомый стал командиром эскадрильи. Одной личной храбрости теперь уже было мало. Теперь он был ведущим. Сам командовал эскадрильей, вёл её в бой, продолжая оставаться в то же время воздушным бойцом. Стремительность воздушного боя подчас не оставляет времени для команд. И тогда всё решает личный пример командира. Фёдору Чубукову пришлись по плечу и эти новые задачи. Ведь ему было у кого научиться точному удару по врагу, умелому маневру, взаимовыручке — он летал в паре с одним из лучших воздушных бойцов Ленинградского фронта Петром Покрышевым !

…В репродукторе на командном пункте сквозь треск и попискивание рации приглушённо звучала его скороговорка: «Справа ещё пара… Атакуем !..»

Когда лётчики вернулись, начальник штаба полка, расспросив о подробностях боя, принялся составлять донесение: «Попытка противника бомбить важную для снабжения Ленинграда перевалочную базу на мысе Осиновец сорвана. Бомбардировщики противника к цели не допущены. Один вражеский самолёт сбит группой наших истребителей».

Герой Советского Союза Федор Чубуков
Потом, взглянув на лётчиков, сказал: «Здорово всё — таки получилось. И медаль получили, и боевое задание выполнили. Поздравляю».

Только теперь Чубуков вспомнил о медали. Достав её из кармана и, положив на ладонь, принялся разглядывать.

— Хватит любоваться, — с шутливой строгостью сказал начальник штаба, — марш строиться, надо и остальным вручить медали…

Личный пример командира эскадрильи капитана Чубукова не раз воодушевлял лётчиков. Но по привычке лётчики ещё долго называли Чубукова запросто — Федей. Когда же он в одном из боёв сбил сразу 4 немецких самолёта, Пётр Андреевич Пилютов, тот самый, что в декабре 1941 года один дрался над Ладогой против 6 вражеских истребителей, сказал:

— Ну и ну ! Вот так Чубуков ! А мы с ним всё, как с маленьким: Феденька, Федя, а Федя съел медведя. И не одного ! Надо же, в одном бою четырёх порешил ! Скоро нам, старикам, придётся держать равнение на Федю…

После этого случая — а произошло это 28 марта 1944 года, Фёдор Чубуков провёл ещё много успешных боёв. Стал настоящим асам. И шутка старого лётчика оказалась очень близкой к истине.

К 3 мая 1944 года командир эскадрильи 29-го Гвардейского истребительного Волховского авиационного полка ( 275-я истребительная Пушкинская Краснознамённая авиационная дивизия, 13-я воздушная армия, Ленинградский фронт ) Гвардии капитан Ф. М. Чубуков совершил 296 успешных боевых вылетов, из них на прикрытие ПВО — 141, сопровождение транспортных самолётов — 32, сопровождение штурмовиков Ил-2 — 73, сопровождение бомбардировщиков Пе-2 — 6, на разведку войск противника — 9, свободную охоту за воздушным противником — 12, прикрытие наземных войск — 3. Провёл 52 воздушных боя, в которых лично сбил 17 и в группе — 5 самолётов противника.

За время командования им эскадрильей, с 5 мая 1943 года, лётчики произвели 1204 боевых вылета, провели 123 воздушных боя, в которых сбили 67 самолётов противника. Свои потери — 4 самолёта и 5 лётчиков.

В материалах наградного листа указывается:

«За время Великой Отечественной войны прошёл путь от рядового лётчика до командира эскадрильи. В воздушных боях показал себя тактически грамотным отважным офицером — руководителем. Не раз с группой своих подчинённых вступал в бой с численно превосходящими силами противника, своей смелостью и героизмом в воздушном бою увлекал молодой лётный состав и всегда выходил победителем.

3.09.1942 года группа из 6 истребителей «Киттихаук» вылетела на прикрытие города Волховстрой и встретила 30 Ю-88 под прикрытием 12 Ме-109. Смелой атакой наши истребители сорвали замысел противника и в продолжительном ожесточённом бою сбили 3 Ю-88. Одного из них сбил лично гвардии капитан Чубуков.

11.07.1942 года шестёрка «Киттихауков», сопровождавшая 18 бомбардировщиков Пе-2, в районе цели отбила атаку 20 Ме-109 и сбила 4 вражеских истребителя. Два из них сбил лично гвардии капитан Чубуков. Наша группа потерь не имела.

14.09.1942 года шестёрка «Киттихауков» отражала налёт 30 Ю-88 на объекты Волховстроя. В результате воздушного боя бомбардировщики противника беспорядочно сбросили бомбовый груз вне района цели. Сбито 4 Ю-88, один самолёт сбит лично Чубуковым.

11.11.1942 года, патрулируя в районе объекта, 4 «Киттихаука» ( ведущий — гвардии капитан Чубуков ) провели воздушный бой с 4 До-215 и 8 Ме-109. В результате воздушного боя самолёты к цели допущены не были. Гвардии капитан Чубуков лично сбил До-215.

25.11.1942 года 4 истребителей «Киттихаук» встретили 2 Ю-88. Стремительной атакой наши истребители разрушили строй пары, не дав ей возможности сбросить бомбы на цель. В этом бою ведущий группы Гвардии капитан Чубуков сбил бомбардировщик Ю-88.

5.06.1943 года 6 истребителей Як-7Б ( ведущий — Гвардии капитан Чубуков ) отражали налёт бомбардировщиков Хе-111, которые под прикрытием 8 ФВ-190 пытались бомбить объекты города Волховстрой. Бой длился 30 минут. Наши истребители разбили боевой порядок бомбардировщиков, сорвали их замысел и без потерь вернулись на свой аэродром. Гвардии капитан Чубуков лично сбил Хе-111.

8.06.1943 года шестёрка Як-7Б ( ведущий — Гвардии капитан Чубуков ) отражала налёт 25 бомбардировщиков Хе-111 на объекты Волховстроя, которые под прикрытием 8 ФВ-190 пытались бомбить железнодорожный мост города. В результате воздушного боя наши истребители не дали бомбардировщикам противника сбросить бомбы на цель и сбили 2 бомбардировщика и 1 истребитель противника. При этом, 1 бомбардировщик и 1 истребитель сбил лично Гвардии капитан Чубуков.

17.06.1943 года четвёрка Як-7Б ( ведущий — гвардии капитан Чубуков ), отражая налёт на железнодорожный мост Волховстроя, провела воздушный бой с 4 ФВ-190. Гвардии капитан Чубуков сбил один истребитель противника.

18.06.1943 года шестёрка Як-7Б ( ведущий — Гвардии капитан Чубуков ) отражала налёт 20 бомбардировщиков Хе-111 под прикрытием 4 ФВ-190 на объекты Волхостроя. В неравном бою группа разбила боевой порядок бомбардировщика, не дав им сбросить бомбы по цели. Гвардии капитан Чубуков сбил ФВ-190.

26.03.1944 года четвёрка Як-7Б ( ведущий — Гвардии капитан Чубуков ), прикрывая наземные войска, встретила в районе Пуру ( Нарвское направление ) 4 ФВ-190 и завязала с ними воздушный бой. В это время Гвардии капитан Чубуков увидел подход 18 бомбардировщиков Ю-87 под прикрытием 6 ФВ-190 и приказал свой группе атаковать бомбардировщики. В результате атаки противник, не дойдя до переднего края наших войск, начал уходить в западном направлении. Преследуя противника, наша группа в неравном бою, благодаря отличной осмотрительности и решительным действиям ведущего, сбила 5 бомбардировщиков и 2 истребителя противника. Гвардии капитан Чубуков лично сбил 2 Ю-87 и 2 ФВ-190.

7.04.1944 года восьмёрка Як-9Д ( ведущий — Гвардии капитан Чубуков ), прикрывая наземные войска, провела воздушный бой с двумя группами истребителей — 4 ФВ-190 и 5 ФВ-190, которые пытались атаковать самолёты Ил-2, выполнявшие боевое задание. Наши истребители отбили атаки противника и обеспечили штурмовикам возможность выполнения боевого задания. В этом бою Чубуков сбил 2 ФВ-190″.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко — фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года Гвардии капитан Чубуков Фёдор Михайлович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» ( № 5138 ).

В сентябре 1944 года 29-й Гвардейский истребительный авиационный полк был переброшен на Карельский фронт и включён в состав 324-й истребительной авиационной дивизии 7-й Воздушной армии. Здесь командир эскадрильи 29-го Гвардейского Волховского истребительного авиационного полка Гвардии капитан Ф. М. Чубуков провел свои последние воздушные бои на истребителе Як-9 и одержал последние победы. 15 ноября 1944 года 7-я Воздушная армия была выведена в резерв Ставки ВГК.

Несколько раньше, в сентябре 1944 года, газета «Правда» поместила статью, рассказывающую о боевых делах славных лётчиков 29-го Гвардейского Волховского истребительного авиационного полка. Были в ней и такие строчки:

«…На высоте 3500 метров лётчики встретили 4 вражеских самолёта FW-190. Это были немецкие асы. Наши Гвардейцы Чубуков и его ведомые навязали противнику вертикальный маневр. После многих обоюдных атак Чубукову удалось зайти в хвост одному «Фоккеру». Короткая очередь, и тот полетел к земле.

В эту минуту ведущий услышал голос с земли: «Курсом к нашему переднему краю летят 18 «Юнкерсов» в сопровождении 8 «Фокке — Вульфов». Чубуков вывел свою группу из боя и увидел на горизонте быстро растущие точки. Сражение развернулось над вражескими позициями. Гвардейцы разбили строй Ju-87. Противник вынужден был сбросить бомбы на свои же войска. Атаками сверху Гвардии капитан Чубуков и Гвардии младший лейтенант Логинов свалили 5-й бомбардировщик противника.

Во время преследования остальных «Юнкерсов» на Гвардейцев набросились подоспевшие FW-190. Советский ас Фёдор Чубуков одержал в схватке с вражескими истребителями 4-ю в этом бою победу, доведя свой счёт до 20 сбитых вражеских самолётов».

В сентябре 1944 года полк был передан из 13-й Воздушной армии в 7-ю Воздушную армию, действовавшую на Карельском фронте. Здесь комэск 29-го ГвИАП Гвардии капитан Чубуков провёл свои последние воздушные бои, на Як-9 одержал последние победы.

После войны Ф. М. Чубуков продолжил службу в ВВС. Судьба бросала его по бескрайним просторам нашей страны: сегодня на востоке, завтра — уже на юге. Но где бы ни был Фёдор Михайлович Чубуков, он всегда помнил Ленинград. И по праздникам, когда положено надевать все награды, он вместе с «Золотой Звездой» и многими боевыми орденами обязательно прикреплял к мундиру бронзовую медаль на оливковой ленте — ту самую, которую вручили ему в июне 1943 года на фронтовом аэродроме близ Ленинграда.

Уйдя в запас, Фёдор Михайлович поселился в Риге. Уже не летая, он не порвал связи с авиацией — работал в Рижском институте инженеров Гражданского Воздушного Флота.

источник: airaces.narod.ru

AesliB