Герой Советского Союза Евгений Азаров

*    *    *

«ДЕЛАЙ, КАК Я !..»

В любом деле есть свой лидер, особенно в боевой авиации. Здесь роль ведущего, наставника трудно переоценить. Для Алёши Гостева таким человеком был ас 19-го ИАП Евгений Азаров. Их пути сошлись не сразу. Лейтенант Гостев сначала был лётчиком — бомбардировщиком на По-2. На своём тихоходе по ночам он успешно совершал ночные боевые вылеты, сбросил свыше 20 тонн бомб на позиции противника. Но втайне мечтал стать истребителем. После многих рапортов, наконец, пересел на отличный самолёт Ла-5. Правда, смена машины радости не принесла: «Лавочкин» плохо повиновался ему — не хватало уверенности при выполнении маневров.

С доброй завистью смотрел он на однополчанина Евгения Азарова, слава о котором распространилась далеко за пределы 19-го авиаполка. Долгое время Алексей не смел заговорить со своим знаменитым коллегой, потом всё же подошёл к нему и сказал:

— Товарищ Капитан, возьмите меня к себе в пару ведомым.

Азаров явно не ожидал такого разговора, но откровение и прямота парня ему понравились. Он ответил:

— Пойдём, будем вместе грызть науку истребительного мастерства.

Наблюдая в полёте за действиями своего подопечного, Капитан видел, что парень попался способный, но хвалить не спешил, а больше нажимал на недостатки, от которых молодому пилоту следовало решительно избавиться.

— В общем-то неплохо, — говорил Евгений, — только часто заикаешься в воздухе.

— Как это — заикаюсь ? — не понял Лейтенант.

— У тебя многовато лишних движений. Суетишься. Образуются большие паузы между движениями. В результате — барахтаешься в небе. А в бою — каждая секунда на счету. Весь полёт до мельчайших подробностей нужно проиграть на земле ещё до вылета.

Всё меньше часов проиходилось отводить на учебные полёты — война торопила. И вот в один из морозных Январских дней 1943 года учитель и ученик впервые пошли на боевое задание. Капитан вёл шестёрку Ла-5. Справа шёл Лейтенант А. Гостев. Евгений знал, что его подопечный хорошо освоил одиночные маневры и сейчас его волновало одно: как он «впишется» в групповые действия истребителей ?

Прямо по курсу показалась группа Ме-109. И тут Капитан был приятно удивлён: Гостев не спасовал, первым атаковал противника, да так лихо, что едва сам не угодил под перекрестный огонь врага.

После боя Азаров подошёл к Гостеву, нахмурился:

— Строй ты держишь хорошо. И в смелости тебе не откажешь. Но сегодня ты чуть не поплатился за излишнюю горячность. Всегда помни: ты не один, не выпячивай себя. Взаимовыручка — железный закон истребителей.

Но эти слова не охладили азарт молодого пилота. Однажды на глазах у всех он сбил «Мессершмитт», подвергнув себя риску. Только неопытность лётчика — ведомого Me-109 позволила уйти Гостеву безнаказанно.

После боя перед Азаровым стоял улыбающийся Алексей.

— Ну как, товарищ Капитан, теперь я — истребитель ?

— Пока нет, — отрезал командир. — Ты храбр. Машиной владеешь неплохо. Но посмотри на себя: как выжатый лимон ! А если я прикажу тебе снова лететь ! Нет, дорогой, нам не нужны герои на час. Требуются лётчики, умеющие владеть собой, смелые, но и расчётливые, приносящие максимальную пользу. А риск, рассчитанный лишь на неумение врага, — плохой помощник в бою.

На этот раз слова Капитана достигли своей цели: Алексей решил укротить свою горячность, излишний азарт.

Очередные бои он провёл также смело и храбро, но в его действиях уже чувствовался почерк мастера. Недаром спустя несколько дней Азаров сказал:

— Лейтенант Гостев стал настоящим истребителем !

Гостев был одним из многих молодых бойцов, что прошли науку побеждать у прославленного аса. К Июлю 1944 года теперь уже у Майора Е. А. Азарова было много последователей, ведущих воздушные бои методично и расчётливо, не оставлявших противнику шансов выиграть поединки.

Азаров четко взвешивал соотношения сил, учитывая возможности каждого лётчика, и, исходя из реальных условий, всегда гибко и умело руководил боем.

На участке фронта, где сражалась эскадрилья Азарова, за 10 месяцев до окончания войны враг предпринял отчаянные контратаки. В воздухе появились большие группы бомбардировщиков противника. Комэск Азаров выслал 2 «ястребка» во главе с Ивановым для того, чтобы они барражировали на вероятном направлении, откуда можно было ожидать появления «Юнкерсов». Они действительно вскоре появились. И то, что увидел опытный пилот сквозь стекло кабины, заставило комэска насторожиться: к месту воздушного боя приближалась большая группа бомбардировщиков в сопровождении «Мессеров». Он насчитал 56 машин. Против 12 советских.

Командир эскадрильи Азаров принял единственно правильное решение: беспрерывными атаками мешать врагу прицельно сбрасывать бомбы на боевые порядки наших войск. И тогда враг бросил против истребителей Азарова ещё до 30 «Мессеров», не сомневаясь, что победа будет на его стороне. Но советские лётчики действовали дерзко. Только за 14 минут воздушной схватки «Лавочкины» сбили 4 «Мессера» и 5 «Юнкерсов». Азаров в этом бою лично сбил «Мессер» и «Юнкерс». Но в один из моментов услышал тревожный голос Лейтенанта А. Гостева:

— Командир, ваш самолёт горит !

— Не беспокойся, Алексей, вижу, — отозвался командир и бросился в очередную атаку.

«Мессершмитт» перешёл в пикирование, чтобы оторваться от Азарова, но тот цепко держал противника в поле зрения. Удар ! — и вражеский самолёт, протараненный, рухнул на землю. Это был 2-й самолёт, сбитый Азаровым таранным ударом. Советский лётчик остался в боевом строю. Вскоре ему довелось участвовать в очередном ночном бою.

Первого «Юнкерса» Майор Е. А. Азаров увидел в сотне метров над собой. Пропустил его вперёд и открыл огонь. Бомбардировщик заштопорил к земле. На месте падения взметнулся огромный столб огня.

Опытный лётчик обнаружил новую цель. Вот она ясно отпечаталась на фоне луны, выплывшей из-за облаков. Противник тоже заметил истребитель. Стрелок «Юнкерса» дал пулемётную очередь с дальней дистанции. Азаров отвернул самолёт вправо и скрылся в темноте. «Юнкерс», решив, что избавился от преследования, и опасаясь встречи с другим советским истребителем, сбросил бомбы на луг и стал уходить на запад. Но комэск перехитрил врага: хорошо отработанным приёмом атаки снизу подошёл вплотную к Ju-88 и в упор расстрелял его.

Из всех боёв, о которых он не очень-то охотно рассказывал после войны, Герой Советского Союза Полковник в отставке Е. А. Азаров, по моей просьбе, выделил самый памятный, оказавшийся на первый взгляд, не самым жарким.

— «Юнкерсы» решили атаковать танки, расположенные в лесу, — сказал он. — Четвёрка FW-190 отвлекающим маневром попыталась связать боем наши истребители, чтобы бомбардировщики беспрепятственно могли провести свою операцию. Уловка врага была разгадана. Я нанёс удар по ведущему «Юнкерсу» — очередь пришлась точно в цель. Но в бою вражеским снарядом перебило управление моего «Лавочкина». Машина вышла из повиновения. Внизу простиралась территория врага. Тогда я дал полный газ. Над самой линией фронта на высоте 600 метров мой самолёт перевернулся на спину. Воспользовавшись этим, я мгновенно открыл фонарь, расстегнул привязные ремни и выдернул кольцо парашюта. Порывом ветра меня выбросило из кабины, и я затем совершил «мягкую» посадку на ветви высокой сосны.

— Вот и всё, — скупо улыбнулся Евгений Александрович. — На войне, конечно, всякое бывало. Но большие запомнились те бои, в которых побеждали мои фронтовые друзья…

автор:

источник: airaces.narod.ru

AesliB